Триумфальная арка константина
Содержание:
- Декор[править | править код]
- Описание арки
- Триумфальная арка Оранж, Франция, оранж
- История строительства
- О месте Триумфальная арка императора Константина
- Внутренняя часть
- Оформление аттика
- Историческая справка
- Триумфальная арка Константина в Риме и исторические факты о ней
- Знак свыше
- Император Константин и его заслуги
- Зачем сохранили Арку Тита
Декор[править | править код]
Константин на троне
Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:
- Искусство Римской империи IV века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.
- Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение — к лету .
- Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».
Схема расположения сполий на арке Константина.
Аттикправить | править код
Барельефы с аттика арки, южная сторона, правая часть
На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (—), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (—). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.
На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.
Посвятительная надпись на арке гласит, что Флавий Константин Максим победил тирана и всех его сторонников «по божественному вдохновению и величии духа», однако под этими словами можно различить более раний текст: «По мановению Юпитера Оптима Максима». Вероятно, это изменение внесли после того, как император впервые увидел надпись, составленную без его ведома, то есть, во время возвращения правителя в Рим в 315 году, когда его религиозная позиция, по-видимому, определилась чётче. Содержание первоначальных слов, высеченных на данном монументе, говорит о следующем: непосредственно после одержанной победы было ясно, что император — римлянин-язычник.
Основная частьправить | править код
Медальоны арки Константина, южная сторона, левая часть. Внизу — эпизод кампании против Максенция, штурм города, предположительно Вероны
8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского жёлтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.
Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу, по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.
При Константине также был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной — выступления перед народом и раздачи денег.
Описание арки
Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта — 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора, добываемого в Аттике.
Полуколонны, которыми декорирована данная арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора.
В Средние века арка Тита была включена в крепостную постройку, позже её часть оказалась уничтоженной. В при папе Пие VII Джузеппе Валадье провёл реставрацию монумента. Чтобы отметить воссозданные им элементы, Валадье выполнил их из травертина, а не мрамора, а также упростил их форму.
Триумфальная арка Оранж, Франция, оранж
Памятное сооружение можно отнести к разряду одного из старейших в мире.
Арка расположена приблизительно в 850 метрах к северо-западу от Античного театра, на дороге, ведущей из Оранжа в Лион. Триумфальная арка была возведена в период с 20 по 25 год нашей эры в честь побед римского военачальника и консула Германика. Через арку проходила Агриппиева дорога, которая вела из Рима на север. О солидном возрасте памятника истории и архитектуры свидетельствует надпись на арке Оранж в честь Тиберия, которую добавили несколько позже ее строительства, в 27-м году нашей эры. Сегодня арка отнесена к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
История строительства
В III веке Римская империя была истерзана нашествиями древнегерманских племён. Не добавляло стабильности в этом противостоянии внутренняя политическая смута, сложившаяся на то время. Государство состояло из нескольких провинций, в которых правили наместники со своим войском. Каждый из них норовил стать императором. В такой сложной обстановке появился лидер, сумевший сплотить страну. Это был Константин, впоследствии ставший Великим.
Константин получил превосходное военное образование. Его отец Констанций Хлор возглавлял Западную Римскую империю. Перед юношей открывались перспективы в достижении высокой цели. Молодой полководец успешно сражался против варваров на берегах Рейна. Константин зарекомендовал себя, как отважный и одарённый стратег, что способствовало приобретению авторитета среди военных. После смерти отца, армия провозгласила Константина претендентом на имперский трон. Для обретения полной власти необходимо было одержать победу над внутренним врагом.
В 306 году Римом правил узурпатор Максенций, являющийся воинствующим язычником. Любое своё решение он принимал, руководствуясь гаданиями жрецов на овечьих внутренностях. Константин, заручившись поддержкой других соправителей провинций Рима, объявляет тирана Максенция вне закона и готовит военный поход на столицу. Полководец со своей армией подходит к реке Тибр, которая считалась единственной преградой на дороге в Рим.
Там его встречает Максенций с войском, в разы превосходящее по численности армию Константина. В 312 году на берегу реки началась ожесточенная битва, в ходе которой Максенций был разбит. При постыдном бегстве узурпатор утонул в водах Тибра. Константин становится единоличным властителем Западной Римской империи.
В 315 году по решению Римского сената устанавливают триумфальную арку, символизирующую победу Константина над тираном. Архитектурное сооружение было построено и украшено фрагментами, снятыми с других античных памятников города. В этом был заключён особый политический замысел Константина. Идея собрания разновременных элементов декора в единый ансамбль заключалась в консолидации общества после гражданской войны. Были взяты барельефы и панно, изображающие события и подвиги предыдущих правителей Рима.
Стоит выделить один важный аспект, связанный с духовными ценностями императора Константина. На триумфальной арке отсутствуют символы христианства. Напротив, барельефы арки описывают сцены проведения языческих обрядов жертвоприношений. Имеются доказательства того, что во время кульминационной битвы против Максенция на щитах солдат армии Константина были изображены монограммы креста Иисуса.
Будущий император верил, что с христианским знаменем ему будет сопутствовать удача. Во время возведения арки Константин повёл себя как осторожный дипломат. Чтобы не допустить раскол в обществе, он решил объединить его позднее единым религиозным течением — христианством.
О месте Триумфальная арка императора Константина
Триумфальная арка императора Константина – Arch_of_Constantine — трёхпролётная арка нахо-дится в Риме между Палатином и Колизеем. Арка, построенная в 315 году, посвящалась победе им-ператора Константина над Максенцием 28 октября 312 года в битве у Мильвийского моста. Это со-оружение является древнейшем в своём роде и использует в своём оформлении элементы других древних монументов. Триумфальная арка императора Константина в Риме интересна тем, что она была построена не в честь победы над внешним врагом, а посвящена победе в гражданской войне. Арка состоит из трёх проёмов. Общая высота сооружения – 21 метр, а высота центрального пролёта – 11,5 метров. Существует три варианта объяснений, по каким причинам Триумфальная арка импе-ратора Константина в Риме декорировалась с использованием элементов снятых с других сооруже-ний. Существует три версии, почему это было сделано. Более близки к истине две: узкие временные рамки — Триумфальная арка была построена всего за три года и – символическое значение – исполь-зование элементов декора времён Адриана, Марка Аврелия и Траяна вводили Константина в круг «хороших императоров». Расположенные на аттике 8 барельефов были сняты с памятника эпохи Марка Аврелия, очевидно с монумента памяти войны с сарматами. На барельефе с раздачей денег народу, видны следы удалён-ной фигуры сына Марка Аврелия Коммода. Вершина каждой коринфской колонны, сделанной из нумидийского жёлтого мрамора, увенчана фигурами даков, которые, по всей вероятности были взя-ты с форума Траяна. Оттуда же или с казарм конной гвардии императора были позаимствованы ба-рельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, на которых изображено празднова-ние победы над даками. Пары медальонов над боковыми арками, принадлежат эпохе Адриана. Рельефы на основаниях ко-лонн и в пазухах свода относятся к эпохе Константина. В это же время был создан и рельефный фриз, изображающий поход Константина против Максенция – основная причина создания Триум-фально арки императора Константина. На восточной стороне изображён момент отбытия императора из Милана, на южной – сцены военной кампании и на западной – въезд императора в Рим, а на северной – выступление перед народом и раздача денег. Арка была построена уже после того, как новый император въехал в Рим, после свержения тирана Максенция
Но Константин не оценил внимание сената и граждан, отметивших его подвиг, и в 326 году перенёс столицу в Византий.
Внутренняя часть
Внутри Арки Веллингтона есть несколько помещений. До 1992 года в них располагалось отделение полиции. Сегодня на трех этажах представлена экспозиция, по которой можно узнать историю и значение арки. Посетители могут подняться на самый верх и оказаться на смотровой площадке, откуда открывается вид на близлежащие кварталы, сады Букингемского дворца и Мемориал королевской артиллерии, расположенный неподалеку от арки.
В одной части Арки Веллингтона находится вентиляционная шахта метрополитена. Из нее в помещения Арки постоянно идет пыль или пары теплого воздуха, которые посетители принимают за дым и вызывают пожарную службу.
Оформление аттика
Верхний уровень арки считается истинным шедевром древнеримского искусства
Привлекают внимание отдельно стоящие статуи наверху колонн. Это фигуры врагов, покорённые императором Траяном
Скульптуры облачены в длинные штаны, плащи и остроконечные шапки, что свидетельствует об образах варваров. Ведь римляне носили исключительно тоги. Представители древних племён показаны в побеждённых позах: головы опущены, руки сложены вместе. Между статуями установлены барельефы, отражающие атаку римской конницы и натиск легиона на варваров.
Аттик северной части арки представлен несколькими сценами, описывающими политическую обстановку в Римском государстве при императоре Аврелии. Скульптуры изображают военные действия против сарматов в 169 году. Фигуры исполнены со скрупулёзной точностью мелких деталей. Император облачён в разных одеяниях: короткой тунике, мантии либо в походном плаще. Солдаты изображены в доспехах, шлемах со щитами и оружием. Барельеф описывают сцену обращения правителя к армии с вдохновляющей речью.
Впечатляет композиция, повествующая о допросе пленного германского вождя. Рядом расположены информативные скульптуры, демонстрирующие триумфальное возвращение Марка Аврелия в Рим после военного похода, раздачу им денег народу и проведение обряда очищения путём жертвоприношения. Центральная часть аттика украшена надписью, которая выражает благодарность Константину за освобождение Рима от тирании и гнёта.
Историческая справка
Арка Веллингтона в Лондоне была возведена по приказу короля Георга IV. Разработкой проекта занимался архитектор Децимус Бертон – автор Гайд-парка. Он планировал создать Арку с пышным декором, но впоследствии от этой идеи пришлось отказаться.
Дело в том, что большую часть средств король тратил на ремонт Букингемского дворца. В итоге арка Веллингтона получилась по-настоящему британской – сдержанной и строгой.
В 1846 году Арка была увенчана гигантской конной статуей сэра Артура Уэпсли, герцога Веллингтона. Бронзовый герцог – творение рук скульптора Мэтью Уатта – смотрел на фамильную резиденцию, расположенную напротив. Статуя вызвала неоднозначную реакцию. В основном ее критиковали и осмеивали, но при жизни герцога снять не решились.
Триумфальная арка Константина в Риме и исторические факты о ней
История Арки Константина (Arco di Costantino) начинается в далеком 315 году, когда в память о победе императора Константина над Максенцием в 312 году Сенатом было принято решение соорудить триумфальную арку. Римский народ поддержал эту затею и взялся за работу. Эта победа означала не только окончание гражданской войны в Древнем Риме, но и победу христианства над язычеством. Существует легенда, что перед решающей битвой Константину явилось видение в виде креста. Поэтому он вооружится этим символом и победил варваров-язычников. Уже через год после битвы в 313 году христианство становится официальной религией в стране.
На то время искусство было не в лучшем состоянии и строительный материал для арки брали из других памятников и монументов. Пострадали от этого строительства арки Траяна, Аврелия и другие достопримечательности, поэтому можно услышать, как эту арку называют «сорокой Эзопа».
В период правления Нерона около арки было установлено фонтан Мета Судане, который позже перестроил Доминициан. В этом фонтане после боя купались гладиаторы. К сожалению, до наших дней от него дошли лишь частицы фундамента в виде полукруга.
В эпоху Средневековья арка носила название «Триумфальная Траси», так как она находилась на пути к церкви Св. Георгия, которая в свою очередь была местом паломничества.
В 1832 году была произведена масштабная реконструкция арки по инициативе папы Григория XVI. Лучше всего из всей этой арки сохранилась торжественная надпись, в которой восхваляется Константин за победу в гражданской войне и то, что уберег страну от раскола. Интересно, что в 2007 году при строительстве метро нашли сокровища, спрятанные Максенцием перед битвой.
Знак свыше
В летописях есть упоминание о чуде, поразившем армии противника и удивившем самого Константина. После его просьб о помощи в предстоящем сражении в небесах появляется крест из солнечных лучей, и якобы в облаках становится видимой надпись «Сим побеждай». Будущий император растерялся, не зная, что ему делать, а ночью к нему приходит Христос во сне, призывая идти войной на язычников и восстановить христианство во всей огромной империи.
30-летний Константин, окрыленный знамениями, выступает в бой и побеждает многочисленную армию тирана. В 312 году голова Максенция была привезена в Рим, чтобы все жители смотрели на поверженного деспота, а сам Константин садится на долгожданный императорский трон.
Император Константин и его заслуги
Дерзкий и честолюбивый Константин с детства желал стать императором, и ради этой цели он шел на все, убирая неугодных и мешающих ему со своего пути. Отец юноши – известный полководец – перед своей смертью передает сыну свои полномочия, а римские воины заранее провозглашают Константина своим императором.
В то время в Риме правил жестокий деспот Максенций, которого ненавидели городские жители. Мечтавший о троне доблестный воин, избравший своей религией христианство, отправляет свою армию на врага через Альпы. Зная, что силы Максенция намного превышают его армию, Константин долго молится, ожидая какой-либо небесный знак.
Зачем сохранили Арку Тита
Памятная арка хорошо сохранилась благодаря тому, что в эпоху раннего средневековья она стала частью стен крепости Франгипани (Frangipani), которую основала могущественная римская семья, благородная фамилия которой известна, по крайней мере, с начала X века. Первые реставрационные работы были проведены при понтификате Сикста IV (1471-1484), состоявшие из сноса некоторых зданий с ее южной стороны и возведения опор из кирпича, после чего она стала частью общей структуры монастыря при базилике Санта Франческа Романа.
В 1735 году папа Климент XII восстановил высеченное на фронтонах посвящение, и в таком виде Арка Тита просуществовала вплоть до начала XIX столетия. В 1821 году было решено разрушить оставшуюся со средневековых времен кирпичную кладку и восстановить памятник в первозданном виде, однако при этом было обнаружено, что боковые опоры сильно повреждены. В 1823 году по указу папы Пия VII реставрационные работы возложили на архитектора Джузеппе Валадье, о чем сегодня напоминает мраморная доска, размещенная на верхней части фронтона с западной стороны арки, обращенной к Форуму. Восстановленные детали легко отличимы – сделанные из травертина, они лишены некоторых богатых украшений, присутствовавших на оригинале.
По всей вероятности, Арка Тита была сохранена и восстановлена Церковью за то, что она представляла монументальный памятник, посвященный разрушению Иерусалима и истреблению евреев, поскольку именно они обвинялись в смерти Христа, за что осуждались христианами как убийцы и на протяжении веков подвергались гонениям. При этом Церковь стыдливо замалчивает, что уверовавшим в мессию христианам предъявлялись те же обвинения, за что они не в меньшей степени подвергались преследованиям и жесточайшей каре.
Так или иначе, древняя Арка имеет высокую символическую ценность для еврейского народа, поскольку является напоминанием об одной из самых мрачных страниц в его истории и даже сегодня многие евреи не проходят под ней, чтобы не чтить своих завоевателей.
Билеты он-лайн