Мечети казани. старо-татарская слобода

Последние изменения

19.01.2018

Статус организации изменен с «в процессе реорганизации» на «ликвидирована».

Правопреемником назначена организация Муниципальное Бюджетное Учреждение Культуры «Манская Централизованная Клубная Система»

18.09.2017

Статус организации изменен с «действующая» на «в процессе реорганизации».

07.08.2017

Завершено рассмотрение судебного дела
№А33-14990/2017 от 30.06.2017 в
первой
инстанции.
Организация
в роли ответчика, сумма исковых требований 33 472 637 075 руб.

30.06.2017

Новое судебное дело
№А33-14990/2017 от 30.06.2017 в роли ответчика, сумма исковых требований 33 472 637 075 руб.

04.04.2017

Завершено рассмотрение судебного дела
№А33-5903/2017 от 24.03.2017 в
первой
инстанции.
Организация
в роли ответчика, сумма исковых требований 1 199 167 851 руб.

24.03.2017

Новое судебное дело
№А33-5903/2017 от 24.03.2017 в роли ответчика, сумма исковых требований 1 199 167 851 руб.

28.11.2016

Добавлены сведения об основном виде деятельности: Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества (90.04.3)

Старотатарская слобода — из истории

После завоевания Казани войсками Ивана Грозного татарам было запрещено селиться в черте города и местом их проживания был район, расположенный к западу и югу-западу от современного центра, который был назван Старотатарская слобода. Первое упоминание об этом месте появилось в 1566–1568 годах.

Дома в этом районе обычно строились в глубине дворов и своим фасадом они не выходили на улицу. Мечети сооружались в виде прямоугольных изб с двускатной крышей, восьмигранный минарет украшал шатер с высоким шпилем и мусульманским полумесяцем, смотрящим рожками вверх.

В XVIII веке в Старотатарской слободе было четыре деревянных мечети, при них имелись начальные школы — мектебе, а при больших соборных мечетях были медресе — высшие школы с духовной семинарией, где обучались мальчики от 8 до 14 лет. Девочки проходили обучение в доме муллы, их учителем была жена муллы.

К настоящему времени в этом районе сохранилось немало старинных татарских домов XVIII — XIX веков — деревянных с характерной резьбой и каменных, заметно отличающихся от домов в другой части центра города.

Главными достопримечательностями, сохранившимися в этом районе являются мечети, которых здесь осталось около десяти. Татарские мусульманские храмы отличаются от турецких, среднеазиатских и дальневосточных, а всего сохранившихся в неизменном виде их насчитывается не более двух десятков в мире и многие из них расположены в Казани.

Новости Казани

Зимний отдых в Анапе28 мая 2020, 14:00Развивающие лагеря на каникулы — какой выбрать для ребенка?29 апреля 2020, 11:25GGBET DOTA: VALVE ЗАГРУЗИЛА ПАТЧ 7.2622 апреля 2020, 14:05ДЖЕЙМИ КАРРАГЕР ВЫДЕЛИЛ АНДРЕЯ АРШАВИНА22 апреля 2020, 14:05Ставки на спорт: в преддверии ЕВРО-2020 определены фавориты14 февраля 2020, 16:50Аналог или цифра? И мы не о телевизорах4 сентября 2019, 15:50РЕСТОПАРК – ивент, который меняет рестораны!29 августа 2019, 18:30ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИЗОВ И ПОДАРКОВ В КАЗАНИ: К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ28 августа 2019, 10:55Помощница президента РТ вышла замуж за Бекмамбетова22 апреля 2019, 13:30Шамовская психиатрическая больница стала пятизвездочным отелем3 апреля 2019, 09:10

История

Сенная мечеть в XIX веке

Ядро Старой Татарской слободы находится за протоком Булак, где ещё до покорения города Иваном Грозным находился «Царев луг» и деревня Кураиш (впоследствии Кураишева слобода) с каменной Отучевой мечетью. Особенно бурное развитие и застройка слободы начались после визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания, а также в связи с её историческим указом 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий». К концу XIX века крупный ансамбль Старой Татарской слободы сложился в районе улиц Московская (бывш. Кирова), Нариманова, Марджани (бывш. Комсомольская), Сары Садыковой (бывш. южная часть Нариманова), Г.Камала, Ахтямова. Наиболее ценная историческая застройка находится в районе улиц Московская-Марджани до ул. С.Садыковой (с востока на запад) и от ул. Г.Камала до ул. Ахтямова (с севера на юг). Осевая для всей слободы улица Тукая (Тихвинская и Екатерининская до 1917 года) была застроена особняками татарских промышленников, предпринимателей и духовенства.

