Морские порты и их типы
Содержание:
- Классификация портов
- Современные тенденции развития агломерации
- Новороссийский морской порт
- Особенности автомобильного транспорта в Европе
- Информация о городе
- Порт Циндао
- 1 − Порт Шанхая, Китай
- Далянь
- 2 − Порт Сингапура, Сингапур
- Структура городской агломерации
- Что мы узнали?
- Другие крупные порты Европы
- Классификация морских портов
- Топ 25 Российских морских портов по грузообороту
- Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы
- Пусан
- История
- Порт Шанхая
- В заключение
Классификация портов
Крупнейшие порты Европы можно разделить по нескольким признакам. Самый простой — по месту расположения:
- морские — находятся на берегах морей;
- речные — располагаются в руслах или устьях рек;
- озерные — построены на крупных судоходных озерах.
Более сложное устройство имеют порты, построенные на побережьях. Очень часто морские и речные находятся рядом. Тогда есть возможность исключить один пункт перевалки грузов и с моря сразу доставлять на место, обозначенное как пункт доставки.
Главным показателем, характеризующим работу, является грузооборот. В зависимости от количества перевозимых грузов, водоизмещения и осадки, судна порты делятся на три класса:
- Порты первого класса принимают танкеры грузоподъемностью от 40 до 250 тыс. тонн и грузовые суда грузоподъемностью до 40 тыс. тонн, имеющие осадку до 20 метров. Это мировые порты Зарубежной Европы, выполняющие перевозки грузов по всему миру, такие как Роттердам, Антверпен, Гамбург, Амстердам и Марсель.
- Порты второго класса принимают суда грузоподъемностью до 40 тыс. тонн и корабли специального назначения с осадкой до 12 метров.(порт Лондон).
- Порты третьего класса принимают суда с осадкой до 9 метров и курсирующие по местным линиям между более крупными портами.
Есть еще один способ классификация. Здесь все зависит от назначения:
- Общего назначения — универсальные, принимающие самые различные грузы. К этой категории можно отнести практически все европейские порты.
- Специализированные, принимающие один или несколько грузов в большом количестве. Это порты, которые находятся в основном в развивающихся странах. Но есть и в Швеции, и Финляндии — из них массово вывозят лес. Кроме того, они занимаются только транспортными пассажирскими перевозками.
- Промышленного назначения. Часто работают на большое промышленное предприятие, находятся на территории завода и осуществляют доставку необходимых сырьевых материалов и транспортировку готового продукта.
- Рыбные промысловые порты, занимающиеся приемкой рыболовецких судов, выполняющих промышленный вылов морских рыб, хранение и переработку улова.
Современные тенденции развития агломерации
Сейчас в Зарубежной Европе процесс урбанизации заменяется другими процессами, который, возможно, приведут к формированию новых типов агломераций:
- субурбанизация (процесс перемещения городского населения в пригороды; процесс стал возможен из-за развития транспортной и лагистической инфраструктуры);
- рост числа малых городов (желание людей жить в благоприятных экологических условиях, вдали от промышленных центров);
- дезурбанизация (процесс, противоположный урбанизации);
- рурализация (отток населения в сельскую местность).
Рис.4 Субурбанизация или рост пригородов
Новороссийский морской порт
- Страна: Россия
- Город: Новороссийск
- Грузооборот, млн т: 73.6
- Мера: МT
- Грузооборот, млн TEU: 0.610
- Тип: Морской глубоководный
Новороссийский морской порт
Этот порт не входит в 20-ку крупнейших портов мира, но он является самым большим морским портом России. Расположен в Чёрном море. Через него проходят около 20% экспорта и импорта России. Также он является пятым по величине грузооборота в Европе.
Площадь Новороссийского порта составляет около 240 тыс. кв.м. Протяжённость причального фронта — 15 км. Порт работает с насыпными, наливными, а также генеральными грузами. Порт тесно связан с железнодорожной сетью. Около 300 тысяч вагонов проходят в год через станцию Новороссийск.
Особенности автомобильного транспорта в Европе
Расстояния между основными транспортными узлами в Европе относительно небольшие. Именно этот факт и оказал влияние на развитие автомобильного транспорта, который в настоящее время занимает ведущее положение не только в пассажирских, но и грузовых перевозках.
Благодаря простоте и удобству передвижения автомобили с каждым годом все больше вытесняют железнодорожную транспортную сеть. В большом приоритете находится также и автобусное сообщение между городами.
Рис. 2. Европейские автотрассы – лучшие в мире.
Автомобильный парк Европы впечатляет своими размерами, и занимает второе место после Соединенных Штатов Америки. Благодаря большой востребованности этого вида транспорта на территории всех европейских стран особое значение уделяется качеству автомобильных дорог, которые по комфорту передвижения, освещенности и многим другим показателям по праву считаются лучшими в мире.
Информация о городе
Один из крупных городов Нидерландов, с огромным количеством людей, известен лучшими учебными заведениями, удивительными видами на реку и, конечно же, необычными постройками. Вот так из обычного поселка получился огромный мегаполис. Культура этого города развита, поэтому регулярно проводят гуляния с переодеваниями.
В Роттердаме есть один из масштабных аэропортов. Имеется 7 железнодорожных вокзалов, один из них является международным. Благодаря этому за несколько часов можно доехать в ближайшие страны мира. А вот велосипеды здесь не развиты, из-за современной постройки города. Здесь больше ценятся автобусы, метро и, конечно же, морское такси. Погода здесь умеренная, зимой не холодно, около +5 С, а летом не подымается выше 20 С. Большое количество осадков выпадает в осенне-зимний период.
Роттердам – первый город, в котором открыли метро, и уже насчитывается в районе 60 станций
Преимущества порта Роттердам
В городе Роттердам развито судостроение. Имеется огромный арсенал разнообразных яхт, буксиров, кораблей-такси (пользуется большим спросом), кораблей-маяков. Они поражают своим внешним видом и оригинальностью. Находится порт в самом сердце Нидерландов, занимается импортом и экспортом товаров и сырья. Что играет огромную роль в жизни данного порта.
Общая площадь этого порта составляет 105 квадратных километров, а длина 40 километров. Благодаря своим габаритам, он может обслуживать очень большие суда, что себе не могут позволить их многочисленные конкуренты.
Роттердам называют «немецким портом», так как он импортирует все необходимые товары в Германию
Достопримечательности
Одной из самых знаменитых достопримечательностей является высокая 185 метровая башня. На нее можно подняться с помощью лифта, а там открывается великолепная картина города. А еще выше находится 85-ти-метровая «Космическая башня». У нее прозрачные стены и люк в полу, спуститься можно на ней же, а можно с помощью альпинистских снаряжений. Она крутится вокруг своей оси, самая высокая точка ее – 185 метров.
В городе есть 19 мельниц, одна из них является музеем, а в 18 остальных все еще проживают предки мельников
Мост «Эрасмус» был построен в 1996 году, высотой 800 метров. Это самый тонкий разводной мост, который есть в мире. Ширина более 2 метров. Он сделан из стали никеля и хрома. Мост служит переходом от Роттердама к городу и Северному морю. Особый вид открывается ночью, когда включается его подсветка.
В 20 столетии Бломом – один из известных архитекторов, построил 3-х этажные здания. Они построены в виде кубов, которые соединяются в один мост вдоль улицы. У них прозрачные крыши, и прохожие могут наслаждаться видом.
В кубических домах находятся школы, рестораны и тд.
Порт Циндао
- Страна: КНР
- Город: Циндао
- Грузооборот, млн т: 450.1
- Мера: МT
- Грузооборот, млн TEU: 15.5
- Тип: Морской глубоководный порт
Этот порт расположен на Шаньдунском полуострове в Жёлтом море. Сотрудничает с 400 портами в 130 различных регионах и странах мира.
Порт Циндао
Порт специализируется на сырье — пиломатериалах, нефти и нефтепродуктах, металлопрокате, а также на зерновых и других сыпучих грузах. Также принимает генеральные и контейнерные грузы. Порт оснащён крупными зерно- и нефтехранилищами. Кроме этого, тут имеется крупный пассажирский терминал, откуда уходят как круизные суда, так и пассажирские паромы в Южную Корею.
Город-порт Циндао
Площадь крытых складов порта Циндао составляет 57 тыс. кв.м., контейнерной площадки — 340 тыс. кв.м. В Циндао также находится северная база Военно-морского флота Китая, значительная часть порта контролируется и используется китайскими ВМС для базирования подводных лодок и эсминцев.
1 − Порт Шанхая, Китай
Самый большой порт в мире − порт Шанхая. Заняв хорошее положение, располагает прямым выходом к морю. Поставка на территорию Китая зарубежных товаров, равно как и экспорт продукции собственного производства страны играют важную роль в экономической сфере жизни страны. Порт Шанхая на постоянной основе сотрудничает более, чем с 500 линиями перевозок в 200 странах мира, его грузооборот составляет 697 млн т в год.
В него прибывают суда с такими видами грузов как уголь, нефть и нефтепродукты, стройматериалы и т.д. Порт Шанхая делится на 14 частей, у каждой из них есть своя четко определенная функция. Одни механизмы осуществляет разгрузку и погрузку, другие помогают в обработке и хранении прибывших грузов. Некоторые расположены вблизи железных дорог и участвуют в принятии и отправке грузов посредством перевозок и судов. Многие склады оборудованы всеми условиями для хранения опасных для жизни человека веществ. Каждая из частей порта Шанхая оснащена грузоподъемной техникой.
Далянь
Порт начал своё существование с конца 19 века г. Он находится на юге полуострова Ляодун. Порт является транспортным центром северного Китая, имеющим круглосуточную навигацию. В северо-восточном Китае, порт считается самым крупным, его обслуживающая площадь равна 346 кв. км. Порт осуществляет перевозки грузов в такие части света:
- Южная Азия.
- Дальний Восток.
- Северная Америка.
- Европа.
Порт работает со 160 странами. 160 км железной дороги, соединяют внутренне пространство комплекса. А также имеются склады, общей площадью около 300 кв. км. Для расположения контейнеров, выделено около 1,8 кв. км территории.
Для размещения химических грузов, нефти, минералов комплекс оборудован специальной техникой. Ежегодно порт принимает и обрабатывает до 100 млн тонн грузов. 68 судоходных маршрутов международного масштаба проходят здесь.
2 − Порт Сингапура, Сингапур
Порт Сингапура играет большую роль в экономике многих стран благодаря географическому расположению. На объекте имеется оборудование для обслуживания судов разного типа, порт принимает их по 150 в день, сотрудничает на постоянной основе с 250 линиями.
Сооружение занимает площадь 436000 м², имеет в своем распоряжении 67 причалов и 143 подеъмных крана. В период с 1966 по 1986 год грузооборот объекта вырос в 3 раза, за все время существование порта он составил 28 431 млн т, на сегодня же представляет собой цифру в 560,9 млн т в год.
Структура сооружения разделена на 7 частей. Безопасность порту обеспечивают охранные системы, к примеру, на его территории расположено 11 радаров и свыше 1000 камер видеонаблюдения.
Структура городской агломерации
Все городские агломерации имеют сложную внутреннюю структуру, которая включает в себя:
- историческое ядро города (например, Сити, Вестминстер и Вест-Энд в Лондоне);
- центральные городские зоны с интенсивно застроенной территорией (например, всё бывшее Лондонское графство – Сити +12 округов внутреннего кольца);
- внешние зоны с менее интенсивной застройкой;
- первая пригородная зона (парки и ближайшие города-спутники);
- вторая пригородная зона;
- территория всего столичного региона.
Первые три зоны, как правило, образуют непосредственного город, первые пять зон – агломерацию, а все шесть зон – урбанизированный район.
Что мы узнали?
Процесс урбанизации в Зарубежной Европе привёл к появлению крупных агломераций – места массового проживания людей. Самыми крупными агломерациями этого региона считаются Лондонская и Парижская. В Зарубежной Европе наблюдаются процессы обратные урбанизации. Это связано с желанием людей проживать в более экологически чистой местности, вдали от скопления крупных промышленных предприятий.
Предыдущая
ГеографияСельское хозяйство (11 класс, география) – рыболовство и животноводство в промышленности
Следующая
ГеографияСамые крупные и большие страны Зарубежной Европы, по территории, населению и площади
Другие крупные порты Европы
Роттердам самый крупный морской порт Европы, но не единственный. Ниже перечислены другие большие портовые города:
- Антверпен (Бельгия). Второй в Европе, входит в двадцатку крупнейших портов мира. Суммарный грузооборот — около 200 млн т в год.
- Гамбург (Германия). Протянулся на 100 км. Был образован в 1189 году. Грузооборот — более 138 млн т в год.
- Новороссийск (Россия). Крупнейший в Краснодарском крае, рекордсмен в России по протяженности причальной линии, достигающей 8,3 км. Оборот морских грузоперевозок — более 117 млн т в год.
- Амстердам (Нидерданды). Столица Нидерландов. Соединен с Северным морем Нордз-каналом. Грузооборот — более 78 млн т в год.
- Марсель (Франция). Крупный портовый комплекс, включающий Восточный Марсель и несколько портов залива Фос. Грузооборот основного порта — 110 млн т в год, района Фос — более 73 млн т.
- Приморск (Россия). Крупнейший в нашей стране нефтеналивной порт на Балтийском море. Грузоборот — более 64 млн т в год.
- Альхесирас (Испания). Крупнейший на юге Испании, входит в десятку портом Европы с грузооборотом, превышающим 50 млн т в год.
- Гавр (Франция). Первый в стране по перевозке пассажиров, второй — по перевозке грузов. Грузооборот превышает 50 млн т в год (в основном это нефть).
- Бремен (Германия). Второй по величине после Гамбурга. Грузооборот — около 50 млн т в год.
Классификация морских портов
Основным показателем работы любого морского порта является его грузооборот. В Европе существует немало портов, у которых грузооборот составляет 1 млн. тонн в год и более. Но наибольшее значение имеют те, чьи данные превышают 50-60 млн. тонн в год. Их называют мировыми портами Зарубежной Европы, поскольку они играют большую роль в мировом хозяйстве.
Все морские порты можно условно разделить на два типа:
- Универсальные – те, что принимают и обрабатывают самые разные грузы. Таких портов больше всего в экономически развитых странах, и в приморских странах Европы практически все порты – универсальные.
- Специализированные – те, что созданы специально для погрузки какого-то конкретного товара в больших количествах. Как правило, такие порты строят в развивающихся странах, чтобы экспортировать на мировые рынки различное сырье и топливо. Специализированные порты есть и в Европе: из Швеции и Финляндии поставляется качественный лес и лесоматериалы в больших объемах.
Рис. 1. Самый крупный порт в Европе – Роттердам.
Страны Европы имеют многовековую историю, и их часто посещают туристы, желающие приобщиться к уникальной культуре. Для этих целей организовывают морские круизы, позволяющие не только посетить крупные города, но и насладиться живописными морскими пейзажами. Благодаря крупнейшим круизным портам Европы такие путешествия становятся очень удобными и приятными.
Топ 25 Российских морских портов по грузообороту
К 2020 году грузооборот всех морских портов России составил 840.3 млн тонн (за 2019 год). Таким образом общий грузооборот России вырос за последние 10 лет практически в два раза (график выше). 464 млн тонн составил объем наливных грузов и 376 млн тонн объем сухих грузов. Среди всех грузов отдельно выделяется транспортировка угля (176 млн тонн), сырая нефть (276.1 млн тонн), нефтепродукты (149 млн тонн), грузы в контейнерах (56.5 млн тонн) и транспортировка зерна (38.6 млн тонн). Наибольшая доля российского грузооборота приходится на порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейна:
- Азово-Черноморский бассейн — 258.1 мн тонн
- Балтийский бассейн — 256.4 млн тонн
- Дальневосточный бассейн — 213.5 млн тонн
- Арктический бассейн — 104.8 млн тонн
- Каспийский бассейн — 7.4 млн тонн
Полный список наиболее крупных морских портов России представлен в таблице ниже. В список вошло 25 крупнейших порта каждого из бассейнов, статистика грузооборота указана в млн тонн. Так, бессменным лидером является Новороссийский морской порт, его грузооборот в 2019 году составил 156 млн тонн. Наиболее быстрые темпы роста грузооборота у порта Сабетта. Всего за несколько лет с 2013 года порт вошел в топ 10 портов России, и на 2019 год его грузооборот составил 27.6 млн тонн. Также перспективными являются и другие порты Северного Морского пути.
№ | Порт | Грузооборот, млн тонн |
---|---|---|
1 | Новороссийск | 156.826 |
2 | Усть-Луга | 103.852 |
3 | Восточный | 73.54 |
4 | Мурманск | 61.93 |
5 | Приморск | 61.024 |
6 | Санкт-Петербург | 59.9 |
7 | Ванино | 31.44 |
8 | Сабетта | 27.68 |
9 | Находка | 25.58 |
10 | Туапсе | 25.2 |
11 | Владивосток | 23.92 |
12 | Кавказ | 20.92 |
13 | Высоцк | 19.4 |
14 | Пригородное | 16.05 |
15 | Ростов-на Дону | 16.03 |
16 | Тамань | 15 |
17 | Де-Кастри | 13.57 |
18 | Калининград | 11.1 |
19 | Азов | 10.4 |
20 | Шахтерск | 8.8 |
21 | Посьет | 7.7 |
22 | Варандей | 7.17 |
23 | Махачкала | 4.7 |
24 | Архангельск | 2.7 |
25 | Астрахань | 2.2 |
Крупнейшие порты России на карте
А на этом сегодня все про крупнейшие порты мира и России. Делитесь статьей и подписывайтесь на новые. До новых встреч на проект Тюлягин, друзья!
Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы
Самые крупные городские агломерации Зарубежной Европы – Парижская и Лондонская с населением в 1086900 и 9576000 человек соответственно. Далее идут:
- Рурская агломерация (боле 7 миллионов человек);
- Мадридская агломерация (более 6 миллионов человек);
- Миланская агломерация (более 5 миллионов);
- Барселонская агломерация (около 5 миллионов);
- Берлинская агломерация (4 миллиона);
- Римская (3,8 миллиона);
- Неапольская агломерация (3,7 миллиона);
- Афинская (3,5 миллиона);
- Лиссабонская агломерация (2,6 миллионов);
- Катовицевская агломерация (2,5 миллиона человек);
- Франкфуртская агломерация (2,3 миллиона);
- Бирмингемская агломерация(2,2 миллиона);
- Манчестерская агломерация (около 2,2 миллиона);
- Агломерация Роттердам-Гаага (2,1 миллиона)
- Агломерация Кёльн-Бонн (2 миллиона человек).
Рис. 2 Лондонская агломерация
Если представить информацию об агломерациях миллионерах Зарубежной Европы в форме таблицы, то она будет выглядеть следующим образом:
Гидросфера – моря, части Земли, природные явления и влияние человека (5 класс, география)
Количество проживающих человек |
Агломерации |
Более 10 миллионов |
Лондонская |
Более 9 миллионов |
Парижская |
3-7 миллионов |
Афины, Неаполь, Рур, Мадрид, Милан, Барселона, Рим |
От 2 до 3 миллионов |
Кёльн, Бонн, Роттердам, Гаага, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Лиссабон, Катовице, Варшава, Бухарест, Будапешт, Брюссель, Гамбург |
От 1,5 до 2 миллионов |
Ливерпуль, Ньюкасл, Дублин, Антверпен, Дюссельдорф, Ганновер, Нюрнберг, Лион, Марсель, Копенгаген, Стокгольм, Валенсия, Прага, Гданьск, София |
Рис. 3 Парижская агломерация
Пусан
Порт расположен в Южной Кореи и олицетворяет её морские ворота. Занимает не последнее место в развитии мировой экономики страны. Порт способен осуществлять приёмку судов массой 50 тыс. тонн, длиной до 350 метров. Имеется около 200 причалов.
В порту производится международная торговля, а также он оснащён радиолокацией для проводки судов.
По числу обрабатываемых грузов, комплекс занимает 5 место в мире. Это объясняется современным оборудованием порта. В Южной Азии, порт признан лидером грузоперевозок.
Порт проводит фестиваль огней ежегодно, здесь можно наблюдать яркие спектакли из игры света и лазеров.
История
Первые воспоминания о порте Роттердама датируются концом 13 века, когда в небольшой рыбацкой деревне была построена плотина на устье реки Рейн. Немногим позже, в 1340 году, на этом месте выкопали канал, известный под названием «Rotterdam Schie», ставший в последствии главный портом провинции и предвестником Роттердама.
Следующий значительный этап в истории порта наступил в эпоху Великих географических открытий. После того, как был обнаружен короткий морской путь в Индию, голландская торговля и судоходство начали своё стремительное развитие, превратив Роттердам во второй торговый город страны. В 1873 году порт был расширен и получил выход в Северное море, сюда стали приплывать не только обычные товарные судна, но и более крупные океанские пароходы.
Первая и Вторая мировые войны уничтожили более трети объектов порта, чья важность только возрастала в связи с развитие промышленности в Рурском регионе. Во второй половине 20-го века Роттердам буквально «восстал из пепла», оставшегося после многочисленных бомбардировок
На его месте был построен совершенно новый город с практичной и необычной архитектурой, морской порт стал воплощением смелых инновационных проектов, которые вызывают восхищение не только с туристической, но и с профессиональной точки зрения.
Порт Шанхая
- Страна: КНР
- Город: Шанхай
- Грузооборот, млн т: 646.5 млн
- Мера: МТ
- Грузооборот TEU: 36.5 млн.
- Тип: Морской глубоководный
Было бы странно, если бы Китай, этот крупнейший экспортёр-производитель, не лидировал бы по объёму и мощности своих портов. А Шанхай — это один из наиболее выгодно расположенных городов этой страны. Можно сказать, что этому городу исторически было предначертано стать самой крупной перевалочной базой для большинства товаров, которые производят гигантские промышленные мощности Китая.
Порт Шанхая
Расположен шанхайский порт в слиянии рек Хуанпу и Янцзы. Портовые сооружения простираются вдоль реки на 60 километров. Более 100 причалов составляют причальный фронт длиной 40 км. Каждый причал может принимать по 7 судов, есть стояночные места и для плавучих гигантов водоизмещением до 10 тыс. т. Шанхай связан с 600 другими портами в 200 различных регионах и странах.
Порт состоит из 14 рабочих зон, каждая из которых специализируется на определенных видах грузов. Самой главной из них является запущенный в эксплуатацию в 2005 году терминал Яншаньган. В его акватории находится рукотворная гавань на острове Яншань, соединяющаяся с материком трансморским мостом, длина которого составляет почти 33 км, что делает его самым длинным из подобных сооружений в мире.
Терминал Яншаньган
Яншаньган, помимо погрузочно-разгрузочных работ, также осуществляет доковое обслуживание, буксировку судов. С запуском этого терминала порт Шанхая поднялся на лидерскую позицию по грузообороту и с тех пор не сдавал позиции.
До постройки терминала Яншаньган основной зоной порта являлся международный контейнерный терминал Пудун. Он находится в Вайгаоцяо — шанхайской зоне свободной торговли. Длина причального фронта — 900 м, совокупная площадь 500 тыс. кв.м. Может одновременно хранить около 10 тысяч контейнеров.
Терминал Пудун
Кроме этих двух крупных терминалов порт Шанхая располагает отдельными, более скромными грузовыми терминалами, некоторые из них сообщаются с железнодорожной сетью, часть специализируется на насыпных грузах, обработке зерна, масла, навалочных грузов, ископаемых и сырья.
Практически весь внешнеторговый товарооборот Шанхая переваливается через этот огромный порт. Каждая 2-ая тонна груза всего оборота Шанхая обрабатывается именно тут. Доля этого порта в совокупном морском грузообороте Китая превышает 20%.
В заключение
Рассмотрев список самых крупных портов мира можно заметить, что большая часть из них расположена в Китае. Стремительное развитие экономики потенциальной сверхдержавы помогло КНР в этом вопросе. Поддержание работы действующего порта − сложная комплексная задача. Для того, чтобы справиться с высоким пассажиропотоком и большим грузооборотом требуется наличие слаженных действий со стороны всего персонала объекта и умение быстро принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях.
Мы подготовили небольшой тест для проверки твоих новых знаний.
Примешь вызов?
Начать тест!
Вопрос
Твой ответ:
Правильный ответ:
Следующий
Попробовать еще раз!