Пещера альтамира: можно ли ее посетить и чем уникальны ее настенные рисунки

История открытия пещеры Ласко

Пещера Ласко (или Ляско) находится во Франции, в районе Перигоре. В этом же районе находится ещё одна древняя пещера Кро-Маньон.

В интернете гуляет несостыковка: пещеру Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Странно, но такое сравнение сделал Саутуола (первооткрыватель пещерной живописи) относительно пещеры Альтамира. В принципе же, обе эти пещеры можно сопоставлять с великим культурным памятником конца 15 века.

Китайская лошадка, одно из самых известных изображений из пещеры Ласко

Пещеру открыли четверо юношей 12 сентября 1940 года: Марсель Равид, Жак Марсаль, Жорж Анье, Симон Конкас. Заинтересовались они пещерой из-за легенды: якобы в ней спрятаны сокровища. В некоторой мере эта легенда оказалась правдивой, так как найденные наскальные рисунки, чем не сокровища?

Открытие пещерной живописи[править]

Мария, дочка сеньора дон Марселино де Саутуолы, которой наскучило наблюдать за тем, как её отец раскапывал один из залов Альтамиры, отправилась путешествовать по подземелью.

— Папа! — воскликнула она внезапно, голос её глухо прозвучал в тишине. — Папа, смотри, быки! «Быки», замеченные дочерью Саутуолы в пещере, оказались древними бизонами. И правда, прямо на потолке резвились, паслись, неслись во весь опор бизоны. И тут же находились дикая лошадь и вепрь.

Впоследствии поколения исследователей, художников, просто любителей древностей и искусства будут восхищаться немеркнущими красками, удивительной точностью в передаче повадок животных, зрелостью рисунков. Впоследствии многочисленные тома будут написаны об одной только пещере Альтамира. Но это будет потом. А пока Саутуола, спустившийся в пещеру, как заворожённый, смотрел на невиданную картинную галерею.

Рисунки в пещере

Что же увидела маленькая девочка, разглядывая невысокие потолки?

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

фото наскальной живописи пещеры Альтамира

Рассматривать нарисованных животных можно бесконечно. Каждая отдельная фигура не похожа на остальные.

Бизоны стоят, лежат, бегут, готовятся к броску. Они нарисованы с помощью угля, охры, гематита и других природных красок. Большая часть животных выкрашена в красный цвет.

Различные оттенки воссоздают фактуру шерсти и делают фигуры еще более достоверными. Мельчайшие детали прорисованы с любовью и удивительной точностью – копыта, глаза, высунутые языки быков удивляют и поражают своим совершенством.

Помимо зала с плафоном в пещере есть небольшая комнатка, которая до сих пор является загадкой для ученых. Низкий потолок позволяет находиться в ней только лежа, а вместить она может не больше трех человек.

И при этом стены и потолок этой комнаты украшены рисунками и орнаментами из охры. Для чего понадобилось древним людям это помещение? Зачем они вложили столько сил в его роспись? Ответа на эти вопросы пока нет.

Еще один зал примечателен тем, что находящиеся там изображения нельзя точно интерпретировать. На потолке нарисованы странные существа – полулюди-полуживотные. Являются ли они вымыслом художника или он стремился запечатлеть какой-то древний ритуал, об этом мы не узнаем никогда. Но эти изображения дают нам четкое представление о том, что внутренний мир древних людей был гораздо богаче, чем мы привыкли себе представлять.

Еще одна загадка пещеры, связанная с рисунками состоит в том, были ли они творением одного мастера или в росписи принимало участие несколько человек и может быть даже на протяжении долгого времени. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но ученые говорят о том, что общая композиция и замысел у всей этой работы, несомненно, присутствовали.

Наскальные рисунки в пещере

Многие вызвались посетить пещеру и воочию увидеть творения человека ледникового периода. Рисунками древнего художника заинтересовался профессор Мадридского университета дон Хуан Виланова-и-Пиера, а также король Испании Альфонс ХII. Они первыми побывали в подземной галерее эпохи палеолита Альтамиры. Маститый профессор лично убедился в подлинном происхождении рисунков и посвятил им ряд лекций в университете.

Однако поддержка профессором открытия Саутуолы встретила яростное неприятие со стороны ведущих археологов того времени профессора Картальяка и его учителя Габриэля де Мортилье. Даже не пытаясь побывать в пещере и досконально исследовать обнаруженные артефакты, ученые мужи осыпали Саутуолу и поддержавшего его Виланову насмешками и ироническими замечаниями.

Со времени обнаружения этой пещеры и до начала ХХ века подлинность наскальных рисунков вызывала сомнение во многих ученых кругах. Поэтому история открытия древних рисунков в Альтамире связана с длительным неприятием нового, что выходит за рамки обыденных знаний, яростными спорами учёных, едкими насмешками авторитетных археологов и горькими разочарованиями. Печально, но Саутуоле так и не довелось дожить до момента признания своего замечательного открытия. Лишь через много лет у входа в пещеру Альтамира возвели памятник первооткрывателю наскальных рисунков в знак благодарности человечества за его неоценимый вклад в археологию.

Маститым археологам понадобилось целых двадцать лет после открытия рисунков ледникового периода в Альтамире, чтобы после подобных находок в пещерах Ла-Мут, Марсула и Шабо признать подлинность петроглифов. На протяжении длительного времени ученые археологи той эпохи не могли смириться с мыслью, что древний человек, не подчиняясь универсальным законам эволюции, был способен создавать настоящие шедевры на стенах пещер даже без доступа солнечного света.

Наскальные рисунки, вызвавшие массу споров среди ученых археологов, по сей день вызывают неподдельный интерес у специалистов и восхищение посетителей. Выполненные древним человеком во времена ледникового периода изображения диких и одомашненных животных поражают своей достоверностью и созданной с помощью природных красок и неровностей поверхности пещерных стен иллюзией движения.

Ощущение движения нарисованных охрой, углем и гематитом животных усиливается при мерцающем пламени. Остается загадкой не только мастерство древнего художника, сумевшего изобразить животных и даже запечатлеть образ древнего человека, но и его творчество в том отделе пещеры, куда совсем не могли проникнуть лучи солнца. Кроме нарисованных животных встречаются линии, начерченные пальцами, странные фигуры и непонятные символы, обозначенные точками и штрихами. Подобные изображения существуют во многих пещерах разных стран, и каждое из них тщательно изучается специалистами.

Исследование пещеры и ее петроглифов позволило сделать ученым вывод о ее несравненной ценности. А в 1985 году Альтамире присвоено звание объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наскальные рисунки пещеры Шове

Пещерный лев, гравировка из пещеры Шове

Холодная стена пещеры, следы неровностей, создаваемые веками, следы когтей пещерных медведей или других неведомых современному миру животных, магически-притягательные силуэты-тени от огня факелов. И всё это манит, завораживает человека, древнего человека. Он вдохновляется, берёт в руки уголь и начинает рисовать…

Я не утверждаю, но, возможно было именно так, более 30 тысяч лет назад, именно таким возрастом датированы наскальные рисунки пещеры Шове – и это самые древние на данный момент изображения, сделанные человеком. Я даже так статью хотела назвать – первые рисунки, но… совсем недавно в Испанской пещере Нерха были найдены рисунки, по предварительным данным, относящиеся к периоду более позднему, 40 тысяч лет назад. Сейчас ведутся исследования, и окончательные данные будут не раньше 2013 года.

Пещера Шове. Эти древние рисунки уникальны, и, как всегда, дают ответов меньше, чем вопросов.

Знаменитые тарпаны из пещеры Шове (тарпан — вымерший предок современной лошади)

Открытие других пещер

Пока ученые-историки вели спор о достоверности рисунков и других находок Саутуолы, в Европе были обнаружены еще несколько подобных пещер, в которых найденные предметы, орудия труда, скульптуры и наскальные рисунки датировались эпохой верхнего палеолита.

Так, в 1895 г. французский археолог Э. Ривьер в пещере Ла Мут исследовал рисунки ископаемых животных и орудия, древность которых подтверждалась невозможностью доступа в эти слои современных людей. В другом месте ученым Дало были также найдены изображения мамонтов и других животных времен палеолита. Все они были погребены под слоем земли, что свидетельствовало о древности находок.

Аналогичные открытия были сделаны в Европе, Азии, на Урале, в Монголии. Однако все это произошло уже спустя годы после смерти Саутуолы и Виллановы.

Человеком, который смог открыто признать свои ошибки и изменить судьбу пещеры Альтаира, стал Картальяк, который в 1902 г. призвал весь ученый мир «не совершать роковую ошибку» и начать исследование древней наскальной живописи.

Интересные факты

По данным ученых, пещера тянется на 8-10 км вглубь земли и имеет разветвленную систему ходов, однако все попытки спелеологов пробраться дальше не увенчались успехом из-за узких ходов, в которые они не смогли протиснуться.

Самый красочный Большой полихромный зал, имеющий расписной потолок, назван «Сикстинской капеллой каменного века». Другие залы также имеют названия: «Хвост лошади», «Зал тектиформ», «Яма», «Прихожая», «Галерея», «Зал черного бизона».

В 2015 г. испанский монетный двор выпустил памятную монету, посвященную пещере Альтамира. На лицевой стороне изображен ее символ — бизон, вокруг него по кольцу идут 12 звезд Евросоюза.

В 2016 г. был снят художественный фильм «Альтамира», в котором рассказана история открытия пещеры Марселино Саутуолой и борьба его против ученых, объявивших находку фальсификацией.

Древнее наскальное искусство пещеры Альтамира является доказательством существования в эпоху палеолита людей, которые не только охотились и вели первобытный образ жизни, но и были способны создать такие прекрасные и талантливые произведения.

Искусство первобытных художников

Всего обнаружено более 150 изображений ископаемых животных: бизонов, оленей, кабанов, лошадей. Все они выполнены в движении: во время бега, в прыжке, при нападении или на отдыхе. Также найдены отпечатки ладоней древних людей и схематическое изображение их фигурок. Многие рисунки были созданы в различное время, некоторые наслаиваются друг на друга.

Первобытные художники использовали рельеф стен и потолка для создания 3-мерных изображений. Причем объемный эффект достигался и своеобразной манерой рисунка: темные контуры фигур, закрашенные внутри различными оттенками красок.

Самая огромная по площади — роспись потолка в Большом полихромном зале, где на площади в 180 кв. м нарисовано более 20 фигур животных. Многие из изображений сделаны почти в натуральную величину.

Самый знаменитый рисунок — бизон пещеры Альтамира (Испания), уникальность которого состоит также в том, что в природе такой вид шерстистых бизонов уже отсутствует, они вымерли много тысячелетий назад.

История находки

Пещера была обнаружена случайно в 1868 г. недалеко от городка Сантандер одним из местных жителей. Когда сведения дошли до любителя-аргеолога Марселино де Саутуолы, он проявил интерес и пришел ее осмотреть. В первый же день им были найдены остатки костей и скелетов животных, а также древние орудия человека.

Через 3 года, после посещения выставки по археологии во Франции Саутуола решает исследовать пещеру более подробно, попытавшись вскрыть верхние слои почвы. Раскопки были им начаты осенью 1879 г., в ходе которых обнаружены топорики, детали посуды, рога оленей и другие интересные вещи.

Во время очередной экспедиции Марселино привел дочь посмотреть на свои труды, которая была восхищена и старалась сделать свои находки. За счет своего маленького роста девочка могла пробираться в те помещения, где слишком низкий потолок не позволял пройти взрослому человеку

Она и совершила важное открытие в одном из боковых гротов пещеры Альтамиры: наскальные рисунки, которые покрывали стены и потолок, где были очень реалистично изображены большие 2-метровые быки, лошади и другие животные

Дадаизм: разочарование культуры

28 июля 1914 года началась Первая мировая война. В ней участвовало около 60 стран, впервые были использованы новые средства ведения войны, направленные на массовое убийство людей. По подсчётам, с 1914 по 1918 год погибло около 20 миллионов человек.

Все войны бессмысленны, но и среди них можно выделить наиболее абсурдные. Таковой стала война 1914 года. Все её причины сводились только к территориальным претензиям среди стран Европы. Слишком мало власти было у глав тех стран, все они хотели большего: мирового господства, новых колоний и унижение стран-соперниц. Начало 20 века стало катастрофой и разложением человеческих ценностей. Начавшаяся безжалостная бойня стала потрясением для людей той эпохи, ведь казалось, что человечество развивается, что строится новый цивилизованный, разумный мир.… А в итоге – химическое оружие, миллионы трупов, «потерянное поколение» и унизительный жалкий версальский мир: правители ничего не поняли и уже грезили о новой войне.

Как следствие Первой мировой войны в 1916 году возникло модернистское* художественное течение дадаизм. Дать просто определение этому явлению сложно, оно, скорее, представляло собой некую философскую систему, проявляющуюся в отрицании разума, логики, искусства…

Пикабия, «Женщина со спичками»

Туризм

В 60-70-е годы XX века пещера Альтамира была чрезвычайно популярна у туристов. В день её посещало более 1,5 тыс. человек. В результате такого ажиотажа рисунки покрылись плесенью. В 1977 году этот исторический объект был закрыт на реставрацию. Его вновь открыли лишь в 1982 году, но с ограниченным посещением не более одной туристической группы в день и 8,5 тыс. посетителей в год. Люди записывались в очередь и ждали годами.

В 2002 году пещеру вновь закрыли из-за плесени. Открыли 26 февраля 2014 года, но ограничились 5-ю посетителями в день и 37 минутами в сутки для просмотра. Однако рядом в 2001 году расположили музейный комплекс с копиями пещерных изображений. Так что каждый желающий может ознакомиться с уникальными художественными творениями древности, не посещая саму пещеру. Копии рисунков имеются также в Национальном археологическом музее в Мадриде, в музеях Германии и Японии.


Пещера Альтамира на карте Испании (красный кружок вверху)

Поделиться

Как увидеть? Где находится пещера Альтамира?

Сама пещера, расположенная на севере Тенерифе. Чтобы попасть туда, лучше всего арендовать автомобиль или присоединиться к какой-нибудь экскурсионной группе.

Из-за большого потока посетителей ее уже несколько раз закрывали на длительную реставрацию. До недавнего времени внутрь пускали не более 20 человек в день. В настоящее время пещера закрыта для посещения.

Но насладиться шедеврами наскальной живописи можно в расположенном неподалеку от пещеры музее. Он воссоздает саму пещеру и росписи стен и потолка. Посетить музей можно с 9.30 до 20.00 с мая по октябрь или с 9.30 до 18.00 в другие месяцы. В выходные и праздничные дни музей работает до 15.00. По понедельникам экспозиция закрыта, также ее невозможно увидеть 1 января, 1 мая, 27 июня, 16 сентября, 24, 25 и 31 декабря.

Стоимость входного билета 3 евро. Но вы можете побывать в музее и бесплатно. Свободный вход бывает каждую субботу после 14.00 и весь день воскресенья, 18 апреля в День всемирного наследия, 18 мая в Международный день музеев, 12 октября в День Колумба и 6 декабря в День испанской Конституции.

Полюбоваться копиями рисунков также можно в Мадриде, Барселоне, Мюнхене, Брно и нескольких других городах мира.

Гипотезы о причинах появления наскальной живописи[править]

На каменных сводах пещер Европы, на их потолках, на стенах сделанные сажей и охрой и ещё какими-то другими минеральными и растительными красками, секрет которых полностью не раскрыт даже в наше время, — красные, черные, жёлтые, коричневые, фиолетовые росписи, которые производят неизгладимое впечатление.

Изображение животных с таким поразительным правдоподобием не было для первобытного художника самоцелью или способом выражения своего дарования. Перенося на мёртвый камень кусок жизни, он полагал, что облегчает охоту. Могучие бизоны теперь уже были не опасны, а быстрые, как молния, олени давались в руки. Родовой коллектив и сам художник, уже много дней страдавшие от голода, будут теперь обеспечены пищей.

По мере того как дорисовывались контуры животного и оно становилось таким, каким его видели, нападающим или бегущим, художник ощущал свою силу. Теперь он был метким и сильным, как его брат или отец, охотящиеся за пределами пещеры. И если нарисовать на теле животного острие копья (а они нарисованы во многих местах), копье не даст промаха. Это было не только искусство, но и колдовство, или, как его принято называть, магия.

Пещера Альтамира

Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп
) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса,), где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества Марселино Санс де Саутуола в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось 4 года назад, т.е. в 1876 году.

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле . Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Галерея

Как посетить

С 1985 г. пещера Альтамира включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как шедевр человеческого созидательного гения. Каждый, кто интересуется древней историей, счел бы за большую удачу побывать в этой пещере, но сейчас доступ в нее ограничен. Чтобы уберечь драгоценное свидетельство о древних людей, в пещеру пускают лишь несколько человек в сутки, для этого надо получить специальное разрешение. Очередь посетителей расписана на три года вперед.

Копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, а также в Японии.

Фанаты археологии могут прогуляться рядом с Альтамирой, а также заглянуть в «припещерный» музей, в котором выставляются копии рисунков. Входной билет — 3 EUR. Стоит отправиться в Сантандер , город находится всего в 30 км от пещеры. музея .

Время работы музея

  • Со вторника по субботу:
    • с мая по октябрь — с 9:30 до 20:00;
    • с ноября по апрель — с 9:30 до 18:00.
  • Воскресенье и праздничные дни — с 9:30 до 15:00.

Пещеры Альтамиры
, расположенные рядом с городком Сантильяна дель Мар являются одной из главных туристических достопримечательностей Кантабрии и Испании.
В 1985 году ЮНЕСКО объявило их Объектом всемирного наследия. На сегодняшний день именно в пещерах Альтамиры обнаружены древнейшие росписи первобытного человека времен палеолита. Урановые исследования подтвердили их возраст 16 500 лет. И примечательно то, что в пещерах Альтамиры обнаружены не единичные рисунки, их количество здесь исчисляется сотнями. На стенах и потолках пещер Альтамиры практически нет мест, свободных от росписей первобытного человека.

Король Испании Хуан Карлос со своей супругой Софией в музеи пещеры Альтамиры

Сегодня трудно представить, что человек, живший в условиях борьбы за выживание с природой и окружающим миром, занимавшийся только охотой и собирательством, не знавший еще земледелия и использовавший в качестве орудий труда грубо обработанные изделия из камня и дерева, мог создать столь реалистичные изображения животных. И это не просто какие то статичные изображения, на наскальных рисунках пещеры Альтамиры отображены различные ситуации из жизни животных.

Двойник пещеры – Альтамира-2

Как только в подлинном происхождении петроглифов перестали сомневаться, толпы желающих посетить пещеру Альтамира и собственными глазами увидеть творения древнего человека с каждым годом увеличивались, что негативным образом стало сказываться на состоянии пещеры и ее петроглифов. Появившаяся плесень из-за изменения микроклимата в пещере стала покрывать и разрушать древние рисунки.

Специалисты, следящие за состоянием Альтамиры и ее петроглифов, сначала приняли решение ограничить количество посетителей. Однако ситуация оставалась критической и петроглифы продолжали разрушаться. Оригинальное решение, принятое в начале 90-х годов, построить двойник Альтамиры с абсолютно идентичным природной пещере обликом изменило ситуацию к лучшему. Так появилась Альтамира-2.

Пользуясь красками из натурального сырья подобно людям эпохи палеолита, современные художники Педро Саура и Матильда Мускис сумели создать копии древних наскальных шедевров. Дочь Марселино Мария оказалась достойной продолжательницей идей своего отца. Будучи замужем за обеспеченным человеком, она совместно со своим мужем организовала фонд, благодаря которому стало возможным создание копии существующей Альтамиры. И вновь повторилась история. Только уже новый Король Испании со своей Королевой первыми посетили Альтамиру-2.

Альтамира-2 была создана специально для посещения туристов. Попадая в искусственно обустроенную пещеру, никто из них не ощущает, что ее сотворили человеческие руки. Альтамира-1 служит науке. Результаты исследований петроглифов показывают, что наскальным рисункам насчитывается более 14 тысяч лет, а некоторым изображениям больше 16 тысяч лет. Специалисты сумели доказать, что красные лошади были изображены раньше, чем бизоны, а росписи и таинственные знаки появились значительно позже. Наскальные рисунки Альтамиры настолько популярны, что их копии хранятся во многих музеях мира, в том числе и Мадридском Национальном археологическом музее.

Рекомендуем к прочтению Интересные факты об Испании.

2+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector