Топ-10: пугающие факты про катакомбы парижа
Содержание:
- История оссуария
- История
- Легальные и не очень туристические маршруты по парижским подземельям
- История
- История возникновения
- О месте Парижские катакомбы
- Оссуарий (Ossuarium)
- Что можно увидеть в катакомбах
- Раздел 7. Чем опасны нелегальные посещения
- Начало осмотра
- Упоминание в искусстве и массовой культуре[ | код]
- Легенды
- Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)
- Чем знамениты подземелья Парижа?
История оссуария
Склеп погребального светильника в парижских катакомбах
По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В начале периода Средневековья католическая церковь всячески поощряла захоронения возле церквей, получая немалые прибыли за отпевание умерших и за места на кладбище. Поэтому христианские кладбища располагались в центре населённых пунктов не только в Париже, но и по всей Европе.
Например, на 7 000 квадратных метрах кладбища Невинных, функционировавшего с XI века, хоронили прихожан из 19 церквей, а также неопознанные трупы. В 1418 годуЧёрная смерть или эпидемия бубонной чумы добавила ещё около 50 000 трупов. В 1572 году кладбище вместило тысячи жертв Варфоломеевской ночи. Поскольку к середине XVIII века кладбище стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, оно испускало зловоние, из-за которого, как говорили, скисало молоко и вино. Однако священники выступали против закрытия городских кладбищ. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.
В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метров. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.
Известный русский историк и публицист В. М. Строев в своей книге «Париж в 1838 и 1839 годах» писал:
Тут были сначала каменоломни, доставлявшие материял на постройку парижских домов. Под целым кварталом образовалась пустота; жители испугались, и правительство отрядило инженеров, которые построили подземные галереи и своды. Галереи идут параллельно с улицами; каждый дом имеет свой нумер под землею, чтобы в случае происшествия наверху можно было принять предохранительные меры внизу. Полицмейстер Ленуар предложил превратить подземные галереи в катакомбы, очистить кладбища от костей и поместить их под землею. План его принят и исполнен. Более пяти миллионов скелетов перенесены под мрачные своды катакомб и расположены в порядке, симметрически.
Спустившись футов на сто по узенькой лестнице, входишь в преддверие, на котором написано: Остановись, здесь царство смерти… |
История
Древние римляне, были первыми, кто стал в этих местах добывать известняк. Город рос, требуя все больше стройматериалов и с конца XII, открытого типа карьеры, превращаются в глубокую сеть подземных ходов. Огромные пустоты, образовывавшиеся от добычи камня, стали применять под погреба. Например, под сводами многих галерей местные монахи устраивали настоящие винные подвалы, здесь же варили пиво.
Но город разрастался и к XVII веку, его граница вплотную подошла к каменоломням. А еще спустя немного времени, городские кварталы строились прямо над тоннелями, практически нависая над бездной. К 1777 году, когда угрозу обрушений уже нельзя было игнорировать, Король Людовик XVI, приказал создать специальный отряд Генеральной инспекции, в чьи обязанности входит и по сей день – укреплять шахты, предотвращая их разрушение.
В эти и так нелегкие для государства года, не обошлось без влияния церкви. Соблюдая лишь только свои интересы, она всяческим образом приветствовала захоронения на близлежащих к себе территориях, получая за это не плохой доход.
В итоге появились кладбища, представлявшие собой настоящие братские могилы. Останки парижан просто сваливали в глубокие ямы, уходившие в недра земли на многие метры. Одним из ярких примеров таких мест, является Кладбище Невинных. Здесь, уже к XVIII столетию, в каждой могиле лежало до 1500 погребенных, в разное время тел. Ужасная антисанитария, эпидемии, голод, чума, только в 1418 году было похоронено около 50000 погибших. И конечно же самое кровавое и позорное событие всей французской истории – Варфоломеевская ночь, «принесшая» на погост тела более 30000 человек.
Переполненная трупами земля начала заполнять запахами и нестерпимыми миазмами весь Париж. С новой силой стали вспыхивать инфекции. В 1763 году по приказу короля, все захоронения в городской черте были прекращены. Но в 1780 году, несмотря на все старания инспекции, рухнула прилегающая к жилым кварталам стена и близлежащие подвалы домов заполнились гниющими телами мертвых.
Больше года потребовалось, чтобы собрать и продезинфицировать все останки. Они были перенесены в карьеры и уложены на глубине 17,5 м. Таким же образом были «вычищены» еще около 17 крупных и 300 мелких погостов.
Далеко не все катакомбы – это одно большое кладбище. Основная часть галерей – огромная разветвлённая сеть подземных ходов. В годы Второй Мировой войны, в этих глубоких недрах, располагался бункер немецких войск, а также штаб французского сопротивления. Уже в середине XX века, во времена холодной войны, подземелье было переоборудовано под бомбоубежище.
Но сегодня французские власти утверждают, что уникальным рукотворным тоннелям угрожает серьезная опасность – затопление. Воды Сены и подземные источники подмывают и разрушают основание катакомб. Именно поэтому уже многие помещения заливают бетоном, перекрывая ходы.
Легальные и не очень туристические маршруты по парижским подземельям
Туристам, как уже было упомянуто, доступна лишь очень небольшая часть лабиринта, всего около двух километров. Но это легальным. Нелегальные искатели приключений ищут другие входы в катакомбы, коих в столице Франции, к слову, до сих пор полным полно. Но здесь надо быть готовым к тому, что при встрече с полицией вас будут ждать однозначные неприятности.
Протяженность и уединенная атмосфера туннелей делает их крайне привлекательными для всякого рода тайных обществ, субкультур, жуликов, деятелей искусств и просто любопытствующих личностей. Отсюда и берут свое начало легенды катакомб Парижа.
Парижские катакомбы
В 1980-е годы было даже основано движение катафилов, посвященное исследованию туннелей. После обнаружения тайного кинозала, Патрик Алк, фотограф, близкий к движению человек, сказал, что «стыдно, конечно, но не конец света…». И подытожил: «Вы, ребята, даже понятия не имеете, что еще там внизу есть». Существуют десятки других подобных мест, оборудованных под разные цели.
В связи с участившимися актами вандализма и кражами черепов, парижские катакомбы были закрыты с октября 2009 года по декабрь того же года. После возобновления доступа были приняты дополнительные жесткие меры безопасности, в частности, при выходе проверяют ручную кладь.
История
Слово «катакомбы» навевает мысли о подземных укреплениях, в которых можно было переждать войну, стихийное бедствие или любую другую катастрофу. Но парижские катакомбы имели другое предназначение. Если верить источникам, одна из первых подземных частей под названием «кладбище Невинных», появилась под кварталами современного Парижа еще в 11 веке. Именно здесь нашли свое последнее пристанище те, кто погиб в ходе событий в известную многим Варфоломеевскую ночь. Рядом с убитыми покоятся останки жертв бубонной чумы, что некогда бушевала на территории всей Европы.
По самым скромным подсчетам, под французской столицей навеки похоронено более 2 млн. человек. Как вы понимаете, такое сумасшедшее скопление тел, которые были переносчиками различных инфекций, не могло пройти даром. В скором времени местные правители признали чудовищную опасность от Некрополя и запретили производить захоронения в черте Парижа.
Именно в 17 веке, когда вышел упомянутый запрет, появляется еще одна часть современных катакомб – Оссаурий. Он был основан в старой каменоломне Томб-Исуар. Погибших и умерших после определенных мер дезинфекции вывозились и складировались на глубине 17 метров. Кости и черепа сортировали, укладывая друг на друга. Поэтому, даже сегодня можно увидеть одно из самых жутких, и в то же время уникальных творений – настоящую стену из человеческих останков. Второе название Оссаурия – Город Тьмы. Сегодня он занимает площадь более чем в 780 метров и состоит из нескольких галерей. В каждой из них хранятся тождественные «экспонаты» – останки людей, которые некогда проживали на французской земле.
Позже, после оккупации немецкими войсками Франции, именно в катакомбах укрывались многочисленные партизанские отряды.
История возникновения
История Парижских Катакомб уходит своими корнями далеко в древность. В 10 столетии на этом месте велись добычи камня. Поверхностные запасы постепенно истощались, поэтому пришлось рыть котлованы и углубляться под землю. Так появилось несколько огромных подземных шахт, на месте которых со временем стали появляться огромные пустоты. Их стали использовать как погреба. Например, в 1259 году, монахи ближайших монастырей, устроили здесь винные погреба.
Катакомбы продолжали расти, к 17 столетию некоторые парижские улицы и кварталы оказались практически над бездной. Из-за угрозы обвалов, Людовику Шестнадцатому пришлось организовать специальную исследовательскую экспедицию. Ее главной задачей было – изучение и укрепление аварийных шахт.
В 17 веке немалую роль в жизни государства играла церковь. Их на территории Парижа было большое количество. Служители церкви тщательно чтили и защищали свои интересы. А так как отпевание и захоронение приносило им немаленький доход, то кладбище решили основать на месте бывших каменоломен. Смертность в те времена была достаточно высокой – неразвитая медицина, вспыхивающие эпидемии чумы, непрекращающиеся военные конфликты. Вследствие чего, на территории подземного города стали появляться все новые и новые кладбища. Количество захороненных тел намного превышало отведенные метры земли. В результате – в городе с новой силой стали вспыхивать различные инфекции, продукты скисали и пропадали, а кладбище стало местом сборища колдунов, разбойников и бездомных.
Не желая терять свои доходы, церковь еще долгое время защищала свою территорию. Но в 1763 году, благодаря парламенту Парижа, захоронения в черте города были все-таки запрещены. А подземный город мертвых превратился в знаменитые Парижские Катакомбы.
О месте Парижские катакомбы
Парижские катакомбы представляют собой искусственную сеть извилистых подземных туннелей, сделанных под городом. Общая протяжённость пещер по разным данным составляет от 187 до 300 километров. С конца XVIII столетия в этих местах было упокоено почти шести миллионов человеческих останков. Большая часть каменных разработок Парижа находилась на левом берегу реки Сены. Когда в X столетии население стало постепенно перемещаться на правый берег к месту, находившемуся неподалеку от старого города, добычи камня, которая велось открытым способом, к концу X столетия уже не хватало. Первые разработки известняка под землей находились на территории современного Люксембургского сада. Тогда король Людовик XI пожертвовал земли замка Воверт для вырубки известняка. Все новые и новые шахты открывались всё дальше и дальше от центра города. Это были районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улица Гобелен, Вожирар, Сен-Жак, Сен-Жермен-де-Пре. Монахи из близлежащего монастыря в 1259 году использовали пещеры под винные подвалы, в то же время, продолжая подземные разработки. В эпоху Ренессанса и при Людовике XIV велось расширение жилой части Парижа. Это привело к тому, что в XVII веке земли над парижским катакомбами находились уже в черте города. Значительная часть жилых районов, можно сказать «повисла» над пропастью. Самые опасные места находились в пригороде Святого Виктора, это современная территория от восточной окраины Рю-дез-Эколь к югу до Жоффруа Сент-Илер, а также улица Сен-Жак, и пригород Сен-Жермен-де-Пре. В апреле 1777 года королем Людовиком XVI была создана Генеральная инспекция каменоломен, существующая и поныне. За более чем 2 века работники этой инспекции провели колоссальную работу по созданию укрепительных конструкций, которые способны задержать или полностью предотвратить разрушение подземелья. Сегодня всё подземное пространство заполнено бетоном, в результате чего исчезли памятники истории, например гипсовые каменоломни на севере Парижа. Бетонирование все же является временной мерой, ведь подземные воды Сены вскоре найдут выход в других еще не укрепленных местах. Около входа на станцию метро Данфер-Рошро, увенчанного знаменитым львом работы скульптора Бартольди, был построен небольшой павильон. Это вход в парижские катакомбы. Патрулирует катакомбы в Париже специальная бригада полиции, созданная в 1980 году для соблюдения закона, принятого 2 ноября 1955 года. Этот закон запрещает всем посторонним находиться в подземельях Парижа вне туристических зон. Минимальным штрафом за нарушение считаются 60 евро.
Оссуарий (Ossuarium)
«Остановись! Здесь начинается царство мертвых,» — такая надпись значится сверху, при входе в оссуарий. Эта цитата принадлежит поэту Жаку Делилю. Далее, в самом оссуарии, мы увидели множество высказываний и отрывков из произведений французских поэтов и писателей о смерти и бренности жизни.
Сам вход легко узнать по черно-белым колоннам, которые ему предшествуют. Конечно, на них уже оставили надписи разные невежливые посетители.
Большая часть галерей закрыта для посетителей. Для осмотра доступна только малая их часть. Но это делается только во благо самих же визитеров. Ведь некоторые из них находятся под угрозой наводнения или обвала. Да и заблудиться там без проводника очень легко.
Кости и черепа выложены вдоль стен, при этом образуя своеобразный и жуткий рисунок. Черепа выкладывали в линию под и над костями. На них же укреплены таблички, на которых указано, с какого кладбища они были перенесены. Кстати, где-то среди этих костей лежат останки и знаменитых деятелей Франции: Робеспьера, Дантона, Кольбера, Рабле и т. д.
На меня эти галереи производили жуткое, но вместе с тем и величественное впечатление. Ты проникаешься чувством какого-то странного успокоения и понимаешь, что все в мире лишь суета сует.
Галереи приводят к так называемому фонтану Самаритянки. Он был сделан в 1810 году для сбора грунтовых вод, которые были обнаружены рабочими катакомб. Назван он так из-за эпизода с Иисусом Христом и Самаритянкой у колодца Иакова. Другая причина — аллегория с Летой, рекой в царстве мертвых из греческой мифологии. По легенде, души пили воду из нее, чтобы забыть обстоятельства своей жизни.
Дальше идет еще одна большая зала, которая носит название крипта Sacellum (с лат. «святилище»). Там расположен так называемый алтарь, который был выполнен как копия одной античной гробницы, найденной во Франции в 1807 году. Там же находится большой, белый крест и каменные табуреты.
После мы попали в еще одно мрачноватое место (Хотя казалось бы, куда уж мрачнее?). В небольшой зале на каменном столбе стоит чаша в античной форме. Как вы думаете, для чего она была нужна? Как нам рассказали, ее использовали для сжигания смолы и улучшения вентилляции воздуха внутри каменоломен. Дело в том, что от костей распространялся ужасный запах, и рабочим не было чем дышать. Поэтому его и установили первым. Смолу также сжигали, чтобы отдать дань уважения умершим.
Проходя дальше по галереям, мы увидели то, что, как мы подумали, было гробницей. Но на самом деле это что-то вроде лже-гробницы, призванной поддерживать своды каменоломен. Установлена она в честь прОклятого поэта Николя Жильбера. Его стихи выгравированы на ней.
Единственное настоящее надгробие в оссуарии обретает останки некой Франсуазы Желян или дамы Лёгро. У нее была довольно печальная судьба: она влюбилась в одного авантюриста, который сидел в тюрьме и которого она даже ни разу не видела. Она нашла его записку около тюрьмы. В результатечего она посвятила чуть ли не часть своей жизни тому, чтобы его оттуда вызволить.
Уже на выходе из склепа находится зала Страстей или Ротонда костей. Именно там находится колонна в виде бочки из выложенных черепов и костей, которую можно найти на многочисленных фотографиях кКатакомб в Интернете.
Что можно увидеть в катакомбах
Если вы готовы прикоснуться к истории и посетить, пожалуй, самое жуткое место во Франции, тогда давайте познакомимся с тем, что нас ждет. Неправильным будет думать, что кроме костей и кромешной тьмы катакомбы Парижа больше ничем не могут удивить. Кроме останков умерших, под землей расположено немало памятников и необычных экспонатов. Стены украшены рисунками, среди которых можно отчетливо различить перо современников. Можно здесь увидеть и единственный ориентир, благодаря которому рабочие могли отыскать путь в глубинах каменоломни. Это так называемая «черная черта» или «нить Ариадны». Ведь электричество сюда провели не так давно.
Несмотря на то, что катакомбы могут похвастаться внушительной историей, многие галереи и тоннели совсем не изменились с того самого времени, как по ним ежедневно проходили десятки рабочих. В одной из центральных галерей можно увидеть самый настоящий колодец, из которого добывался известняк. Сколько тонн этой породы было поднято наверх и положено в основу королевских дворцов – не счесть!
Раздел 7. Чем опасны нелегальные посещения
Несмотря на все запреты, находятся любители острых ощущений, которые, рискуя жизнью, нелегально проникают в подземелье через люки канализаций, станции метро и т. д.
Подземные галереи с узкими и низкими лабиринтами имеют сложные ходы, где легко заблудиться. Так, в 1793 г. сторож церкви Валь-де-Грас пытался отыскать в каменоломнях старинные винные погреба, но заблудился. Его останки нашли только через много лет, опознав бедолагу по ключам и оставшейся одежде.
Современных «героев» тоже немало, однако местная полиция делает все возможное, чтобы не допустить таких горе-путешественников внутрь.
В этой стране на самом деле есть много интересного: Эйфелева башня, Лувр, удивительные древние города, океан, бескрайние поля виноградников, парижские катакомбы… Франция, тем не менее, должна запоминаться исключительно положительными моментами и радостными минутами. Отговорить вас от совершения необдуманного поступка готов каждый, кому уже удалось побывать внутри упомянутого объекта.
Начало осмотра
Первое, что ты чувствуешь при входе, это холод. Температура внутри составляет всего +14 °С, а по ощущениям и того меньше. Я была в осеннем плаще и тонкой кофте, и все равно мне было холодно. Учтите, что при посещении катакомб вы спускаетесь вниз под землю, а проходы там такие узкие, в самом оссуарии (это здание или место для хранения скелетированных останков) еще и низкие, поэтому, если вы страдаете клаустрофобией, вовсе не советую вам их посещать.
Второе — это темнота. Несмотря на висящие повсюду фонари, внизу царит полумрак, так что все равно плохо видно, а фотографировать неудобно. Только со вспышкой мне удалось сделать несколько нормальных фотографий.
Упоминание в искусстве и массовой культуре[ | код]
Фильмы | код
- Детектив Отец Браун
- Гаспары, или Крысы Парижа (1974)
- Катакомбы (2007)
- Париж (фильм) (2008)
- Париж: Город мёртвых (2014)
Книги | код
- Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) «Кладбищенские истории», АСТ Астрель, 2005 г.
- Рик Риордан «Лабиринт костей»
- Джеймс Роллинс «The Skeleton Key» («костный ключ»)
- Барбара Хэмбли «Те, кто охотятся в ночи»
- Ульрике Швайкерт «Наследники Ночи»
- Виктор Гюго «Отверженные»
- Андрей Валентинов «Дезертир»
- Бернар Вербер «Зеркало Кассандры» (Bernard Werber Le miroir de Cassandre/The mirror of Cassandra).
- Ульрике Швайкерт «Наследники ночи. Власть тьмы»
Компьютерные игры | код
- Deus Ex
- The Saboteur
- Nancy Drew: Danger by Design
- Call of Duty: Modern Warfare 3
- Medal of Honor: Underground
- Midnight Club II
- Assassin’s Creed Unity
- Wolfenstein: Youngblood
- Onimusha 3: Demon Siege
Музыка | код
Легенды
Такое место, как Катакомбы Парижа не может не обрасти легендами. Оно притягивает огромные толпы поклонников магии, сатанизма и оккультных наук. Кроме того, любители острых ощущений – диггеры и катафиллы, продолжают изучать тоннели, спускаясь глубоко под землю и находя еще никому не известные пути.
За долго до того, как подземные галереи стали последним приютом огромного количества мертвецов, там поселились собственные призраки. Например, в середине XVII века в сумрачных тоннелях стали бродить привидения юных влюбленных, трагично погибших под сводами катакомб. В память о красивой паре была установлена скульптура, изображающая их предсмертные объятия. При этом посетители уверены, что регулярно слышат пронзительный плач юной девы и скорбные молитвы ее возлюбленного.
Еще одно, не менее таинственное существо, появилось, словно ни откуда. Оно бродило по округе, окутывая все вокруг холодом и тленом. Местная полиция, пытаясь расследовать этот феномен, так и не смогла даже близко приблизиться к разгадке. И бесплотная тень продолжает пугать и по сей день, спустившихся сюда туристов.
Среди мистически настроенных парижан существует поверье, что если встретиться лицом к лицу с монстром, то можно навсегда пропасть в темном подземелье. И на самом деле, там очень просто заблудиться, стоит лишь свернуть не туда, и вы попадете в длинный и запутанный лабиринт, от куда нет выхода. Самый яркий пример – это церковный сторож, решивший позаимствовать кувшин вина у монастырского винохранилища. Тело его было обнаружено спустя долгих 11 лет.
Оказывается, не только в глубинных недрах катакомб происходит необъяснимое. В парижских газетах середины XIX столетия был размещен репортаж, как каждую ночь, дом почитаемого в городе человека, находившийся рядом со входом в подземелье, подвергался «обстрелу» огромными глыбами известняка. Камни летели с нечеловеческой силой, сметая все на своем пути. Полиция несколько недель пыталась найти злоумышленников. Впечатлительные и склонные к мистицизму жители усмотрели в этом негодование и гнев растревоженных мертвецов.
Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)
Тут нам показали скульптуры в камне, выполненные одним из рабочих каменломен Дэкюром. Будучи солдатом на службе у кардинала Ришелье, он поступил на службу в каменоломни, где стал выполнять эти скульптуры. Какова была его цель при их выполнении —неизвестно. Рядом прикреплена табличка, на которой по-французски указана вся эта информация. Кстати, умер Дэкюр здесь же, от обвала камеломен, стремясь усовершенствовать свое творение.
Скульптура представляет из себя макет форта в городе Порт-Маон, на острове Менорка, который входит в состав Балеарских островов. Дэкюр провел там в тюрьме какое-то время, когда попал в плен англичан. Во время революции скульптуры разрушили, но затем, уже в середине XIX века, их восстановили.
Чем знамениты подземелья Парижа?
Свою популярность парижские катакомбы получили благодаря хранящимся там останкам, по некоторым оценкам, от шести до семи миллионов горожан. Как же попали в подземелья все эти кости и черепа? Испокон веков кладбища в Париже располагались в черте города. Неудивительно, что со временем, когда город разросся, жителей в нем стало гораздо больше как рождаться, так и умирать, и кладбища постепенно переполнились. Некоторые из них, например, Les Innocents были настолько переполнены, что на них людей хоронили в несколько ярусов, а высота захоронений почти сравнялась с высотой кладбищенских стен. Мало того, что дождями все это добро вымывалось из захоронений и попадало в грунтовые воды и просто на улицы города, так еще и стены, не рассчитанные на такую нагрузку, иногда не выдерживали и просто обрушивались под тяжестью. Так было на уже упомянутом кладбище Невинных (Les Innocents).
Парижские катакомбы
Парижские катакомбы
Во избежание подобных злоключений, власти, наконец, приняли окончательное решение о перемещении останков людей в катакомбы. Около полутора лет кости переправлялись на специальную обработку и затем в подземелья под бдительным надзором властей.
Таким образом, катакомбы под Парижем стали последним пристанищем примерно для шести миллионов человек. Среди них, кстати, есть и очень знаменитые люди, такие как Жан-Поль Марат, Максимилиан де Робеспьер, Блез Паскаль, Франсуа Рабле, Шарль Перро и другие.
Парижские катакомбы
Парижские катакомбы