Советский воин-освободитель из берлинского мемориала является исторической личностью
Содержание:
- Постамент и памятный зал
- Как решался еврейский вопрос?
- Скульптура
- Копии скульптуры
- Золотая Эльза как символ побед Пруссии
- Успешная карьера
- Память
- Такой памятник нам и нужен…
- Чтобы помнили
- Строительство
- Залы музея холокоста
- Из истории мемориального комплекса
- «Переселение» по приказу… Гитлера
- Примечания
- План Ворошилова
- Колонна Победы в наши дни
Постамент и памятный зал
Памятник расположен на вершине насыпного кургана, к его постаменту ведёт лестница. Внутри постамента находится круглый памятный зал. Стены зала украшены мозаичным панно (художник А. А. Горпенко). На панно изображены представители разных народов, включая народы Кавказа и Средней Азии, возлагающие венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества» (цитата из доклада И. В. Сталина к 27-й годовщине Октябрьской революции).
В центре зала расположен кубический постамент из чёрного полированного камня, на котором стоит золотой ларец с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплёте. В книгу вписаны имена героев, павших в боях за Берлин и погребённых в братских могилах.
Купол зала украшает люстра диаметром в 2,5 м из рубинов и хрусталя, воспроизводящая орден «Победа».
Как решался еврейский вопрос?
Гитлер начал интересоваться нацизмом еще в 1919 году. Когда он пришел к власти, то не стал медлить с внедрением теории «расовой неполноценности». Почему же в Германии так популяризировали эту теорию? Неполноценными нациями считались евреи, цыгане, русские, белорусы, украинцы. Именно они должны были быть уничтоженными по закону эволюции Дарвина, когда выживает сильнейший. Слабые особи подавляются сильными. Именно так видел Гитлер победу арийской расы. Самым сильным и опасным чувством является страх, который ведет к ненависти.
Сначала Гитлер, а потом и его подчиненные верили, что евреи портят арийскую расу. Немецкими учеными было исследовано, что некие мутировавшие гены евреев могли пагубно сказаться на арийской расе. Это и послужило причиной приказа Гитлера уничтожить всех евреев.
Откуда возник вопрос о неполноценных нациях? В голове не укладывается: как люди решили уничтожать целые народы? Ведь кто-то же решился первым решать эту дикую идею. Затем планомерно были уничтожены миллионы людей в газовых камерах, автоматических машинах расстрела. Фанатик и нездоровый психически человек стал руководить целым народом. Наука еще в поисках достоверного ответа на этот вопрос. Нужно делать вывод, что каждый сам должен принимать решение в совершении поступков. Ведь и сегодня много людей, которые считают расово неполноценными людей, чем-то не похожих на них. Человечество должно помнить, к чему приводит расовая ненависть. Возможно, памятник жертвам холокоста в Берлине заставит задуматься посетителей над этим.
Скульптура
Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.
Прототипом для скульптора могли послужить советский солдат, уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина 30 апреля 1945 года, и уроженец Логойского района Минской области, старший сержант Трифон Лукьянович, также спасший девочку во время городских боёв и погибший от ранений 29 апреля 1945 года.
Скульптор Е. Вучетич работает над созданием макета памятника «Воин-освободитель».
В эскизе памятника солдат держал в свободной руке автомат, но по предложению И. В. Сталина Е. В. Вучетич заменил автомат на меч.
Известны также имена и тех, кто позировал для скульптуры. Так, в качестве немецкой девочки, которую держит в руках солдат, позировала трёхлетняя Светлана Котикова (1945—1996) — дочь коменданта советского сектора Берлина генерал-майора А. Г. Котикова. Позже С. Котикова стала актрисой, наиболее известна её роль учительницы Марьяны Борисовны в фильме «Ох, уж эта Настя!».
Существует несколько версий того, кто именно позировал скульптору Е. В. Вучетичу для памятника солдата. Они не противоречат друг другу, так как не исключено, что в разное время скульптору могли позировать разные люди.
- Согласно воспоминаниям полковника в отставке Виктора Михайловича Гуназы, он в 1945 году в австрийском городе Мариацелль, где были расквартированы советские части, позировал молодому Вучетичу. Изначально, по воспоминаниям В. М. Гуназы, Вучетич планировал изваять солдата, который держит в руках мальчика, и именно Гуназа посоветовал ему заменить мальчика на девочку.
- По другим данным, полтора года в Берлине скульптору позировал сержант советской армии Иван Степанович Одарченко. Также Одарченко позировал и художнику А. А. Горпенко, который создавал мозаичное панно внутри постамента памятника. На этом панно Одарченко изображён дважды — в качестве солдата со знаком Героя Советского Союза и каской в руках, а также в виде рабочего в синем комбинезоне со склоненной головой, держащего венок. После демобилизации Иван Одарченко поселился в Тамбове, работал на заводе. Умер в июле 2013 года в возрасте 86 лет.
- Согласно интервью отца Рафаила — зятя коменданта Берлина А. Г. Котикова, который ссылается на неизданные воспоминания своего тестя, в качестве солдата позировал повар советской комендатуры в Берлине. Позже, по возвращении в Москву, этот повар стал шеф-поваром ресторана «Прага».
Монумент является заключительной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовёт!» в Волгограде. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.
Копии скульптуры
Сохранился предварительный 2,5-метровый макет памятника, изготовленный Е. Вучетичем. Эта скульптура была в 1964 году перевезена из Германии в город Серпухов и установлена около городской больницы имени Н. А. Семашко. В 2008 году была начата реставрация памятника, после которой (22 июня 2009 года) скульптура была установлена на гранитный постамент на территории мемориального комплекса в Серпухове «Соборная гора».
Уменьшенные копии памятника установлены в г. Верея Московской области (на земляном валу в Верейском кремле), в г. Советске Калининградской области, в микрорайоне Мигалово в Твери, а так же на территории военной полиции по проспекту Победы в г. Южно-Сахалинске.
Младший побратим всемирно известного монумента установлен в посёлке Тяжинский Кемеровской области, на родине Масалова Николая Ивановича. 9 мая 1977 года была торжественная закладка памятника. Мемориал строился больше года. В октябре 1978 года состоялось торжественное открытие.
Золотая Эльза как символ побед Пруссии
Простые немцы в обиходе называют монумент Золотой Эльзой. С легкой руки руководства Берлина, которое в 1987 году… нет, не придумало это название, а выделило килограмм благородного металла, чтобы придать одеждам богини Виктории, венчающей колонну, достойный блеск (так что Золотой Эльзой, скорее, является не столько сама колонна, сколько фигура богини с позолотой). Ну а собственно история одной из главных достопримечательностей столицы ФРГ началась, как мы уже сказали, несколько веков назад.
В то время германским императором (кайзером) был Вильгельм I, перед этим занимавший трон Пруссии и являвшийся регентом прусского королевства. Именно он приказал построить Колонну Победы в честь военных успехов Пруссии сначала в датской военной кампании 1864 года, затем австро-прусской войне 1866 года и войне Пруссии с Францией 1870-1871 годов. Эти войны имели важнейшее историческое значение, поскольку завершились объединением германских земель в единое государство.
Торжественное открытие Колонны Победы состоялось 2 сентября 1873 года, в годовщину самого знаменитого сражения франко-прусской войны – битвы при Седане, в которой стороны потеряли в общей сложности около 6 тыс. солдат убитыми. О том, что монумент посвящен великим победам Пруссии в трех войнах, говорят тематические изображения на гранитном основании монумента, на его выполненных из бронзы рельефах. Точнее, это батальные сцены, увековечившие в себе сражения упомянутых войн.
Общая высота колонны вместе с венчающей ее Викторией составляла около 51 метра. Собственно фигура богини, неизменно символизирующей победу, была порядка 8,3 метров, а ее вес составлял 35 тонн. Если саму колонну спроектировал И.Г. Штрак, то над скульптурой работал не менее именитый немецкий скульптор Фридрих Драке.
Успешная карьера
Выживших переформировали, и Николай Маслов попал в легендарную 62-ю армию под командованием генерала Чуйкова. Сибирякам удалось одержать победу на Мамаевом кургане. Николая и его ближайших товарищей неоднократно засыпало обломками блиндажа вперемешку с комьями земли, летящими со всех сторон. Однако сослуживцы возвращались и откапывали их.
После участия в Сталинградских боях Николай получил назначение ассистентом в знаменный завод. Никто даже предположить не мог, что простой сельский парень дойдёт до самого Берлина в погоне за фашистами.
За все годы его пребывания на войне Николаю удалось стать опытным воином, в совершенстве владеющим оружием. Дойдя до Берлина, он с товарищами взял город в плотное кольцо. Его 220-й полк наступал вдоль реки Шпрее к правительственной канцелярии.
Когда до начала штурма оставалось около часа, бойцы услышали из-под земли плач. Там на развалинах старого здания, прижавшись к трупу матери, сидела маленькая девочка. Всё это Николай узнал, когда под прикрытием товарищей смог пробиться к руинам. Схватив ребёнка, Николай бегом бросился обратно к своим, получив по дороге серьёзное ранение, которое не помешало наравне со всеми совершить воистину героический подвиг.
Память
Работы по созданию монумента «Воин-освободитель» Евгения Вучетича были начаты в 1946 году. Памятник весом около 70 тонн отлит в Ленинграде, в Берлин его переправляли по частям. Торжественное открытие состоялось 8 мая 1949 года в Трептов-парке. Монумент является центральной фигурой мемориального комплекса, где покоятся свыше 7 тыс. советских солдат, погибших при штурме Берлина (останки были перенесены с разных городских кладбищ). Памятник представляет собой 12-метровую фигуру солдата, отлитую из бронзы. В одной руке у него опущенный меч, разрубивший нацистскую свастику, другой рукой воин прижимает к груди спасенную немецкую девочку. При создании памятника прототипом для облика солдата был выбран 20-летний рядовой Иван Одарченко. Для облика спасенного ребенка — трехлетняя дочь военного коменданта советского сектора Берлина генерал-майора Александра Котикова — Светлана.
Монумент «Воин-освободитель» стал одним из самых известных в мире памятников советским солдатам, павшим во Вторую мировую войну, а также символом победы советского народа в Великой Отечественной войне и освобождения народов Европы от нацизма.
О героическом поступке Николая Масалова снят документальный фильм «Человек из легенды» (РФ, 2003). В Берлине рядом с местом спасения девочки на Потсдамском мосту размещена мемориальная доска в память о Масалове. В центре поселка Тяжинский в 1978 году был установлен памятник погибшим в годы войны кузбассовцам — уменьшенная копия берлинского «Воина-освободителя». Именем Николая Масалова названа центральная библиотека Тяжинского района.
Такой памятник нам и нужен…
В работе над солдатом из Трептов-парка Вучетич нашел свой стиль — на скрещении окопного реализма и высокого символизма. Но на первых порах он предполагал, что этот памятник будет установлен где-то на задворках парка, а в центре композиции встанет грандиозная фигура генералиссимуса.
На конкурсе было представлено около 30 проектов. Вучетич предложил две композиции: вождя народов с глобусом, который символизировал «мир спасенный», и солдата с девочкой, которого воспринимали как запасной, дополнительный вариант.
Во многих пересказах можно найти этот сюжет. Попыхивая трубкой, Сталин подходит к статуе и спрашивает скульптора: «А вам не надоел этот, с усами?» А потом присматривается к макету «Солдата-освободителя» и неожиданно произносит: «Вот такой памятник нам и нужен!»
Это, пожалуй, из разряда «дней минувших анекдотов». Достоверность этого диалога сомнительна. Бесспорно одно: Сталин не захотел, чтобы его бронзовое изваяние возвышалось над мемориальным кладбищем, и понял, что солдат «с девочкой спасенной на руках» — это образ на все времена, который будет вызывать и сочувствие, и гордость.
Скульптура, созданная в 1954 году для центрального павильона СССР в парке ВДНХ
Генералиссимус внес в первоначальный «солдатский» проект лишь одну серьезную редакторскую правку. У Вучетича солдат, как положено, был вооружен автоматом. Сталин предложил заменить эту деталь на меч. То есть предложил дополнить реалистический памятник былинной символикой. Спорить с вождем было не принято, да и невозможно. Но Сталин как будто угадал намерения самого скульптора. Его привлекали образы русских витязей. Огромный меч — простой, но емкий символ, вызывающий ассоциации с далеким прошлым, с самой сутью истории.
Чтобы помнили
Строили монумент всем миром — вместе с немцами, под руководством военных инженеров Красной армии. Но не хватало гранита, мрамора. Куски драгоценного строительного материала находили среди берлинских развалин. Дело заспорилось, когда удалось обнаружить секретный склад гранита, предназначавшегося для памятника победе над Россией, о котором мечтал Гитлер. На этот склад свозили камень со всей Европы.
В 1949 году согласия среди недавних союзников по «большой тройке» и в помине не было. Германия стала ареной холодной войны. 8 мая, накануне Дня Победы, в Берлине звучали праздничные салюты. В тот день и был открыт мемориал в Трептов-парке. Не только для советских солдат, но и для всех немецких антифашистов это было настоящее торжество.
Дело не только в наглядном торжестве над бесчеловечной идеологией, не только в политическом присутствии Советского Союза в Германии. Дело еще и в эстетике. Многие признавали, что этот памятник — один из красивейших в Берлине. Его силуэт эффектно возвышается на фоне берлинского неба, а парковый ландшафт усиливает впечатление от ансамбля.
Военный комендант Берлина генерал Александр Котиков произнес речь, которую перепечатали едва ли не все коммунистические газеты мира: «Этот памятник в центре Европы, в Берлине, будет постоянно напоминать народам мира, когда, как и какой ценой была завоевана Победа, спасение нашего Отечества, спасение жизней настоящих и грядущих поколений человечества». Котиков имел к памятнику прямое отношение: его дочь Светлана, будущая актриса, позировала скульптору в образе немецкой девочки.
Вучетич создал траурную, но в то же время жизнеутверждающую симфонию из камня и бронзы. По пути к «Солдату» мы видим приспущенные гранитные знамена, скульптуры коленопреклоненных бойцов и скорбящей матери. Рядом со статуями растут русские плакучие березы. В центре этого ансамбля — могильный курган, на кургане — пантеон, а из него вырастает памятник солдату. Надписи по-русски и по-немецки: «Вечная слава воинам Советской армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества».
Встреча советских и американских солдат в Вене, 9 мая 1945 год
Оформление Зала памяти, открытого над курганом, задало тон многим музеям Великой Отечественной — вплоть до комплекса на Поклонной горе. Мозаика — процессия скорбящих, орден Победы на плафоне, книга памяти в золотом ларце, хранящая имена всех погибших в битве за Берлин, — всё это свято хранится вот уже 70 лет. Не стирают немцы и цитаты Сталина, которых в Трептов-парке немало. На стенах Зала памяти начертано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».
Макет легендарной скульптуры в наше время стоит в городе Серпухове, его уменьшенные копии — в Верее, Твери и Советске. Облик солдата-освободителя можно увидеть на медалях и монетах, на плакатах и почтовых марках. Он узнаваем, он по-прежнему вызывает эмоции.
Этот памятник остается символом Победы. Он — как часовой завоеванного мира — напоминает нам о жертвах и героях войны, которая в нашей стране затронула каждую семью. Трептов-парк дает нам надежду, что память о героях Великой Отечественной принадлежит не только нашей стране.
Арсений Замостьянов
Строительство
Мемориальный комплекс в Трептов-парке был создан после конкурса, в котором принимало участие 33 проекта. Победил проект Е. В. Вучетича и Я. Б. Белопольского. Строительство комплекса осуществлялось под руководством «27 управления оборонных сооружений» советской армии. В работах было задействовано около 1200 немецких рабочих, а также немецкие фирмы — литейная мастерская Noack, мастерские по мозаике и витражам Puhl & Wagner, садовые товарищества Шпэта (нем. Späth nursery). Скульптура солдата весом около 70 тонн была изготовлена весной 1949 года на ленинградском заводе «Монументальная скульптура» в виде шести частей, которые были отправлены в Берлин. Работы по созданию мемориала были завершены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал был торжественно открыт советским комендантом Берлина генерал-майором А. Г. Котиковым. В сентябре 1949 года обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.
Залы музея холокоста
В комплекс мемориала входит также музей холокоста. Он находится под монументом и состоит из 6-ти залов. Там хранится доступная информация, которой могут воспользоваться родственники погибших. Многие семьи нашли сведения о своих родственниках, узнали, где они погибли. Как утверждает инфоцентр, во время холокоста погибло около 6 миллионов евреев.
Залы музея заняты подлинными экспонатами: записками, дневниками, фотографиями жертв. Работникам музея удалось найти и сохранить некоторые личные вещи погибших. Экспонаты музея демонстрируют всю историю гонений евреев. Совсем недалеко от мемориала находится бункер фюрера. Раньше там проходила Берлинская стена.
Из истории мемориального комплекса
Монумент в Берлине открыли в 2005 году. Такая идея пришла в голову еще в 1988 году журналистке Лее Рошель. Чтобы собрать средства и выделить место для проекта, понадобилось около 10 лет. Известным историком Эберхардом Еккелем, а также другими деятелями Германии была оказана поддержка.
На конкурс было выдвинуто 528 проектов. Каждый из архитекторов попытался на языке искусства выразить трагические события холокоста. Для мемориального комплекса был выбран именно проект Айзенмана.
Художник хотел своим мемориалом дать возможность посетителям почувствовать безнадежность лабиринта. За каждым углом еврея могла ожидать смерть. Его идея «сработала» на все 100 %. Самым страшным в музее считается «Зал семей». В нем выставлена история более 10 еврейских семей, которых постигли гонения, утраты, постоянный страх во время нацистского режима.
«Переселение» по приказу… Гитлера
В 1933 году к власти, как известно, пришли нацисты. Новый рейхсканцлер Адольф Гитлер разработал план по перестройке Берлина и даже придумал для города новое название – Столица мира Германия. И чтобы соответствовать своему новому статусу, городу надлежало преобразиться.
В 1938-1939 годах в ходе подготовки к реализации этого плана Колонну Победы перенесли на площадь Большая Звезда. К колонне, состоявшей на тот момент из трех частей, добавили тогда и четвертую, высота которой составила 7,5 метра. В результате общий «рост» будущей Золотой Эльзы составил 66,89 метров…
Но безумным задумкам фюрера не суждено было осуществиться. Берлин столицей мира не стал, а исторический монумент решили оставить на новом месте. Тем более, что он прекрасно в него вписался и гармонирует с окружающим ландшафтом. Правда, в годы Второй мировой войны он него могло камня на камне не остаться. Один из западных союзников Советского Союза – Франция – предлагала взорвать колонну сразу после капитуляции Третьего рейха. Но остальные страны антигитлеровской коалиции не поддержали идею. С разделом Германии и Берлина на два государства, ФРГ и ГДР, монумент оказался на территории Западного Берлина, который имел особый статус и не входил в состав ни одной из Германий.
Примечания
- Ильин С. Б., Лонгинов А. С., Сульдин А. В. Всенародная академия. — М.: Политиздат, 1986. — С. 62. — 222 с.
- Кудзоев О. А., Ваганов А. С. Скульптурная летопись края. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1989. — С. 101. — ISBN 5-7688-0158-8.
- Слука И. Великая Отечественная война // 100 самых знаменитых монет СССР. — 2015. — С. 17.
- ↑
- ↑
- ↑
- [неавторитетный источник?]
- Ильин С. Б., Лонгинов А. С., Сульдин А. В. Всенародная академия. — М.: Издательство политической литературы, 1986. — С. 62. — ISBN , 1986 — Всего страниц: 222.
- Кудзоев О. А. Скульптурная летопись края. — 1989. — С. 101.
- Слука И. Великая Отечественная война // 100 самых знаменитых монет СССР. — 2015. — С. 17.
- Сталин И. В.
План Ворошилова
Место для воинского захоронения выбрали самое подходящее — старейший общедоступный парк немецкой столицы. В Берлине уже имелся советский воинский мемориал — в Большом Тиргартене. Но самым величественным советским армейским мемориалом, расположенным за пределами нашей страны, стал Трептов-парк.
Идея создания мемориала принадлежала Климу Ворошилову. «Первый красный офицер» знал, что там похоронены тысячи советских воинов, павших в битве за Берлин, и предложил достойно почтить память героев последних сражений великой войны.
Впрочем, первоначально встать на постамент должен был не простой солдат, а лично Иосиф Сталин. Генералиссимус возвышался бы над Берлином с глобусом в руках — символом спасенного мира. Примерно так будущий мемориал видел и скульптор Евгений Вучетич в 1946 году, когда военный совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на проект берлинского монумента воинам-освободителям.
Вучетич и сам был солдатом. Не тыловым, самым настоящим. Из последнего боя его вынесли полуживым. На всю жизнь из-за последствий контузии у него изменилась речь. Всю жизнь после этого он запечатлевал в камне и бронзе память героев Великой Отечественной. Вучетича иногда упрекали в гигантомании. Он действительно мыслил масштабно, хотя знал толк и в камерной скульптуре. Скульптор понимал Великую Отечественную как противостояние вселенского размаха — и за несколько десятилетий создал монументальный эпос нашего времени. Он служил памяти о фронтовом подвиге с таким же самозабвением, с каким древние иконописцы служили Богу, а художники эпохи Возрождения — идее величия человека.
Вучетич взялся за дело после беседы с Ворошиловым. Но «сталиноцентричная» концепция памятника его не окрыляла.
— Я испытывал неудовлетворенность. Надо искать другое решение. И тут я вспомнил советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Метнулся в Берлин, побывал в гостях у солдат, встречался с героями, сделал зарисовки и сотни фотографий — и вызрело новое, свое решение, — вспоминал скульптор.
Вучетич не был противником Сталина. Но как истинный художник он боялся подпасть под ярмо шаблона. Сердцем Вучетич понимал, что главный герой войны — это все-таки солдат, один из миллионов павших и выживших, прошедших от Сталинграда и Москвы до Праги и Берлина. Израненный, похороненный на чужбине, но непобежденный.
Как выяснилось, понимал это и Сталин. Но главными авторами памятника стали сами бойцы, герои последних сражений.
Во время уличных боев в Сталинграде, 1942 год
Колонна Победы в наши дни
Сегодня Германия вновь едина и Колонна Победы – одна из главных достопримечательностей не только Берлина, но и всей страны. Объект, находящийся под охраной государства, расположен прямо в центре площади Большая Звезда, а вокруг него пролегает кольцевая автомагистраль. На почти 50-метровой высоте монумент располагает смотровой площадкой.
Чтобы подняться на нее, нужно подняться по 285-ступенчатой лестнице. Лестница находится внутри колонны и путь по ней довольно длинный, и кто-то, может, даже скажет, что он утомит. Но его стоит преодолеть хотя бы единожды, потому что другой такой возможности увидеть во всем великолепии панораму столичного района Тиргартен просто не существует.
Как вы уже догадались, Колонна Победы открыта для публичного посещения. Кроме смотровой площадки здесь, но в самом низу, разместился исторический музей. В апреле-октябре он работает по понедельникам-пятницам с 9:30 до 18:30, субботам-воскресеньям с 9:30 до 19:00. В ноябре-марте у него единый график работы всю неделю: с 10:00 до 17:30. С апреля по ноябрь внутри колонны также работает сувенирная лавка, она открыта для покупателей в 12:00-17:00.
← Всё о метро в Берлине: как им пользоваться, виды билетов, режим работы |
Бранденбургские ворота, или Ворота мира в Берлине – безмолвные свидетели истории → |
---|
Похожие публикации:
Клиника «Шарите» (фр. Charité)
«Шарите» (фр. Charité — «любовь к ближнему, милосердие») — старейшая больница в Берлине, с более чем 3 000 мест она является крупнейшей университетской клиникой Европы. Поводом для создания Шарите послужил приказ кабинета прусского короля Фридриха …
Ведомство федерального канцлера Германии (нем. Bundeskanzleramt)
Ведомство федерального канцлера Германии — здание в Берлине и место нахождения одноименного немецкого органа федеральной власти. В рамках переезда немецкого правительства из Бонна в Берлин Ведомство освоило новое здание, созданное по проектам архит…
Памятник королю Фридриху II Прусскому (нем. Denkmal König Friedrich II. von Preußen)
Монументальная конная статуя Фридриха Великого посвящена королю Фридриху II Прусскому, среди берлинцев она известна под кратким названием «Старый Фриц». Статуя расположена в историческом центре Берлина на средней полосе бульвара Унтер-ден-Линден. Г…
Памятник Альбрехту фон Грефе (нем. Denkmal Albrecht von Graefe)
Памятник немецкому хирургу-офтальмологу и профессору офтальмологии клиники Шарите Альбрехту фон Грефе расположен на углу Шуманштрассе и Луизенштрассе и обладает сложной конструкцией. Инициатива создания памятника исходила в 1872 году, через 2 года …
Мост Мольтке (нем. Moltkebrücke)
Мост Мольтке — автомобильный и пешеходный мост, облицованный красным песчаником, с несущими стальными конструкциями на каменных опорах, построенный через реку Шпрее в районе Митте Берлина. Мост, украшенный скульптурами, был назван в честь Хельмута …
Поделиться ссылкой: