Топ-25: самые опасные взлетно-посадочные полосы в аэропортах

MADEIRA AIRPORT (Остров МАДЕЙРА, ПОРТУГАЛИЯ)

Красивый португальский остров известен не только как родина футболиста Криштиану Роналдо, но и своим сложным для посадки аэропортом Фуншала.

Изначально в воздушной гавани было две ВПП, каждая из которых имела протяженность 1,6 км. Однако после авиакатастрофы, жертвами которой стали 131 человек, власти острова решили удлинить  полосы на 200 метров.

Но это не слишком облегчило взлёт и посадку, поэтому в 2000 году в аэропорту достроили одну полосу – она размещена на 180 железобетонных опорах.

Футуристическую конструкцию ВПП окружает богатый ландшафт: аэропорт окружен горами с одной стороны, и морем – с другой. Чтобы маневрировать здесь, пилотам требуется немало сноровки.

Аэропорт Кансай (Kansai International)

В центральной части Японии находится искусственный остров Кансай, который соединяет с берегом более четырех километровая трасса. В 1994 году на острове состоялось официальное открытие аэропорта. Сложно представить, но его строительство обошлось в 15 миллиардов долларов. Теперь представьте, сколько стоит авиакомпаниям посадка в этих аэропортах! Не будем томить – каждый Боинг отдает порядка 7500 долларов.

На самом деле такие вложения в строительство связаны с тем, потребовалось немало денег и стараний в борьбе с оседанием острова Консай. Его уровень все время понижался. Многие уже законно считали идею строительства аэропорта провальной, но затопление замедлилось. Сегодня аэропорт функционирует и поражает туристов.

JFK, TWA, Нью-Йорк

В нью-йоркском Международном аэропорту имени Джона Кеннеди JFK особого внимания достоин терминал TWA (сейчас — Т5). Он был построен еще в 1962 году архитектором-футуристом Ээром Саариненом и за свой уникальный дизайн, воплощающий идею полета воображения, получил прозвище «Кpылaтая чайка». Кстати, именно здесь в свое время появилось множество инноваций — электронные табло, багажные ленты, телетрапы и другие используемые по сей день технологии. Тем не менее он не всегда вызывал такой восторг, как сейчас: еще в 2001 году его хотели снести, а затем провели реконструкцию и сделали его практически центром совершенного искусства. TWA принимал множество выставок, инсталляций, фэшн-показов и концертов. Сейчас в зонах бывшего терминала открыт отель на 512 номеров с лаундж-зоной, коктейль-баром, тренажерным залом, бассейном на крыше и смотровой площадкой с видом на взлетно-посадочную полосу

Важно, что историческая цветовая схема и концепция TWA сохранены. Более того, в интерьерах номеров была использована мебель, которую также спроектировал архитектор терминала, Ээр Сааринен. 

Разметка ВПП

Разметка необходима для точной и безопасной посадки самолёта на полосу. Разметка ВПП весьма отличается от автодорожной.

Слева направо:

  • Концевая полоса безопасности (КПБ) (жёлтые шевроны). Предназначена для защиты поверхности земли от обдувания мощными струями выхлопов реактивных двигателей (чтобы не разрушать поверхность, не поднимать пыль и т. д.), а также для случаев выкатывания за ВПП. Летательным аппаратам запрещено находиться на КПБ, потому что её поверхность не рассчитана на их вес.
  • Перемещённый порог (либо смещённый торец, белые стрелки) — зона ВПП, где разрешено руление, разбег и пробег летательных аппаратов, но не посадка.
  • Порог (либо торец, белые полосы в виде «зебры») — начало ВПП, обозначает начало места, где можно приземляться. Порог сделан таким для того, чтобы быть заметным издалека. Количество линий зависит от ширины ВПП.
  • Маркированный номер и, если необходимо, буква (Л/L — левая, П/R — правая Ц/С — центральная)
  • Зона приземления (двойные параллельные прямоугольники, начинаются в 150 м от порога ВПП).
  • Отметка фиксированного расстояния (большие прямоугольники, располагаются в 300 м от порога ВПП). При идеальной посадке пилот глазами «удерживает» зону приземления, и касание происходит непосредственно в зоне посадки.

Необходимым атрибутом разметки являются также осевая и иногда боковые линии. На схеме не показана контрольная точка аэродрома (КТА), которая обозначается на геометрическом центре ВПП в виде окружности белого цвета. Если аэродром имеет более одной взлётно-посадочной полосы, то КТА рисуется только на главной (самой большой) ВПП аэродрома.

Леденящий кровь заход на посадку

Пассажиры, прилетавшие раньше в Гонконг, с замиранием сердца следили за тем, как их самолет приземляется в аэропорту «Кай Так», ныне закрытом.

«Кай Так», проработавший с 1925 по 1998 гг., «представлял собой одно из чудес мира авиации», — пишет пользователь Quora Джей Уокер: «Он располагался на клочке земли, намытом посреди бухты Виктория, а по обеим сторонам от него стояли высотные здания. У аэропорта была относительно короткая полоса для больших самолетов, и особенно было страшно при приземлении на Boeing 747. У пассажиров, смотрящих в иллюминаторы во время посадки или взлета, складывалось впечатление, что они видят в окна домов, что происходит в квартирах».

Аэропорт Куршевель, Франция

Куршевель – знаменитый французский курорт, излюбленное место отдыха богатейших и влиятельных особ всего мира. Но не только респектабельной обстановке обязан Куршевель своей славой, местный аэропорт Courchevel Airport знаменит не меньше. ВПП находится высоко в горах (2008 м над уровнем моря), а выбор его местоположения многие называют довольно странным. При этом длина трассы чуть более 525 метров, а в условиях тумана приземлиться или взлететь здесь практически не представляется возможным. Мировую известность аэропорту принес голливудский блокбастер из серии рассказов о подвигах Джеймса Бонда – «Завтра не умрет никогда», в котором агент 007 посадил самолет в экстремальных условиях. Сегодня воздушная пристань принимает частные вертолеты, и большие американские борты типа Cessna.

Аэропорт из группы риска

Аэродром города Теллурид в штате Колорадо, обслуживающий рейсы региональной авиации, – самый высокогорный в Северной Америке. Он расположен на высоте 2767 м над уровнем моря «Дух захватывает как от рискованного захода на посадку, так и от красоты пейзажа», — пишет пользователь Quora Эрин Уитлок.

Единственная ВПП этого аэропорта находится на одном из плато Скалистых гор, прямо рядом с 300-метровым обрывом над рекой Сан-Мигель. Раньше полоса очень заметно шла под уклон от торцов к центру. Ремонтные работы, проведенные в 2009 г., выправили ситуацию – ВПП стала более безопасной, и теперь на нее могут садиться более крупные самолеты. Нынешняя версия инструкций по безопасности полетов в районе аэропорта не рекомендует пилотам легкомоторных самолетов заходить на посадку в ночное время, выполнять полеты при ветре скоростью свыше 55 км/ч или при видимости менее 25 км.

Аэропорт Фуншал Мадейра (Funchal Madeira Airport)

Португалия тоже отличилась своим нестандартным решением и подходом к строительству. В районе Мадейра располагается аэропорт Фуншал, посадочная полоса которого находятся прямо на краю обрыва и поддерживаются 180 железобетонными столбами. Ну, а что еще можно было придумать?

Остров имеет горный ландшафт и окружен водами моря, ничего не осталось, как выкроить небольшой ровный участок, и дополнить его колоннами, которые возвышаются прямо над водой. Потрясающая картина предстает перед пассажирами, когда самолет налетает прямо на горы и в последнюю секунду сворачивает в правую сторону на посадочную полосу. За это инженерное решение аэропорт был удостоен престижной награды.

Singapore Changi, Сингапур

Начнем сразу с самого красивого в мире аэропорта, который, готовы поспорить, вам не захочется покидать. В каждом терминале Сингапурского Чанги есть вертикальные ботанические сады, цветочные парки, пруды в азиатском стиле, благодаря которым время в этом аэропорту превращается в сеанс расслабления и восстановления внутренней гармонии. Недостаточно впечатляет? Тогда отправляйтесь отдохнуть в бассейн с видом на взлетную полосу, джакузи на крыше или один из круглосуточных спа-салонов. А после — на бесплатный киносеанс, в парк кактусов и сад из деревянных скульптур. Для полного счастья идите посмотреть на уникальную инсталляцию «Кинетического дождя». Кстати, Терминал 4, открывшийся всего два года назад, настолько продуман с точки зрения технологий, что предлагает пассажирам полностью автоматический процесс вылета. Не зря Чанги столько раз признавали лучшим аэропортом мира: уже к 2007 году он успел собрать около 300 всевозможных наград.

Самые опасные аэропорты России

6 аэродромов в России квалифицируются как опасные, как для посадки, так и для взлета. Причины тут кроются те же самые.

Аэропорт Адлера (аэропорт «Сочи»)

Неудобное географическое положение, а также сложные погодные условия делают этот аэродром одним из самых нелюбимых у пилотов России.

Посадка там требует изрядного мастерства от них, так как попыток, чтобы ее совершить, у них не так много, а именно только 1.

Аэропорт Адлера (аэропорт «Сочи»).

Зажатый с одной стороны горами, с другой — морем, он — крайне сложен для посадки. Сильные, боковые ветры еще увеличивают степень риска.

Аэропорт Иркутска

Он крайне опасен для посадки лайнера в силу многих сочетающихся факторов. Тут и близкое соседство с городов, и низкое давление из-за горного характера региона, и расположение самого аэропорта на высоте 600 м над уровнем моря.

Все это создает крайние неудобства для пилотов, а также крайне волнующие минуты при заходе на посадку у пассажиров.

Аэропорт Иркутска.

Аэропорт “Елизово” Петропавловска-Камчатского

Он находится недалеко от величественных камчатских вулканов и сопок. Низкое давление, а также сильные ветра могут подвергнуть самолет серьезному испытанию

Поэтому пилоты соблюдают тут предельную осторожность при посадке

Аэропорт “Елизово” Петропавловска-Камчатского.

Аэропорт Воркуты

Близость к городу (всего в 1 км от его центра), а также относительно небольшое ВПП (2200 м — длина и 50 м — ширина) превращают его в очень опасное место для посадки. Он принимает только вертолеты, легкие самолеты и некоторые русские модели самолетов.

Некоторые сравнивают посадку там с посадкой на авианосец.

Аэропорт Воркуты.

Аэропорт “Игнатьево” Благовещенска

Он сам по себе очень маленький, в 16 км от самого города. Чтобы сесть туда, надо быть крайне внимательным.

Этот аэропорт принимает в основном вертолеты и легкие самолеты. Однако, является запасным вариантом для трансконтинентальных лайнеров.

Аэропорт “Игнатьево” Благовещенска.

Аэропорт на о. Итуруп

Небольшая ВПП длиной в 2300 м и шириной в 42 м, а также соседство с морем делают его не таким уж безопасным, как это может показаться со стороны.

Аэропорт оборудован по последнему слову техники и призван быть главным на Сахалинской гряде. Однако, его расположение заставляет сомневаться в его полной безопасности.

Аэропорт на о. Итуруп.

А ниже вы можете посмотреть видео: “Самые опасные аэропорты мира”.

https://youtube.com/watch?v=qxtnfPrT50I

Другие опасные аэропорты

Несмотря на новейшие технологии, используемые современными аэроузлами, которые позволяют экипажам приземляться автоматически, ряд факторов создают серьезные трудности. С ними приходится справляться пилотам. Чаще сюда относят рисковое местоположение, малую протяженность посадочного трека и природные особенности.

Хуанчо, Саба

Комплекс находится на острове Саба в Нидерландах в Карибском бассейне. ВВП этого порта не превышают 400 метров. Конец полосы врезается в морские воды. По причине большого риска официальный статус аэропорта закрытый, однако, иногда управляющий состав гражданской авиации делает исключения.

Густав III, Сен-Барт

Площадка для авиаперелетов расположена на территории острова в Карибском море. Она названа в память о короле Швеции, купившего Сен-Барт у французов. В 78 г. XVIII века остров перепродали. Особенность порта – короткая ВВП, приемлемая для посадки только небольших самолетов, максимальная вместительность экипажа составляет 20 пассажиров. Узел начинается у склона и достигает пляжа. Взлет происходит прямо над загорающими здесь людьми, поэтому назвать аэропорт безопасным нельзя.

Конгоньяс, Бразилия

Аэрокомплекс находится на втором месте по загруженности среди бразильских аэропортов. Площадка расположена в южной центральной части Сан-Паулу. Открытие воздушной пристани произошло в 1936 г., позднее здесь случились 2 аварии – в 1996 и 2007 гг. Первое происшествие было вызвано неисправностями самолета механического характера. Во втором случае машина врезалась в топливный склад в результате выхода за пределы ВВП, что стало причиной смерти 199 человек.

PARO AIRPORT (БУТАН)

Бутанский аэропорт Паро считается не менее опасным. Воздушная гавань находится в Гималаях, на высоте около 3 тысяч метров над уровнем моря. Взлёт и посадка в аэропорту – серьёзное испытание для пилотов.

До 2011 года рейсы в аэропорт выполняла только одна авиакомпания. На сегодняшний день всего 12 пилотов во всем мире прошли специальную подготовку, позволяющую летать в Паро. Четверо из пилотов – греки, на родине которых много сложных островных воздушных гаваней, поэтому они имеют необходимые навыки и опыт работы в таких условиях. Эти пилоты готовят других специалистов по полётам в Паро.

Рейсы в аэропорт выполняются только днём и строго при определенных погодных условиях. Каждый год в Паро прилетают 30 тысяч смелых пассажиров.

Аэропорт размером с остров

Посадка в международном аэропорту Мале (ныне известном как аэропорт имени Ибрагима Насира) на Мальдивских островах – серьезное испытание для любого пилота. Единственная ВПП, расположенная всего на два метра выше уровня моря, протянулась во всю длину острова Хулуле. Малейший просчет – и самолет очутится прямо в Индийском океане, пишет пользователь Quora Питер Баскервиль.

Поскольку остров Хулуле (один из 1192 коралловых островов атолла Мале, разбросанных на площади примерно в 90 000 км2) практически целиком занят аэропортом, прибывающие пассажиры, как правило, добираются оттуда до конечных пунктов назначения на быстроходных моторных лодках.

Дополнительно

  • В Гибралтарском аэропорту, который расположен в очень ограниченном пространстве, взлётно-посадочная полоса пересекает автомобильную дорогу, где имеется переезд (), схожий с железнодорожным.
  • В аэропорту Новозеландского города Гисборн () и на экспериментальном аэродроме Дзёмги () (Россия) имеются железнодорожные переезды на пересечении взлётно-посадочной полосы и линий железной дороги.
  • Единственный в мире аэропорт без взлётно-посадочной полосы — это аэропорт Барра (), расположенный на острове Барра в Шотландии (Великобритания). Самолёт садится прямо на песок во время отлива, на места, отмеченные деревянными знаками. Так как аэропорт располагается непосредственно на пляже, то перед приёмом или отправлением самолёта поднимается ветроуказатель, что является не только указателем силы и направления ветра для экипажа самолёта, но и требованием для отдыхающих освободить зону аэропорта. Соответственно аэропорт не работает во время прилива, поскольку его территория затопляется.
  • Одна из самых оригинальных[источник не указан 441 день] взлётно-посадочных полос является ВПП португальского аэропорта на острове Мадейра (Аэропорт Криштиану Роналду или Аэропорт Фуншала), часть которой представляет собой эстакаду. Кроме того под ВПП проходит автодорога.

Marrakesh Menara, Марокко

Здaние аэpoпорта Marrakesh Menara создано с использованием новейшиx технологий, но вдохновлено культурным наследием Марокко. В отделке и декоре здания можно увидеть множество этнических орнаментов и восточных узоров, которые придают современным дизайнерским решениям особый колорит. В оформлении аэропорта использовано большое количество стекла, через многочисленные витражи и мозаики преломляется солнечный свет, создавая причудливые узоры на стенах терминалов. В целом, аэропорт выполнен в бежевых, белых и золотых оттенках, что делает его похожим на один из дворцов Марракеша.

Аэропорт Кай-Так (Hong Kong International Airport)

«Небесный приют» воздушного транспорта Кай-Так в Гонконге из-за необычной схемы захода на посадку заслужил место в списке самых необычных и опасных. Если вы посмотрите видео, то точно не позавидуете пассажирам! Представляю, как у них захватывало дух, когда самолет выполнял разворот на 47 градусов.

Стоит ли говорить о том, что все это происходило прямо над жилыми районами? Самолеты буквально проносились мимо балконов и окон домов. Плюс ко всему высокие холмы и частые порывы ветра, направления которого постоянно менялось. Экстремальные посадки в этом аэропорте на счастье пассажиров закрылись весной 1998 года.

Аэропорт на острове Мадейра в Португалии

Аэродром, о котором пойдёт речь дальше, был сооружён в 1964 году. За время своего существования он сменил несколько названий: Санта-Катарина, Фуншала, Мадейра, а с 2016 года это аэропорт имени Криштиану Роналду.

К опасным воздушным гаваням мира его отнесли в 1977 году, после страшной авиакатастрофы, унёсшей жизни 131человека. Взлётно-посадочная полоса (ВПП) была слишком короткой, а пилот начал приземление на 300 м дальше назначенной точки, из-за чего самолёт врезался в гору.

Работы по увеличению ВПП продолжались 8 лет, и сейчас она имеет протяжённость 2777 м. Большая её часть – это эстакада, расположившаяся на столбах-опорах из железобетона. Таких столбов 180, все имеют диаметр 3 м, высота некоторых достигает 50 м.

Благодаря этому инженерному решению в некоторой степени удалось уменьшить опасность приземления в воздушной гавани на острове Мадейра. Хотя аэродром всё же продолжает оставаться одним из наиболее экстремальных на планете, занимая среди них последнее, 13 место.

Конгоньяс (Бразилия)

Сан-Паулу. Естественно, столь крупный населенный пункт не мог обойтись без аэропорта, но построить его в самом центре города — это, пожалуй, слегка перебор

Любое неосторожное движение пилота может привести к, в буквальном смысле, катастрофическим последствиям

Открывшись в 1936 году, этот опасный воздушный узел длительное время был международным, но сейчас он обслуживает только внутренние рейсы. Не считая мелких инцидентов, здесь произошло две серьезные аварии. В 1996 году это случилось из-за технической неисправности, а в 2007 пилот промахнулся мимо посадочной полосы и врезался а административное здание своей же авиакомпании, что привело к гибели 199 человек.

Кансай

Он расположен в Японии, в Осакском заливе, на искусственном острове. Его длина – всего 4 км, а ширина – 2,5 км. Инженеры не смогли предвидеть, что остров начнет быстро погружаться в воду. Этому способствуют частые землетрясения и неустойчивость морского дна. Сейчас аэропорт, расположенный на тонущем участке земли вошел в список самых опасных.

Закончить список можно аэропортом Веллингтон в Новой Зеландии. Опасность его – в очень короткой взлетной полосе, которая при этом уходит прямо в море. Однако этот аэропорт также можно назвать и самым красивым и живописным. По краям ВПП сверкает голубая гладь.

LUKLA TENZING-HILLARY (НЕПАЛ)

Непальский аэропорт Лукла назван в честь альпинистов Эдмунда Хиллари и Тэнцинга Норгея, которые известны первым в мире восхождением на Эверест. Воздушная гавань – одна из самых опасных в мире: ВПП наклонена на 12% и имеет длину всего 527 метров. Благодаря уклону самолёт может быстрее затормозить и взлететь на таком коротком участке.

Лукла расположен высоко в горах, на высоте 2860 метров над уровнем моря. ВПП окружена с одной стороны скалой, с другой – 700-метровым обрывом. К тому же, заходя на посадку, авиалайнерам приходится влетать в узкое горное ущелье, где достаточно сложно маневрировать. По этой причине посадка самолётов в воздушной гавани проводится только вручную, согласно «Правилами визуальных полётов». Единственное радиолокационное оборудование, которое есть в Лукле – радиостанция.

Из-за погодных условий самолёты прибывают и улетают из аэропорта, в основном, утром, пока не появилась дымка. Воздушные судна улетают из Луклы «стаями» — один за другим. Местные пассажиры же всецело зависят от погодных условий: если они неблагоприятные, рейс можно прождать несколько часов, а то и несколько дней.

Активная (рабочая) полоса

Активная полоса (рабочая полоса) — это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и (или) посадок воздушных судов в данный момент времени.

Основной фактор выбора ВПП для посадки или взлёта — это направление ветра. Из законов аэродинамики следует, что при встречном ветре уменьшается путевая скорость летательного аппарата, что на практике означает уменьшение длины разбега на взлёте и пробега при посадке, что, в свою очередь, положительно сказывается на безопасности выполнения полёта. В связи с этим предпочтение уделяется полосе на которой составляющая встречного ветра наибольшая, а бокового — наименьшая. На практике, рабочая ВПП может быть определена даже с попутной составляющей ветра. Ремонтные работы, неисправность оборудования посадки, орнитологическая обстановка и даже авиационное происшествие — те факторы, которые могут повлиять на выбор ВПП.

В аэропортах с одной или несколькими параллельными ВПП пилотам зачастую приходится сажать самолёты с боковым ветром вплоть до 90°. Но в крупных аэропортах полосы часто располагают под углом друг к другу. К примеру, в аэропорту Сан-Франциско четыре взлётно-посадочные полосы — одна пара параллельных между собой ВПП практически перпендикулярно пересекается другой парой параллельных ВПП. В аэропорту Лас-Вегаса, который также имеет четыре ВПП, угол между двумя парами параллельных полос составляет 60°. В крупнейшем аэропорту Чикаго — О’Хара — шесть ВПП в трёх разных направлениях, в аэропорту Амстердама Схипхол — шесть полос в четырех направлениях, причем некоторые полосы и рулежные дорожки пересекают каналы. Такая конфигурация полос зачастую облегчает жизнь пилотам и диспетчерам, но и тут есть и свои недостатки — сам факт пересечения полос уже несет в себе определённую опасность.

В аэропортах с двумя или более полосами часто применяют практику использования одной полосы для взлёта, другой — для посадки. Так, в московском Шереметьево ВПП 06R/24L используют в основном только для взлёта, а 06C/24C — для посадки. Однако в связи с близостью полос выполнять эти операции одновременно не допускается (одним из условий разрешения на совместную эксплуатацию параллельных ВПП является выполнение требования: расстояние между полосами должно быть более 1,5—2 км).

Аэропорты Домодедово и Пулково — единственные в России аэропорты, позволяющие использовать обе ВПП независимо и одновременно (режимы ВП — взлёт-посадка и ВВ — взлёт-взлёт).

Сообщать экипажам самолётов номер активной (рабочей) полосы (а также погоду — скорость и направление ветра у поверхности земли, видимость, облачность, температуру воздуха, давление и т. п.) в небольших аэропортах — обязанность авиадиспетчера, а в крупных аэропортах это осуществляется с помощью системы автоматического радиовещания метеорологической информации АТИС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector