Иерусалим: стена плача

Правила посещения Стены Плача

Есть определенные правила посещения этого чудодейственного места. Женщины должны прикрывать плечи и колени одеждой. К стене они подходят отдельно от мужчин, у которых голова должна быть покрыта, если не кипой (маленькой еврейской шапочкой на макушке), то любым другим головным убором. За соблюдением этих обычаев следят смотрители, они всегда подскажут, как делать все правильно, дадут необходимые накидки, или картонные кипы. Это бесплатно. Так же в целях безопасности посетителей проверяют металлоискателем. Удивляться этому не надо.

Записки с просьбами, заветными желаниями вставляются в щели между камнями. Это удивительно, но, несмотря на их обилие, для каждой находится место. Нельзя извлекать чужие записки и поворачиваться к стене спиной, отходить надо к ней лицом. После этого желательно отдать на благотворительность немного денег. Служители периодически вынимают все письма и совершают определенный обряд с ними на Масличной горе. Прячут их в «гнизе», так называется захоронение текстов, где упоминается имя Создателя. Это считается более почетным методом избавления от бумажных писем, хотя более чистым способом является их сжигание.

История святыни

История Стены Плача в Израиле своими корнями уходит в далекое прошлое. Это остатки укрепляющих конструкций, возведенных Иродом Великим в Иерусалиме рядом с Храмовой Горой. Здесь находился иерусалимский храм, который в 70 году н. э. разрушили римляне. Нынешняя Стена Плача никогда не являлась частью храма, но она была довольно близко к нему расположена, поэтому со временем превратилась в почитаемую и значимую святыню для иудеев.

Сооружение имеет 45 рядов каменной кладки, 28 из них находятся над землей, а еще 17 находятся под ней. Стена строилась поэтапно – во времена правления Ирода, в период Османской империи и Омейядов. Ряды камней для обеспечения прочности устанавливались с небольшим углублением внутрь конструкции. Интересно, что никаких растворов при кладке не применялось.

На этой земле в 825 году до н. э. царем Соломоном был возведен первый храм. Он просуществовал до 422 года, после чего был разрушен Навуходоносором II — царем Вавилона. Евреи попали в рабство и были выведены в Вавилон. Они вернулись обратно в 368 году и построили на прежнем месте второй храм, простоявший до 70 года н. э. По приказу Веспасиана, императора римлян, и он был разрушен.

Однако римляне при разрушении храма по каким-то причинам уничтожили не все строения. Западную часть стены, окружавшей храм, они не тронули. Евреям был запрещен доступ в Иерусалим, им «любезно» предоставили один день в году для посещения города.

Во времена Арабского Халифата, в Византийский период, при правлении Мамлюков ситуация не улучшалась. В 1517 году Иерусалим завоевала Османская империя. Надо сказать, что турки к евреям относились благосклонно. Сулейман Великолепный позволил Иудеям совершать молитвы у Стены Плача в Иерусалиме.

С этого времени Стена стала предметом серьезных разногласий между мусульманской и еврейской общинами. Несколько раз иудеи пытались выкупить окрестные здания, но эти попытки не увенчались успехом. Обострилось противостояние после 1917 года, когда Палестину стала контролировать Великобритания. Своего пика противостояние достигло в августе 1929 года — беспорядки начались около стены. Во время погромов в Иерусалиме, продолжавшихся несколько дней, было убито 133 еврея и около 400 человек получили тяжелые ранения. Во время беспорядков погибли и 110 арабов.

В 1930 году британцы созвали Международную комиссию для разрешения спора общин. В результате была установлена неприкосновенность квартала мусульман у Стены Плача, евреи получили свободный доступ к святыне и возможность проведения обрядов.

После арабо-израильской войны эта часть города отошла к Иордании. Согласно подписанному договору перемирия, евреи могли свободно посещать Стену Плача. Но фактически их сюда не пускали никогда.

В ходе стремительной военной операции во время Шестидневной войны, начавшийся в июне 1967 года, Израиль разбил армии Иордании, Сирии и Египта. У Сирии были захвачены Голанские высоты, у Египта — Синайский полуостров, но самым главным успехом Израиля стал захват Иерусалима.

Несколько простых правил посещения святого места

Перед посещением

Стена плача в Иерусалиме, в первую очередь, самое почитаемое место всех иудеев, синагога под открытым небом, а уже потом популярный туристический объект. Поэтому перед посещением «стены» необходимо знать несколько важных правил:

  • Подготовьте одежду: мужчины обязательно с покрытой головой; женщины закрывают плечи, одевают длинную юбку, замужние покрывают голову. Можно все необходимое взять напрокат у смотрителей.
  • Помните, что большинство евреев приходят сюда ради молитвы, чтобы им не мешать, выключаем мобильные телефоны.
  • Перед посещением Стены Плача лучше хорошо покушайте. По дороге Вас ждут множество лотков со вкуснейшим восточным фаст-фудом, но к стене не пропустят с едой в руках.
  • Заранее приготовьте записочку со своим желанием. Многие, узнав о возможности оставить личную просьбу к Создателю, лихорадочно царапают слова на обертке от жевательной резинки. Это неудобно во всех возможных смыслах.

Во время посещения

Чтобы не оскорбить чувства верующих евреев, необходимо помнить о следующем:

  • При входе на площадь перед «стеной» Вас попросят пройти контроль, возможно даже досмотрят лично и контактно. Процедура не самая приятная, но необходимая. Полиция заботится о Вашей безопасности, помогите ей сделать Ваш визит в Иерусалим безопасным и приятным.
  • Вы можете фотографироваться возле Стены Плача, можете снимать видео, но только если это не суббота и не иудейский религиозный праздник. Об этом нужно помнить, поскольку есть такие дни в иудейском календаре, когда евреи устраивают очень веселые танцы у «стены», все они в костюмах и шляпах с пейсами. Так и подмывает сделать пару кадров или снять ролик, но нельзя!
  • Не стоит отвлекать молящихся от беседы с Господом обыденными вопросами. Да и вообще внимательно рассматривать молящихся считается дурным тоном. Скорее всего, замечания Вам не сделают, но будут тихо страдать от Вашего любопытства.
  • Вкладывая записочку в расщелину, не поленитесь найти свободное место. Известны случаи, когда туристы выбирают уже вставленные записки, чтобы освободить место для своей. Подобное отношение к тем, кто пришел сюда раньше Вас, недопустимо. Если все занято, то у каждого есть возможность поручить эту процедуру одному из смотрителей. Можете быть уверенными, записка будет обязательно помещена по всем правилам, ее никто не прочитает, кроме Того, Кому она адресована.
  • Уходя не поворачивайтесь к «стене» спиной. Постарайтесь хотя бы десяток метров пройти «задом наперед». Подобная демонстрация уважения к традициям не останется без внимания.

Два слова о деньгах

Официально посещение Стены Плача бесплатно, но пожертвовать некоторое количество шекелей просят достаточно настойчиво. Обычная сумма для взрослого человека — 25 шекелей (5 евро), для ребенка — 15 шекелей (3 евро). Пожертвования уходят на содержание и охрану площади и самой «стены», жалованье смотрителям и благотворительность.

История возникновения Стены Плача в Иерусалиме

Стена плача на самом деле переводится с иврита как: « А-Котель Маарави» — «Западная Стена». Это единственная уцелевшая внешняя стена второго Иерусалимского храма, который был сожжен и уничтожен Римским полководцем, а позже ставшим императором Титом Флавием, летом 70 года н.э.

Сам же храм и его Святыня находились за этой стеной, на западном склоне Храмовой горы.

После падения Иерусалима и разрушения храма Иудея перестала существовать как государство, и евреи потеряли не только независимость, но и символ духовной веры. Иерусалим был полностью разрушен и сравнен с землей. Полководец Тит Флавий решил оставить лишь одну стену этого одного из величайших сооружений того времени. Дабы увековечить победу римской империи над Иудеей.

Первые упоминания о стене описываются в Вавилонском Талмуде, составленном еврейскими мудрецами Вавилонии через 100 -200 лет после разрушения храма. В нем говорится, что Бог поклялся народу Израиля в том, что эта стена никогда не будет разрушена и никогда от этого места не отойдет «Шэхина» (Божественное присутствие).

По сути, сама внешняя стена храма не являлась святым местом для евреев, но она приобрела этот статус после падения Иудеи, как символ об Иерусалимском храме и его значении для евреев после его разрушения.

Видимая часть древней стены это 57 метровый фрагмент, расположенный на склоне Храмовой горы, в центре старого еврейского квартала. На самом же деле «Западная стена» составляет 488 метров в длину, и в большинстве своем скрыта за постройками которые были возведены после разрушения храма.

Сохранился так же 80-метровый фрагмент южной стены, а так же короткий 7-метровый фрагмент стены на западном склоне, который расположен в мусульманской части Старого города около Железных Ворот.

Высота Стены Плача над землей составляет 19 метров, но общая высота стены имеет 32 метра. Она состоит из 45 слоев обтесанного камня, 28 слоев находятся над землей и 17 под ней.

Все подземные слои, а так же семь слоев над землей датируются 1 веком до н.э.

Остальные же каменные слои были достроены позже во времена правления Византийцев, а затем крестоносцев.

История

В десятом веке до нашей эры на Храмовой Горе был построен Храм Соломона, который был разрушен вавилонянами в пятьсот восемьдесят шестом году до нашей эры. Постройку второго храма осуществил в первом веке до нашей эры иудейский царь Ирод. Таким образом он хотел восстановить разрушения, возникшие в ходе войны, и получить любовь своих подданных. Во внутреннюю часть храма никого не пускали, кроме священников, поэтому Ирод приказал обучить всех святых отцов строительному мастерству. Из-за этого предварительная подготовка заняла очень много времени. Строительство храма продолжалось девять с половиной лет. И даже после смерти царя еще долго шли отделочные работы. Но по иронии судьбы храм вновь был полностью разрушен римскими завоевателями через шесть лет после окончания строительства. Римляне сожгли, разграбили и полностью разрушили его, а саму Храмовую Гору распахали. Стена плача в Иерусалиме – это все, что осталось от грандиозного строения.

Римская империя и возникновение христианства, 100–500 г. н. э.

В первые века новой эры, после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы в 135 г. н. э., императорским декретом евреям было запрещено проживать в Иерусалиме.

Имеются некоторые доказательства того, что во II и III веках римские императоры давали им разрешение посещать город для совершения богослужений на Елеонской горе, а иногда и на самой Храмовой горе.

Когда при Константине I империя стала христианской, евреи получили разрешение входить в город лишь один раз в году, на Тиша бе-Ав, дабы возле стены оплакивать утрату Храма и горько сокрушаться о судьбе своего народа.

«Бордосский Пилигрим», написанный в 333 г. н. э., позволяет предположить, что, возможно, это происходило возле продырявленного камня или скалы Мория,

До наших дней дошли схожие описания, включая таковые Отца церкви Григория Назианзина и Иеронима в его комментарии к Софонии, написанном в 392 г. Христианские источники IV в. отмечают, что евреи сталкивались с огромными трудностями при покупке права молиться возле Западной стены, хотя бы в день Девятого Ава.

В 425 г. н. э. евреи Галилеи написали византийской императрице Элии Евдокии, прося разрешения молиться близ руин Храма. Разрешение было дано и им было официально разрешено вновь селиться в Иерусалиме.

Как добраться (доехать) до святыни

Ближе всего к Стене плача расположена остановка «улица Больничная» («Евпаторийская детская больница») – в 400 м к северо-западу. До нее вы сможете доехать на маршрутках №№ 4, 6, 9 и 17.

На машине от центра Евпатории добираться до достопримечательности несложно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Караимская, 49, Евпатория, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 45.198663, 33.376381.

Достопримечательности уникального религиозного маршрута привлекают и людей неверующих – ведь все они являются памятниками архитектуры и истории, оригинальными культурными центрами. Не обязательно верить в силу засунутой в Стену плача записки. Можно ее вовсе не писать. Но стена-то все равно останется кусочком из прошлого, чудом пережившим войну. В заключение – видео в тему, приятного просмотра!

Осквернение Храма

В 587 году до н.э. Иерусалим захватили войска вавилонского царя Навуходоносора. Город вавилоняне разрушили, а Храм, существовавший около четырёх веков, сожгли. Множество евреев было убито, часть из них попала в плен. Лишь после прихода к власти персидского царя Кира иудеи получили возможность вернуться на Родину. В 538 году до н.э. они приступили к восстановлению Храма. Освящён он был через 70 лет после сожжения — в 516 году до н.э. Когда Антиох IV Епифан попробовал заставить евреев отказаться от своих религии и языка, то встретил с их стороны упорное сопротивление. Тогда Антиох разграбил Храм, а в 167 году до н.э. осквернил его, установив на жертвеннике алтарь Зевса. Евреи во главе с Иудой Маккавеем восстали и одержали победу, после чего освятили Храм заново. С тех пор вот уже третье тысячелетие в честь этой победы ежегодно отмечается праздник Ханука. В 22 году до н.э. было решено Храм реконструировать. В его восстановлении приняли участие разные правители, но особенно старался воссоздать иудейскую святыню Ирод Великий. Работы по расширению и переделке Храма велись более 80 лет. При очередном восстании евреев в Иерусалим были направлены дополнительные римские войска под руководством Тита. Осада длилась пять месяцев. В городе закончилось продовольствие, что и послужило основной Храм Гроба Господня в Иерусалиме возведён на месте, где разыгрались события, связанные с распятием, причиной его падения. Повстанцы не сдавались, но, обессиленные, погибали под ударами римских мечей. Захватив Иерусалим, Тит приказал уничтожить Храм. Это произошло в 70 году нашей эры.

Лицевая “сторона медали»

1) Приблизительно за 1250 лет до христианской эры на месте будущих  Первого и Второго Иерусалимских Храмов существовала Скиния собрания (переносной шатер), которая служила Храмом для странствующего народа в Синайской пустыне. Построена она была по воле Моисея, и хранились в ней каменные скрижали (плиты) с десятью заповедями.

2) Первый Иерусалимский храм или Храм Соломона (950 —586 гг. до н.э.) был возведен при царствовании Соломона — сына царя Давида. Но в 586 гг. до н.э. Вавилоняне под предводительством Навуходоносора захватили Иерусалим и полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Ковчег Завета был при этом утерян.

3) Второй Иерусалимский Храм (516 до н. э. — 70 н. э.) — Храм, начало восстановления которого было положено во времена правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией во главе с Титом.

Второй Храм горел в течение 10 дней. Разрушен полностью 9-го Ава по еврейскому календарю,в тот самый день, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона.

4) В отличие от Первого храма, который просуществовал 364 года, Второй храм простоял 586 лет. Период между двумя храмами, когда он оставался разрушенным, составляет 70 лет (586 — 516 до н. э.).

Храмовая Гора и Храм не только были настоящим сердцем Иерусалима эпохи Второго Храма, но и служили духовным центром для всей еврейской нации.

Важно запомнить, что :

Стена́ Пла́ча , она же За́падная Стена́,—  (длиной 485 м) — это часть древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н.э., а не стена самого Храма.

Чтобы подойти к святыне чистыми духовно и телесно, совершите обряд “нетилат ядаим” — омойте руки в открытом умывальнике на площади у Стены плача, как это делают религиозные иудеи. Молиться только после ритуального омовения — по-моему, замечательный принцип.

Остается только организовать посещение Стены Плача, собраться с духом, настроиться, и… всё получится. Кстати, то, что я просила у Всевышнего, стоя у Западной стены, по большей части сбылось.

Средние века, 500–1500 гг.

По мере того, как нижние ряды кладки Ирода I покрывались земляными наносами, стена надстраивалась. Следующие четыре слоя были добавлены Омейядами в V в.

Незадолго до начала периода крестовых походов на этом месте стояла синагога. Еврейский паломник Исаак Чело (1334) пишет об арабском царе, отвоевавшем Палестину у христиан. (Возможно, он имеет в виду завоевание Иерусалима Умаром в 637 г.) Халиф дал клятву, что если ему удастся завоевать Иерусалим — он восстановит руины Храма. После своей победы он стал разыскивать руины, но они были скрыты под грудами мусора. К царю приблизился старик, говоря:

После того как царь дал обещание, ему показали, где лежали погребённые под землёй руины. Царь приказал очистить это место и «построил грандиозную мечеть, и оставил Западную Стену евреям, которые припадали к ней для молитвы.»

Вскоре после осады Иерусалима, в 1193 г., сын и преемник Саладина аль-Афдал выделил прилегающий к стене участок земли в благотворительный фонд (вакуф). Он был назван в честь выдающегося мистика Абу Мадьян Шу’аиба и посвящён марокканским поселенцам, которые там обосновались. Дома были построены на расстоянии всего 4 м от стены.

Рабби Обадия из Бертиноро, писавший в 1488 г., утверждает, что

Как правильно написать записку

Именно во время создания такого послания творится молитва к Богу. Все негативные эмоции, обиду, злость оставить на потом, в любви и радости просить у Господа то, чего хочется. Необходимо думать только в позитивном ключе, исключая частицу «не». Хорошо, если в тексте будет имя, только добрые пожелания, и благодарность за то, что есть.

Всё остальное, язык, качество бумаги, чернил, размеры письма и т.д. не имеет значения. Лишь бы это шло от души. Не нужно просить что-то приумножить, это может обернуться против вас. Если у вас достаточно денег на самое необходимое, вы не голодаете, не нужно просить больше. В записке должно быть самое сокровенное, чего вам действительно хочется и чего на самом деле не хватает. Можно просить о разрешении сложной ситуации, проблемы, с которой самостоятельно справиться не получилось. Говорят, что после того, как записка будет оставлена в Стене, вы сразу почувствуете облегчение и спокойствие.

Великое множество людей побывали тут со своими желаниями. Не имеет значения национальность, социальный статус или популярность в обществе. При этом записки не являются суеверием, или признаком невежества. Для многих, не привыкших молиться по тем или иным причинам, эта записка будет выражением своих религиозных чувств. В достижении любых мечтаний всегда важна всяческая поддержка, а с помощью этой записки можно получить самую сильную помощь, которую можно себе представить

Важно самому не останавливаться на пути к цели, делать всё, что нужно и можно сделать

«Иерусалимский синдром»

Оказалось, что не я первая, не я последняя, и у науки уже был готов ответ на мой беззвучный вопрос. Вполне вероятно, что у меня случился «Иерусалимский синдром»  (или я впала в «Иерусалимскую горячку») в самой легкой степени. В моем случае он проявился состоянием сильной экзальтации (повышенного настроения с оттенком восторженности). Но обычно синдром проявляется иначе — у человека развивается мания величия: он начинает себя считать персонажем священных писаний, объявляет себя пророком, считает, что у него есть сверхъестественные  способности и т.п. Данное расстройство представляет собой психоз и сопровождается бредом, галлюцинациями, а иногда доходит до крайностей и представляет опасность для окружающих.

Так отчего же это происходит?

И на меня, и на других туристов и паломников так действует состояние неописуемого восторга от знакомства со Святым городом (городом Господа, Истины), со Стеной Плача, Аль-Аксы, Храма Гроба Господня и других святых мест. Наша психика просто не выдерживает от такой концентрации Величия…

Молитва у Стены

Возле Западной Стены можно найти молящихся в любое время суток; Стена привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Западной Стены.

Девушка помещает записку в расщелину в Западной Стене. Yoninah, GNU 1.2

Мудрецы утверждают, что «любой, кто молится в Иерусалиме на этом месте — это как если бы он молился пред Троном Славы, ибо здесь расположены врата рая, открытые, дабы слышать все молитвы». Еврейский закон предписывает, что, когда евреи произносят Амиду, они должны стоять лицом к востоку, в направлении Иерусалима, Храма и, в конечном счёте, Святая Святых, ибо вся Божья щедрость и благословение истекают из этого места. Согласно Мишне, из всех четырёх стен Храмовой Горы Западная стена была ближе всех к Святая Святых и, следовательно, молитва у Стены приносит особую пользу.

Рабби Яаков Эттлингер пишет:

(Согласно учению Каббалы, все молитвы возносятся в Рай через Храмовую Гору, к которой примыкает Западная Стена.) Хорошо известная сегула отыскания спутника жизни — молиться возле Западной Стены на протяжении 40 дней. Родоначальником этой практики, очевидно, был Рабби Исроел Яаков Фишер.

Согласно некоторым источникам, ко времени Поздней Античности предпочитаемое место еврейской молитвы в Иерусалиме находилось на Масличной горе, и лишь к концу Средних веков евреи постепенно стали собираться для своих молитв не в этом месте, а у Западной Стены, получив на то разрешение от властей вакфа. Действительно, большинство историков считает, что Западная Стена стала популярной молитвенной зоной лишь после оттоманского завоевания Иерусалима в 1517 г. Существуют, однако, засвидетельствованные прецеденты использования Стены в качестве места молитвы до оттоманского периода. Известно несколько еврейских авторов X и XI веков — например, Аарон бен Меир, Самуэль бен Палтиель, Соломон бен Иуда и другие — которые пишут о том, что евреи обращаются к Западной Стене в религиозных целях; Свиток Ахимааца, — исторический документ, написанный в 1050 г. н. э., — отчётливо описывает Западную Стену, как место молитвы для евреев

Около 1167 г., в период поздних Крестовых походов, Бенджамин из Туделы писал, что «Перед этим местом стоит Западная Стена, которая есть одна из стен Святая Святых. Её называют Вратами Милосердия, и к месту сему все евреи приходят молиться перед Стеной в открытом дворе.» В 1334 г. еврейский путешественник Исаак Чело писал:

В 1625 г. учёным, чьё имя не сохранилось, впервые упомянуты «организованные молитвы» у Стены. В дни народных волнений и бедствий к Стене приносили Свитки Закона, как о том свидетельствуется в описании, составленном Рабби Гедальей из Семитизи, отправившимся в Иерусалим в году 1699.

Тексты различных путешественников в Святую Землю, в особенности в 18 и 19 в.в., повествуют о том, как Стена и прилегающая к ней территория по-прежнему оставались для евреев местом поклонения. Исаак Яхуда, выдающийся член сефардского сообщества в Иерусалиме, вспоминал, что мужчины и женщины регулярно собирались в круг возле Стены, чтобы послушать проповеди, произносимые на ладино. Его прабабушка, прибывшая в Палестину в 1841 г., «приходила к Западной Стене вечером каждой пятницы, зимой и летом, и стояла там вплоть до поры зажигания свечей, читая всю Книгу Псалмов и Песнь Песней … она часами просиживала там в одиночестве».

Каф Хахаим описывает, как, идя молиться у Западной Стены, Ашкеназим и Сефардим проходили обычно по улицам и рынкам Старого города, надев свои талит и тфилин.

На протяжении веков Стена является тем местом, на котором евреи собираются, чтобы выразить благодарность Богу или помолиться о милости Всевышнего. По получении известия о высадке в Нормандии 6 июня 1944 г. тысячи евреев пришли к Стене, чтобы вознести молитвы об «успехе Вооружённых сил Его Величества и союзников в освобождении всей оккупированной врагом территории». 13 октября 1994 г. 50 000 человек собрались для молитвы о благополучном возвращении похищенного солдата Нахшона Вахсмана. 10 августа 2005 г. у Стены состоялось массовое молитвенное собрание; оценки количества протестующих против Израильского плана одностороннего размежевания варьировали от 50 до 250 тысяч человек. В течение месяца Тишрей 2009 г. это место посетили рекордные 1,5 миллиона человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector