Триумфальная арка тита

Посвящение арки

Известную своими барельефами с изображением римских солдат, несущих в триумфальном шествии сокровища Иерусалимского храма – семисветную Менору и Серебряные трубы, Арку Тита ошибочно называют триумфальной. Тем не менее, это не так.
В 79г., после кончины Флавия Веспасиана, правившего с именем Цезаря Веспасиана Августа, место императора занял его сын и полный тезка Тит Флавий Веспасиан, однако по прошествии двух лет он внезапно скончался. Для увековечивания памяти прославленного полководца и в ознаменование его побед в Иудее римский Сенат в 81г. одобрил возведение монументального памятника, построенного возглавившим империю младшим братом Тита Флавием Домицианом (51-96гг). А высеченные вверху арки слова «Senatus populus que romanus divo Tito divi Vespasiani f (ilio) Vespasiano Augusto», то есть «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» уже почти две тысячи лет напоминает потомкам об апофеозе и величайших деяниях двух императоров.
Однако основной мотив посвящения Арки Тита находится на ее внутреннем своде, где расположен барельеф с изображением могучего орла, возносящего императора на небеса и указывая тем самым на его божественное предназначение.
На древних рельефных панелях внутри арки изображены две сцены с эпизодами римского триумфа при вхождении сына императора в Рим в 71 году. Один из них представляет процессию в начале церемонии – Богиня Рима ведет за собой конную упряжь с колесницей, на которой крылатая Победа венчает лавровым венком голову Тита.
На противоположной стене арки представлен эпизод триумфального шествия с добычей из храма в Иерусалиме – Священной Менорой, Серебряными трубами, которыми взывали евреев на праздник Рош ха-Шана и золотым Столом с ритуальными хлебами.

Это интересно!

Куда исчезли сокровища
Достоверно известно, что Священная Менора из иерусалимского храма была изготовлена из чистого золота. Согласно легенде, переходя Тибр по мосту Понте Фабриччио (ныне имеющего название Ponte dei Quattro Capi), реликвия упала в реку, так как несшие ее солдаты Тита передрались между собой в попытке присвоить сокровище. Предание гласит, что семисветник до сих пор лежит на дне, однако это не так – римские легионеры никогда не посмели бы бороться между собой за добычу.
Достоверно известно, что сокровища сохранялись в Храме Веспасиана и Тита, располагавшегося на Римском форуме. Канделябр и Золотой Стол были похищены вандалами Гейзериха (400-477гг) при ограблении Рима в 455г. и переправлены в Карфаген. По одной из версий реликвии находились в одном из его храмов до вплоть до 534 года, после чего захватившая город византийская армия Велизария вывезла их в Константинополь, где сокровища поместили в императорский дворец. Из трудов Прокопия известно, что император Юстиниан якобы отправил их назад в Иерусалим. Таким образом, он хотел избежать предсказанных одним из иудеев несчастий от неправедно доставшихся реликвий. В дальнейшем, предположительно, они были переплавлены в золотые слитки при одном из многократных разорений Иерусалима в средневековье.

История

Парижская Триумфальная арка была возведена за тридцать лет. Решение о ее строительстве принял французский завоеватель Наполеон Бонапарт. Триумфальная арка в Париже построена в честь великих побед императора. Проект памятника разработал архитектор Жан Шальгрен. Он умер почти сразу после закладки фундамента.

Работы постоянно приостанавливались, так как Бонапарт стал терпеть поражения в боях. Именно поэтому она строилась так долго. Впрочем, и сам Наполеон не дожил до окончания работ – в 1836 году к моменту открытия арки страной правил Луи Филипп.

Но мечта великого императора о триумфе все же сбылась – в 1840 году под аркой провезли гроб с останками Наполеона Бонапарта, скончавшегося еще в 1821 году.

История появления[править | править код]

Иудейская войнаправить | править код

В 66 году в Стране Израиля вспыхнуло восстание против владычества Римской Империи. Катализатором бунта послужили притеснения римского прокуратора Иудеи Гессия Флора. Изнутри еврейское общество подогревалось движением ревнителей-зелотов.

Изначально восставшим сопутствовал успех: Цестий Галл с XII легионом был вынужден отступить. Однако, на помощь ему был послан полководец Веспасиан. Последний довольно быстро захватил Галилею и взял в плен местного руководителя восстания, Иосифа бен Матитьяху. Позже этот Иосиф стал известен как Иосиф Флавий, он и описал восстание в своей книге «Иудейская война».

Тем временем большинство восставших укрылось в Иерусалиме, где они незамедлительно начали внутренние распри. Руководитель умеренной группы первосвященник Анна был убит, а зелоты сами раскололись на три группы, под управлением Симона бар Гиоры, Иоанна Гискальского и Элеазара.

В 69 году Веспасиан был провозглашён императором и отправился в Рим. Командование войсками принял на себя его сын Тит. В течение пяти месяцев он осаждал Иерусалим, в котором тем временем начался сильный голод. В итоге в 70 году город был взят, разграблен и разрушен. Главная святыня иудаизма Иерусалимский храм был сожжён, его ценности были похищены. Жители города были убиты или проданы в рабство. Руководители — Симон и Иоанн — среди прочих были взяты в плен. Три года спустя пал последний оплот восставших — крепость Масада.

Триумфправить | править код

По возвращении в Рим был устроен тройственный триумф победителям: императору Веспасиану, Титу, а также второму сыну императора Домициану. Этот триумф описан свидетелем событий Иосифом Флавием.

Описание и архитектура

Мощная однопролётная арка с круглым сводом возвышается на небольшом холме рядом с Римским Форумом. Её высота составляет 15 метров, а ширина — 13 метров. По сравнению с другими историческими памятникам Рима, внешний вид монумента достаточно скромный и строгий. Фасад обрамлён коринфскими колоннами, капители которых украшены орнаментом в виде листьев аканта. По углам пролёта высечены изображения богини победы Виктории с изящными крыльями.

Главные украшения арки расположены внутри пролёта. Это два основных рельефных изображения, описывающие разграбление святынь Иудеи римскими легионерами. С одной стороны фигуры солдат несут в руках и на своих плечах трофеи, взятые из иерусалимского храма. Скульптурное панно воплощает традиционное триумфальное шествие, во время которого выставлялись сокровища побеждённых народов на всеобщее обозрение, тем самым подчёркивалось величие Римской империи. Из драгоценностей особо выделяются менора (канделябр) с семью подсвечниками, деревянный стол для «хлебов предложения» (неотъемлемый атрибут иерусалимского храма) и серебряные трубы. Фигуры военных облачены в одежду, складки которой повторяют контуры тела. Таким образом, создаётся ощущение движения солдат в пространстве.

Другая внутренняя сторона арки украшена рельефным рисунком, который показывает императора Тита, едущего на колеснице. Его голову венчает лавровым венком крылатая богиня Виктория. Четырьмя лошадьми управляет покровительница Рима — богиня Рома. Фигуры скачущих жеребцов придают скульптурной композиции динамику. Между рельефными изображениями в центре свода арки расположено небольшое панно, окаймлённое декоративными углублёнными плитками квадратной формы (кессонами). Оно наглядно характеризует обожествление императора Тита после его смерти. Здесь можно увидеть орла, уносящего на небо правителя.

Триумфальная арка увенчана аттиком, на котором с обеих сторон фасада сделаны латинские надписи. Послание, обращённое к Колизею, выражает благодарность Титу от римского сената и граждан. Со стороны Форума видна надпись, гласящая о том, что верховный понтифик Пий VII повелел отреставрировать сей обветшалый памятник искусства в 1821 году.

Архитектурные особенности

Триумфальная арка Константина является крупнейшей и самой поздней из трех триумфальных арок, сохранившихся в античном квартале города вокруг Римского форума.

Высота арки составляет 21 метр, ширина 25,7 метра, а глубина пролета – более 7 метров.

По четыре колонны, украшающих фронтоны арки, придают ей архитектурное сходство с триумфальной аркой Септимия Севера, которая послужила для неё образцом.

Основная часть арки сделана из мощных мраморных блоков. В стены впрессованы рельефы с изображением победных эпизодов императора Константина. Некоторые декоративные элементы для монумента были взяты с других, более ранних римских сооружений. Например, с форума императора Трояна перенесли статуи, медальоны со сценами охоты, со здания императора Марка Аврелия — барельефы с изображением его триумфа.

Триумфальная арка Константина – это настоящий музей древнеримского искусства под открытым небом. При ближайшем рассмотрении монумента прослеживается стилистическое развитие римского скульптурного искусства на протяжении 200 лет.

Этот последний античный римский памятник с великолепными рельефами различных стилей, созданный незадолго до утверждения христианства в качестве государственной религии, имеет для науки и архитектурного искусства неоценимое значение.

Факты истории

После смерти Спасителя Иудея находилась еще 33 года под правлением римлян. В 66 году прокуратор Рима Джессио Флоро (Gessio Floro) конфисковал ценности Иерусалимского храма, после чего евреи подняли восстание, расправились с солдатами римского гарнизона в городе и объявили свою независимость от Римской империи. Спустя три месяца более 30 000 римских легионеров во главе с Гай Цестием Галлом (Gaio Cestio Gallo) пришли в Иерусалим и подавили восстание, однако удержаться там не смогли.

В следующем году Рим возобновил кампанию против Иудеи, на этот раз во главе с Веспасианом (9-79гг.н.э.) и его старшим сыном Титом (39-81гг.н.э.). Однако сразу после смерти Нерона в 68 году Веспасиан вернулся в Рим, оставив военную кампанию против Иудеи в руках своего сына с 60-ти тысячной армией. Провозглашенный легионами Египта, Иудеи, Сирии и Дуная императором, римский Сенат был вынужден признать полномочия Веспасиана даже несмотря на то, что таким образом была прервана династическая преемственность линии Юлиев-Клавдиев.

Разрушение Храма Иерусалима. Франческо Хайес, 1882г.

Триумфальное шествие Тита в Риме. Viviano Codazzi, Domenico Gargiulo,

Описание арки

Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта — 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора , добываемого в Аттике .

Полуколонны , которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера . В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории . Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой . Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора.

В Средние века арка Тита была включена в крепостную постройку, позже её часть оказалась уничтоженной. В при папе Пие VII Джузеппе Валадье провёл реставрацию монумента. Чтобы отметить воссозданные им элементы, Валадье выполнил их из

Триумфальные арки возводились в Риме (Италия) еще во времена республики. Это были своеобразные, богато украшенные и декорированные ворота, проходя через которое особо отличившиеся полководцы получали “триумф”. Ставились триумфальные арки не только в Риме, а и по всей империи.

Арка императора Тита Флавия
была построена в честь победы римского оружия в Иерусалимской войне, которая произошла в 1 веке нашей эры. Установлена арка была на месте входа снесенного Флавиями Нерона.

Император Тит был старшим сыном первого из Флавиев — Веспасиана. Он стал соправителем империи в 71 году, а с 79 года, после смерти отца стал единолично править огромной империей.

Арка Тита является одним из лучших примеров триумфальных арок в Риме
. Она была монументальным постаментом для бронзового памятника императору, который был увенчал богиней победы Викторией.

Нераскрученные достопримечательности Рима

Трастевере

Трастевере — городской квартал Рима на восточном берегу Тибра, район узких зеленых улочек, колоритных кафе.

Трастевере

Конечно, в Трастевере не очень много достопримечательностей, но именно здесь можно ощутить дух Италии и Рима, попробовать вкусной итальянской кухни. Трастевере наполнен жизнью и днем, когда по району снуют туристы, работают кафе и уличные траттории, и ночью, когда открываются клубы и бары, а площади и узкие улочки наполняют уличные артисты и веселая молодежь.

Трастевере

Как добраться: Termini: Автобус — H N8, Gioacchino Belli. Через остров Тиберина: Метро — линия B B1, Circo Massimo. Пройти вдоль Большого цирка к Тибру. Трамвай — 8, Arenula- Ministero Grazia E Giustizia. Автобус — 23 63 280 N8 N10, Piazza Monte Savello.

Пьяцца дель Пополо

Пьяцца дель Пополо (итал. Piazza del Popolo)  — площадь, которую спроектировал архитектор Джузеппе Валадье  в 1811-1822 годах.

Пьяцца дель Пополо

В центре площади установлен 36-метровый египетский обелиск, надписи на котором восхваляют деяния фараона Рамзеса II. До 1826 года Пьяцца-дель-Пополо являлась местом публичных казней. Сейчас площадь является пешеходной зоной.

Уста истины

Уста истины (итал. Bocca della Verità) — круглая мраморная плита времен Античности (изготовленная в 4 веке до н.э.), изображающая маску бога Тритона. С 17 века расположена в церкви Санта-Мария-ин-Космедин. Скорее всего раньше плита служила люком Большой клоаки (канализации) или была частью фонтана. В Средние века существовала легенда, что если лжец положит руку в приоткрытый рот, то божество откусит ему руку.

Уста Истины

Апельсиновый сад (парк Савелло)

Апельсиновый сад (парк Савелло) — небольшой парк на Авентинском холме. Прекрасное романтическое место. Отсюда открывается прекрасный вид на Рим. Можно отдохнуть в прохладной тени от суеты города. Рекомендуем посещать это место на рассвете или закате. Также здесь отличное место для фотосессий.

Апельсиновый сад (парк Савелло)

Остров Тиберина

Остров Тиберина (итал. Isola Tiberina) — небольшой островок на Тибре. Расположен немного южнее Ватикана. Попасть на остров можно по двум древним мостам —  Фабричо и Честио.

Остров Тиберина

Остров в Античность обладал дурной славой. По легенде он образовался из ила и грязи, приставшей к трупу тирана Тарквиния, которого римляне сбросили в Тибр. Поэтому остров долго оставался необитаемым. В разгар чумы на острове построили святилище богу врачевания Эскулапу. Знамением этому послужила змея, которая выползла с причалившего к острову корабля. Змея является древним символом врачевания. По этому случаю острову придали форму лодки. Берега облицовали травертинским камнем. На острове также расположена церковь Сан — Бартоломео

Факты из Библии

В начале Iв. н.э., после завоевания Галлии (территории современной Франции) и островов Британии, Римская империя достигла беспрецедентного процветания, однако нестабильность в провинции Иудея продолжала вызывать сильное беспокойство Рима. Евреи были возмущены тем фактом, что иностранные правители не уважали их традиции и надеялись, что ниспосланный мессия словом изгонит ненавистных им римлян. В 33 году Иисус предупредил, что над Иерусалимом и его жителями нависла катастрофа: «Когда вы увидите Иерусалим окруженный иноземцами, то знайте – близко его опустошение» (Евангелие от Луки 21:20) и «Придет день, когда ваши враги окружат вас, низвергнут вас и ваших детей внутри вас, и не оставят от города камня на камне» (Евангелие от Луки 19:43). Неужели это пророчество сбылось?

История строительства

Триумфальную арку установили в 81 году нашей эры по инициативе императора Домициана. Правитель Рима пожелал воздвигнуть монументальное сооружение в честь своего брата Тита и отца Веспасиана. Эти императоры в своё время успешно подавили восстания в Иудейской провинции. События, предшествующие строительству арки, разворачивались стремительно и судьбоносно. В 66 году Иерусалим был охвачен народным мятежом против римского владычества. Император Нерон, правивший в тот период, отправил на подавление конфликта опытного полководца Веспасиана, который с трудом погасил народное восстание и постепенно стабилизировал обстановку в Иудеи.

Через несколько лет из Рима приходит печальное известие о смерти Нерона. Великая империя вновь погружается во внутренние противостояния в борьбе за власть. Военные легионы ради умиротворения политической обстановки провозглашают императором военачальника Веспасиана. Он незамедлительно отправляется в Рим, оставив в Иудеи взамен себя сына Тита. Воспользовавшись смутой среди правящих кланов империи, ближневосточный народ решил продолжить восстание против Рима. Наступил звездный час для Тита. Он своим войском осаждает Иерусалим на протяжении нескольких месяцев. После чего римская армия приступает к штурму и разграблению храмов, а также дворцов города. В результате боевой и моральный дух бунтовщиков был подавлен, что явилось триумфом Тита.

В 79 году Тит становится преемником своего отца и вступает на престол Римской Империи. Спустя два года он скоропостижно умирает. Вскоре римский сенат принимает решение об официальном обожествлении императора Тита. Новый правитель Рима Домициан начинает строительство арки, которая должна торжественно олицетворять победу его брата в Иудейской войне. Примечательно, что воздвигали сооружение пленные жители Иерусалима, которых насчитывалось около 50 000 человек. В XII веке арка была встроена в комплекс оборонительных укреплений дворца знатной и влиятельной римской фамилии того времени Франжипане. Вокруг особняка аристократов шли ожесточённые бои между феодальными кланами. Триумфальная арка Тита подверглась серьёзным разрушениям, которые нанесли ущерб её первозданному виду.

Лишь в середине XIX века по инициативе папы Римского Пия VII монумент был отреставрирован. Работы проводил архитектор Луиджи Вальде. Зодчий искусно разобрал сооружение и тщательно собрал его заново, добавив взамен недостающих элементов травертин. Новый материал заметно выделялся на фоне помпезного белого мрамора, которым была изначально облицована арка.

История создания арки

Римский император Тит Флавий завершил разгром евреев в иудейской войне в 70-м году н.э. Беспощадному разграблению подвергся храм Соломона, бесценные сокровища которого были вывезены из покоренной страны и пополнили казну Римской империи.

Тит Флавий разрушил Иерусалим – священный город еврейского народа, уничтожая и забирая в рабство поверженного противника.

Священная дорога помнит поступь римских легионеров и звуки царственной колесницы, запряженной четверкой белоснежных коней. Здесь восседал великий полководец. Торжественное шествие приветствовали жители города, воздавая почести своим героям.

История сохранила радость победы в виде великолепного и небывалого для тех времен архитектурного шедевра – триумфальной арки, посвященной отважному полководцу Титу Флавию.

Наследник престола, он после смерти отца Веспасиана стал Императором Древнего Рима. Его правление продлилось 2 года и оборвалось внезапной кончиной, но добрые дела снискали глубокое уважение Сената и людских сердец. Его называли «любовью и утешением человеческого рода».

Посвятительная надпись на аттике, расположена на «лицевой», западной стороне арки, в направлении Форума:

Перевод: Сенат и люди Рима  божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана

После реконструкции 1821 года на другой стороне от древнего посвящения папа Пий VII начертал новое:

Перевод: Этот монумент, замечательный с позиций как веры, так и искусства, обветшал со временем. Пий VII, великий понтифик, новыми работами по древним образцам приказал укрепить и сохранить его. В год Священного правления 24-й.

Титу не суждено было увидеть завершенным творение из белоснежного мрамора, строительство которого было закончено в 81-м году н.э. Это самая древняя триумфальная арка на планете. В средние века подобное чудо архитектурного мастерства увидело свет во Франции и Америке.

В первом веке это сооружение выглядело мощным и высоким. Обрамляющие его полуколонны превышали 15 метров в высоту. Укрывшийся под тенью арки путник мог любоваться великолепием Римского Форума с одной стороны и гигантским Колизеем – с другой.

С четырех сторон арку окружали грациозные изваяния богини победы Виктории, как олицетворение величия бесстрашного римского оружия. Время не пощадило уникальные скульптуры древних мастеров. Они были разрушены в результате жестоких войн Средневековья.

Осыпающийся фасад по распоряжению Папы
Римского Пия VII был реставрирован в
начале 19 века и сегодня отличается от
своего оригинала. Но внутренние стены
арки по-прежнему венчают два удивительных
барельефа. Одна картина отображает
римских воинов с богатыми трофеями. Их
одеяния настолько плотно обегают фигуры,
вырисовывая мощную мускулатуру
легионеров, что создается впечатление
динамичного движения и реальности
древних событий.

Второй рельеф повествует о возвращении великого полководца из военного похода. Тит Флавий управляет роскошной колесницей, в которую запряжена четверка великолепных коней. Горделивая осанка и твердый взгляд доказывают внутреннюю силу и мужество военачальника, его волю к победе.

За свои заслуги перед страной император Тит Флавий был причислен Сенатом к божествам. Этот важный факт нашел свое отражение в барельефе, который украшает потолок триумфальной арки. И в тайнике среди древних камней покоится прах славного сына римского народа.

Триумфальная арка императора Тита молчаливо приветствует гостей и не торопится раскрывать непостижимые тайны далекого, но удивительного времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector