Бизнес вверх ногами: как заработать на строительстве домов-перевёртышей
Содержание:
Особенность конструкции
Пока не грянул костюмированный праздник, в «Дукорскам маёнтку» дети и взрослые наслаждаются солнцем, запахом цветущих лип, не спеша заглядывая в только что отстроенные корчму, мини-зоопарк или мастерские, где можно самому попробовать вылепить горшок или смастерить железное «кружево».
Кузнец Александр Волощик сетует, впрочем, что нынешние мужчины к мужской работе мало приспособлены, и увлеченно рассказывает, как вернул к горну стародавние кожаные меха, раздуваемые деревянным рычагом.
Image caption
Такими кожаными мехами раздували горн
Image caption
Подобная соломорезка еще в начале нынешнего века была в каждом зажиточном крестьянском дворе. На этой написано, что механизм сконструирован в Лондоне
В пивоварне, где производится по старым рецептам весьма крепкий напиток (производство самодельного алкоголя разрешено в Белоруссии в некоторых агро-туристических центрах), мастер Николай Глузд провоцирует: «Хотите попробовать?».
Но узнав, что иду в перевернутый дом, не обижается за отказ: «Там и так заштормит».
Image caption
Принцип работы этого большого перегонного аппарата ничем не отличается от запрещенных частным лицам «змеевиков»
Создатели белорусского «перевертыша» настаивают, что их дом уникален не потому, что подобных в Белоруссии нет.
Дукорский «перевертыш» имеет конструктивные отличия от подобных домов в Европе, Азии и Америке.
«Как делают в других странах: кладут главный конек и поперек делают крестовину, два мансардных больших блока. На крестовину кладут весь дом, он лежит устойчиво на крестовине. В нашем доме нет мансардных пристроек, у него только один направляющий конек. Печные трубы выполняют функцию дополнительных опор. Такого технического решения ни у кого нет, это наше, доморощенное, дукорское решение!», — объясняют мне мужчины.
И, смеясь, рассказывают о еще одном ноу-хау – как линолеум на потолок (который, по идее, пол) клеить. В иных, взывающих человечество осмыслить пагубность перевернутого мира, домах использованы листовые материалы или доски, в белорусском на потолке — местный линолеум.
Image caption
Местные мужчины осматривают результат работы подрывников и утверждают, что не против «шумного» соседства с туристическим комплексом. Говорят, что появилась работа для местных строителей, женщин, занятых обслуживанием гостей, а детвора – та вообще в восторге от лошадей, костюмированных представлений и возможности лично участвовать в создании действа
«Дукорскі маёнтак», где намерены по старым рисункам возродить когда-то знаменитую усадьбу, от других предлагающих отдых и развлечения белорусских комплексов пока отличается только перевернутым домом.
Но перевернутый дом в Дукоре — невольный символ любопытнейшей истории белорусских земель. Истории задокументированной, но мало известной. Как будто опрокинутой противоборствующими ветрами. И еще не поставленной на естественный, «родной» фундамент во многом и потому, что уже почти век история любой из советских республик начиналась исключительно с 1917 года.
Дукора-легенда
Легендарной Дукору сделал сын офицера Ошторпа Леон – в XIX веке Дукора стала центром культурной жизни всей Минской губернии.
Здесь был театр, огромная библиотека, впечатляющая картинная галерея – Леон Ошторп собрал не модные дорогие работы европейских мастеров, а произведения мастеров белорусских, польских, литовских. И не просто портреты и натюрморты — полотна, отображавшие важнейшие моменты белорусско-литовской истории.
Первый белорусский цирк возникает у Ошторпа. Балы, которые давали в Дукоре, считались самыми лучшими в Минской губернии, в столице таких балов не было.
Рота почетного караула имела в Дукоре и свой оркестр.
Image caption
Въездную браму (ворота) укрепили и реставрировали совсем недавно
Конезавод, который со временем стал славиться на всю Российскую империю, здесь заложили Ошторпы. «До сих пор в конном деле, племенном, племенные линии Дукорского завода ценятся. Например, линия жеребца по кличке Зодиак — линия до сих пор продолжается и славится. Кто в теме, тот знает о Дукорском заводе», — замечает краевед-исследователь Андрей Захаренко.
Леон Ошторп, как сейчас бы сказали, содействовал сохранению шляхетской культуры в новых для этих земель политических реалиях.
Еще в молодом возрасте Леон Ошторп был избран маршалком Минской губернии – предводителем окрестного дворянства. Он пробыл на этом посту более двух десятилетий.
«Ошторп лично знал каждого шляхтича, даже тех, кто потерял дворянский титул, с любыми проблемами ехали к Ошторпу. Он помог сохранить дворянский титул многим местным семьям – например, Винцент Дунин-Марцинкевич, знаменитый белорусский драматург, сохранил дворянский титул именно при помощи и финансировании поиска архивных документов Ошторпом», — рассказывает Захаренко.
Известен факт, что на протяжении многих лет Леон Ошторп за свои деньги содержал всю систему судов Минской губернии. Бедный суд – продажный суд, полагал этот человек. Ошторпу было не все равно, какое правосудие вершится на земле, где он поставлен маршалком.
«Миссия моя и наша – рассказать людям о шляхетской культуре, возродить, изучить. Это культура высокого европейского уровня. Мы сейчас привыкли понимать под культурой изящные искусства — музыка, живопись, словесность… А шляхетская культура включала в себя культуру быта, производства, еды и пития, воинскую, оружейную культуру — о каждой можно писать томами», — утверждает арт-директор комплекса «Дукорскі маёнтак» Андрей Захаренко.
Материальных свидетельств золотого века Дукоры осталось очень мало.
Image caption
Каретную XIX века воссоздали по старым фотографиям и рисункам. Здесь культивируют стародавнее отношение к лошадям: не сломать характер лошади, а найти с ней взаимопонимание. «И на прогулках, и во время сложных акробатических трюков наши лошади работают без железа во рту. А человек, который способен ударить лошадь, ни минуты не задержится в Дукоре», — утверждает Андрей Захаренко
Имение практически не пострадало во время революции 1917 года – постройки использовались местным колхозом, во дворце была школа.
В 1944 году, когда немецкие войска отступили, а советская армия в эти края еще не пришла, партизаны взорвали дворец.
В продолжение экскурсии
Заметно, что легкие объекты крепятся к поверхностям шурупами и клеем (кое-где, увы, неаккуратно), а вот мебель и бытовая техника вмонтированы в пол, который для нас – потолок, кронштейнами и солидными болтами. То же касается и горшков с цветами – на перевернутых окнах. У посетителей слегка кружится голова – эффект удивления подкрепляется ощущениями от наклонной поверхности крыши, по которой приходится передвигаться зрителям. На просмотр всего этого «безобразия» вам придется потратить не менее 10 минут.
Хозяева такого «дома» не платят коммуналку, наоборот, зарабатывают большие деньги, постоянно запуская сюда гостей. В некоторые месяцы прием очарованных диковинкой посетителей приходится ограничивать, пропуская по 10 человек – чтобы они не мешали друг другу. Иногда тут даже образуются очереди. В курортный сезон «дом-перевертыш» в Кабардинке открыт ежедневно, в холодный период стоит заранее позвонить. Бизнес очень выгоден – многие зрители хотят обзавестись таким же жильем.
«Перевёрнутый дом»
Где: Новосибирск, Зоопарк (ст.м. Заельцовская)
График работы: летом 9:00 – 21:00, зимой 9:00 – 18:00, без выходных
Стоимость входа: 200 рублей
Перевёрнутый дом в Новосибирске отличается тем, что сделан под дом охотника. Стол и лавки вытесаны из брёвен, на полу-потолке лежат шкуры животных. А из стены выглядывает чучело барана. По задумке авторов проекта, в новосибирском перевёртыше можно ходить не только по потолку, но и по стенам. Это было достигнуто при помощи наклона всего здания в двух плоскостях. Телевизоры, которые находятся в доме, передают изображение с камер наблюдения здесь же. Это самый большой из таких аттракционов в странах СНГ. Авторы и спонсоры проекта, двое крымских бизнесменов, открыли похожие дом в Омске, Красноярске и Нижнем Новгороде. О расположении каждого из них можно прочитать на сайте.
Новосибирск
Омск
Красноярск
Нижний Новгород
Дом-перевертыш в Беларуси и эффект, который он вызывает
Итак, что же происходит с человеком, когда он оказывается внутри? Не то, что передвигаться — даже стоять на кажущемся неровным полу затруднительно. Вестибулярный аппарат бунтует, мозг пытается осознать, почему земля и потолок вдруг поменялись местами — и не может. Создается иллюзия нарушенной гравитации, проявляющаяся в том, что человек внезапно «пьянеет», оказываясь не в состоянии сделать и несколько шагов по прямой.
Лайфхак от VETLIVA: для того, чтобы сгладить неожиданные эффекты, рекомендуется смотреть на… воду. Даниэль Чапевски, создатель того самого первого дома в Польше, придумал ставить на пол (он же потолок) широкогорлый сосуд с водой. Когда даже боковым зрением человек видит ровную поверхность, его бунтующий организм успокаивается.
Постарайтесь перебороть свой организм — ведь в удивительном здании можно сделать по-настоящему крышесносящие (в буквальном смысле слова) фотографии!
Перевернутый дом: история
Традиция привозить диковинки из разных стран повелась еще со времен Радзивиллов, Тышкевичей, Огинских и других представителей славных шляхетских родов Беларуси. Так, например, ходили слухи, что во дворце Пусловских был стеклянный «пол-аквариум» с экзотическими рыбками — даже если это и правда, идею хозяева замка явно привезли из-за рубежа. Да и картофель не так уж давно стал основой национальной белорусской кухни — он появился здесь только в XVII столетии.
Считается, что первый дом «вверх дном» появился совсем недавно — в 2007 году, в польском городе Шимбарк.
Интересный факт от VETLIVA: однако на самом деле конструкции подобного типа демонстрировались и ранее. Например, в экранизации романа американского писателя Стивена Кинга «Особняк “Красная роза”» герои фильма как раз идут по комнате, где мебель прикреплена к потолку, а люстры закреплены на полу так, как будто свисают снизу вверх.
В отличие от «Дукорскага маёнтка», инициатива автора первого дома-перевертыша Даниэля Чапевского несла главным образом не цель привлечь туристов. Это был образный намек на то, что современный мир встал с ног на голову. Его главной изюминкой стала экспозиция работ польских художников на актуальные темы голода, фашизма, коммунизма, экологические катастрофы и другие проявления деятельности человека. Когда в нем побывал наш земляк — Иван Гумовский, генеральный директор ЗАО «Пуховичский агропродукт» — он загорелся идеей построить нечто подобное и в Беларуси. И вскоре его планам суждено было сбыться.
Перевернутый дом в Беларуси появился совсем недавно, в 2015 году. Его главная особенность и отличие от других подобных сооружений заключена в том, что в подавляющем большинстве случаев архитекторы опирают перевернутую конструкцию на крестовину, создаваемую основным коньком и коньками поперечных мансардных выступов. В дукорском перевернутом доме мансард нет. Второй уникальной особенностью является технология укладки линолеума на … потолок.
Как проверяется дружба
Одним из владельцев Дукоры был Михаил Казимир Огинский — из того самого рода Огинских, известных нынешним поколениям по полонезу «Прощание с родиной» . К слову, автор полонеза Михаил Клеофас также некоторое время владел усадьбой.
Дядя известного нам композитора также был виртуозным музыкантом, поэтом, сочинителем музыки, создателем белорусской оперы, разносторонней, как сейчас бы сказали, личностью. И – великим гетманом литовским, главнокомандующим армией Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В его времена, в XVIII веке, ВКЛ на правах конфедерации входило в Речь Посполитую, и Михаил Казимир Огинский часто упоминается в исторических хрониках как военачальник.
В 90-х годах XVIII века, чувствуя приближение третьего раздела Речи Посполитой, этот человек совершил удививший современников и потомков поступок. (Соседние государства несколько раз делили территорию Польши и ВКЛ, а в 1795 году в день именин российской императрицы Екатерины II Россия, Австрия и Пруссия подписали договор об окончательной ликвидации «бунтарского» государства Речь Посполитая, запретив даже монархам, получившим земли разделенной страны, использовать в своих титулах упоминание Королевства Польского. Впрочем, это иная история…).
Владевший многими землями Михаил Казимир Огинский в преддверии отречения от гетманской булавы стал бесплатно или за символическую цену раздавать свои имения офицерам-сослуживцам.
«Огинский подарил судьбу этим людям. Потому что достаточно скоро на эти земли пришла Российская империя. Если бы Огинский не сделал этого подарка, его офицеры, скорее всего, даже дворянский титул не смогли бы сохранить, — рассказывает увлеченный историей края Андрей Захаренко. – Аристократы здесь назывались шляхтой, и 16% населения были шляхтой, а в Российской империи дворянами – менее 2% населения. И на польско-литвинских землях очень тяжело стало доказать свое дворянское происхождение, были введены особые юридические препоны, безземельные или малоземельные шляхтичи фактически не имели шансов официально остаться аристократами. Огинский спас титул служивших под его началом людей, их, как мы говорим, шляхетскую годность (достоинство)».
Дукору и Смиловичи – земли так называемого Бакштского графства – военачальник подарил двум своим штабным офицерам Станиславу Монюшко (дед композитора Монюшко) и Франтишеку Ошторпу.
Image caption
Владельцы Дукоры окружили имение цепью прудов, сохранившихся до сих пор
«Один подарок на двоих, словно испытать хотел: покажите, кто вы есть, насколько крепко наше воинское братство перед искушением собственностью, — замечает Андрей Захаренко. — И гетман не ошибся в своих офицерах. Они не только не рассорились, они предельно просто поступили: бросили «лёс» — жребий-монетку. По монетке Смиловичи отошли Станиславу Монюшко, Дукора – Франтишеку Ошторпу».
Монюшко уехал в Смиловичи, но в Дукоре, которая уже ему не принадлежала, построил храм. Потому что во владениях его сослуживца-друга храм оказался обветшалым.
Image caption
В крипте этого храма – захоронения Ошторпов, владельцев Дукоры. Подаренная однополчанином церковь перестраивалась несколько раз, но осталась на том же месте