Центром северной части слободы и её торговым кварталом, что свойственно всем восточным городам, был Сенной базар (ныне частично сквер Труда) и Сенная мечеть (ныне мечеть Нурулла) в его центре (ул. Парижской Коммуны и Татарстан). Вокруг мечети группировались гостиничные («Булгар», «Амур») и торговые здания, купеческие лавки.

Центральная часть слободы складывается из застройки левого берега озера Кабан и улиц К. Насыри, Г. Тукая, С.Садыковой, ядром этой части является перекресток улиц Г. Тукая и Ф. Карима, образующий небольшую Юнусовскую площадь, которая была общественным центром слободы в годы революций. Площадь окружали дома татарских купцов и фабрикантов — Б. Апанаева, В. Ибрагимова, С. Бахтеева, М. Мустакимова, Алкиных. Жемчужины южной части слободы — мечеть Марджани, Бурнаевская, Голубая.

Улица Каюма Насыри первоначально называлась Захарьевской. Такое название она получила от находившейся на конце улице церкви «Захарии и Елизаветы», разобранной в 1925 году. В 1930 году улица была переименована в честь татарского ученого-энциклопедиста Каюма Насыри. В 2013 году, после проведения реставрационных работ, улица стала пешеходной.

В южной части слободы были размещены крупнейшие промышленные предприятия своего времени — мыловаренно-химический завод (ныне «Нефис-косметикс») и пивной завод Петцольда (ныне — «Красный Восток»-«Солодовпиво»). В советское время к ним добавились заводы «Радиоприбор», КМИЗ, «Мединструмент», фабрика «Аромат» и другие производства.

Вид на озеро Кабан и Старо-Татарскую слободу (1920-е — 1930-е годы)

В советский период, а также частично после него, небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе (особенно на западе её центральной части и у улицы Татарстан) были снесены и застроены многоэтажными жилыми домами («хрущевками» и «брежневками»). В то же время в слободе сохранилось до настоящего времени настолько много примечательных зданий, что это позволяет ей оставаться комплексной достопримечательностью, предметом гордости горожан и обязательного посещения гостей города и туристов. В 1992 году слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории.

Северная часть слободы входила в состав Бауманского (ныне Вахитовского) района города, центральная и южная — Приволжского, являясь его северным территориальным аппендиксом. В середине 1990-х — начале 2000-х гг. на жилой территории центральной и южной части слободы была учреждена особая префектура с отдельной администрацией Старо-Татарская слобода, которая в ходе муниципальной реформы позже была упразднена с передачей её территории в состав Вахитовского района как одного из других его учётных жилых комплексов. Таким образом, в состав Вахитовского района входит практически вся слобода, за исключением территорий промышленных предприятий на её юге.

В годы подготовки города к празднованию тысячелетия города в 2005 г. многие здания в слободе были отреставрированы. Согласно генеральному плану, предусматривается дальнейшая реновация Старо-Татарской и Ново-Татарской слобод с сохранением исторического облика первой и перестройкой второй.

В феврале 2012 года в рамках государственно-частного партнерства с Мэрией Казани для совместной деятельности по развитию казанской агломерации и восстановлению и реконструкции исторического центра города начата масштабная реставрация к проводимой в городе Универсиаде 2013 года большого количества памятников архитектуры слободы, принадлежащих и переданных Инвестиционной группе компаний ASG

Жемчужина Старо-Татарской слободы

Одним из самых замечательных считается так называемый дом Шамиля, расположенный на улице Тукая. Его построил в 1863 году миллионер, купец первой гильдии Ибрагим Исхакович Апаков. Дом расположен возле Юнусовской площади, на Екатерининской улице. Единственная дочь этого богача была выдана замуж за третьего сына имама Шамиля, знаменитого предводителя кавказских горцев. Сам Шамиль в этом городе никогда не был, в плену отсиживался в Калуге, но личностью в мусульманском мире был видной. Так вот, в приданое 18-летней девушке, которая выходила замуж за 45-летнего дядьку, И. И. Апаков подарил этот дворец, который входит в перечень «Достопримечательности Казани». Описание этого памятника архитектуры и объекта культурного наследия, в котором с 1986 года располагается музей Габдуллы Тукая, можно начать с параметров. Площадь здания равна 430 квадратным метрам, а объем — 4200 метрам кубическим.

Достопримечательное место

Достопримечательное место – это когда статус объекта культурного наследия придается не отдельному зданию, а целой территории. В отношении данной территории должны быть утверждены границы, предмет охраны и требования к строительной и хозяйственной деятельности, направленные на сохранение объекта культурного наследия

Обратите внимание, что здесь перечислены те же документы, которые необходимы для исторического поселения. Напомним, что город Томск входит в список исторических городов федерального значения

Первый раз статус исторического поселения Томск получил еще в 1990 году, тогда в список вошли около 400 городов России. В 2010 году перечень был сокращен до 41 города. Кроме Томска, за Уралом такой статус имеют только три города: Кяхта, Иркутск и Енисейск.

На сегодняшний день достопримечательное место Татарская слобода имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Это значит, что сегодня район включен в предварительный список подлежащих сохранению исторических территорий, но еще не включен в единый государственный реестр памятников (и не получил категорию охраны – она может быть федеральной, региональной или муниципальной).

Памятник архитектуры по Татарской, 11

Согласно федеральному законодательству выявленные объекты стоят на государственной охране наравне с «полноценными» памятниками. Если выявленным объектом является здание, то по крайней мере понятно, что понимать под госохраной: здание как минимум нельзя сносить и менять его архитектурный облик. А вот если выявленным объектом является достопримечательное место, все сложнее. Федеральный закон не запрещает новое строительство на территории достопримечательных мест при условии сохранения особенностей достопримечательного места, включенных в предмет охраны. Но если предмет охраны достопримечательного места не утвержден (то есть если достопримечательное место является выявленным объектом), то какими нормами регулировать новое строительство – непонятно.

Отремонтированный дом на Татарской, 1 в 2014-2015 годах

Наверное, самым правильным в этой ситуации решением было бы попросту объявить мораторий на любой снос или любое новое строительство на территории достопримечательного места, пока не будет разработана документация, но федеральное законодательство не содержит подобного требования, предоставляя этот вопрос на усмотрение местных органов охраны. Томские органы охраны трактуют эту ситуацию в логике «что не запрещено, то разрешено». Впрочем, в некоторых случаях, о которых мы скажем ниже, разрешается в том числе и то, что прямо запрещено федеральным законодательством и региональными правовыми актами.

Как следствие, в Татарской слободе ведется вялотекущая строительная и хозяйственная деятельность, которая постепенно лишает район его исторического своеобразия и туристической привлекательности. Несмотря на периодические заявления о ценности и уникальности этого района, которые делают представители городской и областной администраций, район заброшен и гибнет. Впрочем, не лучше ситуация и в других районах комплексного сохранения исторической деревянной застройки, которым также присвоен статус достопримечательных мест. Кроме Татарской слободы, статус выявленных объектов — достопримечательных мест имеют еще шесть районов в Томске: пять «деревянных» (Воскресенская гора и Белоозёрье, Дворянская, Елань, Заозёрье, Преображенская зона) и один «каменный» (Университетский комплекс).

Евангелистовская улица (современная улица Татарстан) в конце 19 века

В конце 19 столетия Евангелистовская улица – центр и основная магистраль татарской части Казани. С русской частью города ее связывал деревянный мост через Булак, который назывался Булачным (а неофициально Татарским) мостом.

ПАРОХОД НА ОЗЕРЕ КАБАН НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКОВ

Возле моста, в начале Евангелистовской улицы на берегу озера Кабан располагались пристани, откуда в летнее время года значительная часть горожан выезжала на отдых в южные предместья Казани.

По данным Николая Загоскина, самыми популярными местами летнего отдыха на берегах Кабана были Чертов угол и Аркадия.

Место под необычным названием Чертов угол находилось на озере Средний Кабан. В конце 19 столетия на его берегах росла роща, где были построены ресторан и кумысная лечебница. Сюда от пристаней на Евангелистовской улице регулярно ходили прогулочные пароходы.

Другим популярным среди казанцев местом отдыха на Кабане являлась Аркадия – «загородные гуляния при дачах Андреевского». Здесь можно было отобедать в ресторане, послушать музыку и даже увидеть фейерверки, которые нередко организовывали по заказу состоятельных особ.

ВИД НА СЕННУЮ МЕЧЕТЬ И НОМЕРА «БУЛГАР» В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА И ТО ЖЕ МЕСТО В НАШИ ДНИ

Чуть дальше пристаней на Нижнем Кабане, в непосредственной близости от Евангелистовской улицы шумел Сенной базар – главная торговая площадь татарской части города.

Вот так описывал базар конца 19 века на страницах путеводителя Николай Загоскин.

— На татарском рынке (близ Сенной площади) всегда встретите вы группы татар или ведущих торговые сделки и разговоры, или праздно разгуливающих и сообщающих друг другу вести и новости. Каждый татарин на базаре и ярмарке всегда бывает оживлен, так как торговля – самое любезное его сердцу дело.

По Евангелистовской улице курсировали вагоны двух линий конного трамвая. Однако уже к концу 19 столетия стало ясно, что этот вид транспорта устарел. Городские власти приняли решение заменить его более прогрессивным электрическим трамваем.

С этой целью на берегу озера Кабан (на месте, где сегодня находится театр Камала) в конце 19 века началось строительство электрической подстанции для снабжения электроэнергией будущих линий казанского трамвая.

ЭЛЕКТРОПОДСТАНЦИЯ НА ОЗЕРЕ КАБАН В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА

Также в конце 19 столетия впервые появляется идея о строительстве в Казани нового речного порта. Существовавшие тогда волжские пристани в Адмиралтейской слободе находились на расстоянии 7-10 километров от основной части города.

Согласно проекту, новый речной порт должен был появиться за Ново-Татарской слободой. Планировалось прорыть между Волгой и городом глубоководный канал, а непосредственно у городских кварталов обустроить удобную для речных судов бухту.

Таким образом, если бы план был реализован, Евангелистовская улица уже тогда превратилась бы в «речные ворота» Казани, связав новый порт с центральной частью города. Однако по различным причинам построить новый речной порт тогда не удалось.

ПРОЕКТ КАНАЛА И НОВОГО ПОРТА НА КАРТЕ КАЗАНИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Вот что пишет об этом в 1896 году Николай Загоскин.

— Много радостных надежд казанцев возлагалось на эту волжскую «бухту», много переговорено речей и исписано бумаги по поводу ее, не раз возбуждались и ходатайства о ее сооружении; были даже моменты (в 1873 и 1886 годах), когда мечтания казанцев о бухте уже готовы были, казалось, осуществиться, но в настоящее время вопрос о ней стал, с проведением казанско-рязанской железной дороги, на почву, близкую к положению совершенной безнадежности.

Однако идеи проектировщиков второй половины 19 века не прошли бесследно. Новый речной порт Казани будет построен на планируемом месте, но уже в середине 20 столетия.

Как мы теряем Татарскую слободу

Во-первых, несмотря на ограничения, которые установлены в районе, в Татарской слободе каждый год появляются новые здания, которые не соответствуют историческому облику района. После утверждения в 2012 году проекта зон охраны ограничения по высоте стали соблюдать. Но самым «болезненным» нарушением является систематическое игнорирование при новом строительстве ограничений по строительным материалам – на территории Татарской слободы, как и в других «деревянных» районах, допускается строительство только деревянных зданий или зданий так называемого «смешанного» типа, когда один этаж является кирпичным, а второй и иногда третий – деревянным; причем данное требование предъявляется как к основным отделочным, так и к строительным материалам.

Здание УМВД России на Татарской, 15, не соответствующее историческому облику района

Самым вопиющим случаем такого вторжения, имевшим большой общественный резонанс, стало строительство многоквартирного дома на месте бывших мастерских «Томскреставрации» по адресу Источная, 41а – прямо за памятником федерального значения по Татарской, 46. Новое здание нарушает требования по сомасштабности и соподчинению новых объектов окружающей исторической застройки и – в нарушение требований к строительным материалам – целиком строится из кирпича. Несмотря на то что многоквартирник «Томлесстроя» стилистически никак не сочетается с застройкой, традиционной для Татарской слободы, строительство было согласовано областными и городскими властями. Сначала в апреле 2015 года мэрия отозвала разрешение на строительство, затем спустя несколько месяцев «Томлесстрой» возобновил строительство: комитет по охране культурного наследия согласовал стройку, и мэрия выдала новое разрешение на строительство трехэтажного дома на десять квартир.

Долгострой «Томлесстроя» на Источной, 41а

Долгострой «Томлесстроя» на Источной, 41а

Долгострой «Томлесстроя» на Источной, 41а

Помимо этого объекта, на территории Татарской слободы уже после вступления в силу проекта зон охраны объектов культурного наследия были построены следующие диссонирующие объекты: на Горького, 54 и 52/1 и на Источной, 53 и 38/2. Иногда для вида новострои отделывают «под дерево».

Дом, обшитый сайдингом, на Горького, 54

Дом, обшитый сайдингом, на Горького, 54

Отель, обшитый сайдингом, на Горького, 52/1

Отделанный под дерево дом на Источной, 53

Как следует из ответа на запрос депутата облдумы Галины Немцевой, сделанный в 2015 году, строительство указанных объектов было согласовано областным департаментом по культуре (который на тот момент выполнял функции регионального органа, уполномоченного в государственной охране объектов культурного наследия).

Примечательно, что областной департамент согласовывал даже те объекты, по которым мэрия пыталась судиться с застройщиком, апеллируя в том числе к нарушению требований проекта зон охраны. Представители госоргана, как следует из ответа Евгения Паршуто (тогда – первый заместитель мэра города Томска) Галине Немцевой, игнорировали предложения принять участие в суде на стороне мэрии, но при этом выдавали застройщикам согласования о соответствии строящихся объектов требованиям проекта зон охраны.

Дом на Горького, 39/1

Татарская, 18 – крупногабаритный капитальный гараж с кирпичным забором между двумя объектами культурного наследия.

Кирпичный дом с гаражом на Татарской, 18 между двумя объектами культурного наследия

Подготовлена строительная площадка по адресу ул. Трифонова, 5 (на месте снесенного старокирпичного здания), остается открытым вопрос о строительстве по ул. Татарской, 56-58, а также о продолжении строительства на территории «Томскреставрации» — по первоначальному предпроектному обоснованию на этой территории планировалось строительство четырех многоквартирных домов).

Все перечисленные объекты были построены после 2012 года — вступления в силу проекта зон охраны. До вступления в силу проекта зон охраны построены дисгармоничные здания по следующим адресам: Мусы Джалиля, 1/1, 3; 5; Татарская, 32; М. Горького, 22/1; 54; Трифонова, 12.

Дом на Татарской, 32

Бурнаевская мечеть

Бурнаевская мечеть стала третьим мусульманским храмом в Казани после Марджани и Азимовской мечети. Храм расположен по улице Ахтямова в доме №7.

Первоначально это была деревянное строение. После пожара на месте сгоревшего храма в 1872 году по проекту архитектора П.И. Романова на средства купца Мухаметсадыка Бурнаева была построена новая мечеть. В 1895 году по проекту архитектора Ф.П. Малиновского был сооружен минарет из красного кирпича. В конце 30-х годов храм был закрыт и только в 1994 году возвращен верующим.

Бурнаевская мечеть — это одно из самых интересных по своей архитектуре зданий. По легенде, купец Бурнаев много путешествовал и решить создать храм в турецком стиле. Мечеть представляет собой одноэтажной здание в формах эклектики национально-романтического направления и включает в себя входную часть, холл и два зала. Минарет наземный, расположен с северной стороны. Вход прихожан осуществляется через нижний ярус минарета.

Бунаевская мечеть имеет еще другое название — Третья соборная.

На метро – лучше всего

Посмотреть на эти чудеса люди едут со всех концов мира. Как добраться до Старо-Татарской слободы? Когда в городе есть метро, доехать до достопримечательностей становится гораздо проще. Станция метро «Кремлевская» расположена под Казанским кремлем – одним из главных туристических объектов. Следующая станция – «Площадь Тукая». Чтобы осмотреть исторический центр города, можно выйти на одной из этих станций. От площади Тукая по улице Татарстан можно пешком добраться до Старо-Татарской слободы. Она находится в шаговой доступности. Но и общественным транспортом подъехать тоже можно – здесь проходят маршруты троллейбусов № 3, 5, 7 и нескольких автобусов. Из других районов большого города до центрального исторического Вахитовского, отделенного от других речкой Казанкой, можно добраться по мосту «Миллениум», открытому к 1000-летию Казани, по трем дамбам и с помощью метро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector