Испанская лестница

Экскурс в историю

Общее количество испанских ступеней (лестницы) – 138. У многих путешественников само название «Испанская лестница» не только позволяет вспомнить некоторые исторические факты Рима, но и служит местом для романтических встреч. Первая идея сооружения лестницы принадлежит Этьену Гофье. Он был хорошим дипломатом, но далек от знаний архитектуры и строительства. Лестница была построена только после его смерти. Он настолько хотел, чтобы в жизнь был воплощен этот проект, что в завещании оставил 20 тыс. скудо на его создание. Когда кардинал Мазарине узнал о таком благом жесте, предложил установить не только лестницу, но и статую Людовика 14 на его вершине. Папа Римский этого не одобрил и проект лестницы был отложен до 1714 года.

Только в 1717 году дано соглашение на её сооружение и выбрано архитекторов. Ими стали Франческо де Санктис и Алессандро Спекки. Строительство лестницы длилось с 1723 по 1725 гг. Статуя короля на вершине так и не была поставлена.

В результате строительства получилась одна центральная лестница с двумя боковыми, они более узкие. Недалеко от холма сооружена смотровая площадка, к которой ведут боковые пролеты в виде полумесяца. Ступени лестницы ограничивают бортики из камня, которые изготовлены в стиле итальянского барокко.

С 1725 г. по 20 ст. лестница практически не реконструировалась. После косметической реконструкции в 1997 году количество туристов здесь значительно возросло.

История появления лестницы в Риме

 Святая лстница оказалась в «Вечном городе» в 326 г. благодаря царице Елене, матери императора Константина Великого. Будучи христианкой в душе, приняла веру в 60 лет, привив сыну уважение к христианской религии. Константин не сомневался, что разнородная Римская империя объединится с помощью этой веры. В 80-летнем возрасте, получив во сне указания, царица отправилась в Иерусалим. Ее поддержал сын, наделив большими полномочиями и немалыми средствами. Преклоняясь пред Крестом Господня, ему хотелось отыскать Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса. Матери удалось организовать раскопки на Голгофе и выполнить просьбу сына. Отдав находку Патриарху, частицу Креста увезла с собой, вручив императору. Забрана ею была и лестница. Подарив беднякам щедрую милостыню, организовав для них трапезу, где прислуживала сама, женщина вернулась в Константинополь и вскоре умерла.Сначала лестница дворца Понтия Пилата была расположена в Латеранской базилике (древняя резиденция пап), затем ее местом нахождения стала капелла Святого Лаврентия (в 1589 г), где находится она и поныне. Правящий папа Пий IX многократно сам с молитвами восходил на коленях по ней. Как считают историки, с правления этого понтифика и началось паломничество. С трепетными чувствами относились к ее установлению, не осквернил ногами ее поверхности ни единый рабочий. Для этого собирали по частям, начиная с верхнего участка на протяжении ночи.

Восхождение по ступеням святыни

Белая мраморная лестница из 28 ступеней, покрытая дощатым настилом, ведет в папскую капеллу. Это место римляне считают святейшим в мире. Две статуи «Поцелуй Иуды» и «Суд Пилата», расположенные у основания, зорко наблюдают за преклоненными людьми. Нельзя подниматься по ней ногами, только на коленях с молитвой на устах. Поэтому и предназначена дорога паломникам. Раньше предполагалось, что здесь отпускаются грехи, но ходит молва об осуществлении желания: если страстно просить о нем при подъеме, непременно сбудется. Одолевая на коленях пространство, осознают многие предназначение жизни на земле. Обычные туристы могут пройтись по боковой лестнице. В самом конце размещено небольшое оконце, заглянув, можно познакомиться с интерьером древней часовни понтифика, где раньше сохранялось множество реликвий. Над самым престолом на пришельцев смотрит Спаситель. Икону начал писать некогда апостол Лука, а закончили ангелы. Не стоит огорчаться, если не сможете совершить подъем на коленях. Все пространство пропитано святостью. Обращаясь к Господу с чистыми помыслами, непременно услышит.

Однажды россиянин, пройдя этот путь, написал: «Греху предательства прощенья нет… Иглою боль пронзает стертые колени». Правильно ли понял то, что хотел донести до смертных Спаситель? Он пришел на эту грешную землю, чтобы показать, доказать делом великую силу любви и прощенья, наиболее явленной на холме – на Голгофе.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

История строительства

Лестница на римской площади имеет довольно сложную историю строительства. В середине XVII века началась череда ожесточённых войн между Испанией и Францией. Эта цепь конфликтов между странами внесла свои коррективы в облагораживании окрестности вокруг площади. Война, длившаяся более 20 лет, задержала возведение лестницы.

Когда противоборство двух монарших держав улеглось, французский посол в Риме Этьен Гуффье выделил солидные денежные средства на строительство монументальной лестницы. Главная концепция стройки заключалась в улучшении дипломатических отношений, а также в заключение нерушимого союза Франции с Испанией. Реализации этого замысла помешала амбициозность одной из сторон.

Кардинал Мазарини, являющийся первым министром Французского королевства, пожелал, чтобы лестница была увенчана скульптурной композицией во главе с образом Людовика XIV на коне. Папа Римский и испанская сторона воспротивились этой идее. Строительство снова пришлось приостановить. В 1723 году возведение лестницы возобновилось. В это время изменилась политическая конъюнктура Франции. Осуществить проект осмелился молодой римский зодчий Франческо де Санктис, одержавший победу в конкурсе среди архитекторов города. Землю крутого склона, на котором должна была выситься лестница, регулярно размывало ливневыми потоками.

Существовала опасность, что грунт не выдержит тяжёлых конструкций ступенчатого пандуса. Потребовалось целых два года на проведение мероприятий по укреплению почвы. Согласно проекту, лестница приобрела широкий трёхъярусный проход, обрамлённый двумя боковыми узкими пролётами. Он ведёт на смотровую площадку, которую разместили по центру на вершине холма, и украсили вокруг балюстрадой. Элегантная лестница включала в себя 138 ступеней, имеющих вогнутую, неоднородную, но симметричную форму. Для их изготовления использовался камень, сочетающий в себе свойства известняка и мрамора — травертин.

Крупные залежи этого материала располагались в предместьях Рима. В одних местах лестницы ступени оказались узкими, а в других более широкими. Разница в размерах накладных проступей объясняется тем, что архитектор хотел придать необычный привлекательный вид сооружению. Боковая часть строения оформилась каменными парапетами, украшенные символикой папы римского и геральдическим знаком королей Франции. Окончательное завершение строительства произошло в 1725 году.

Реликвии церкви Сан Лоренцо ин Палатио

По мнению многих историков, первоначально на этом месте находился Латеранский дворец патриарха – бывшая резиденция епископа Рима, и личная часовня понтификов, на руинах которой было возведено здание  церкви. До сих пор точно неизвестно, кто являлся основателем часовни, но первое упоминание о ней было обнаружено в одном из ранних Liber Pontificalis – Книге деяний понтификов, написанной во времена Папы Стефана III (768-772гг). Там указано, что Папа Григорий IV (827-844гг) проживал рядом с часовней, в которой он молился и откуда осуществлял руководство священниками Курии.

 
Первоначально посвященная архидиакону римской христианской общины великомученику Святому Лаврентию (225-258гг.), в IX веке папская часовня стала называться Sancta Sanctorum, то есть «Святая Святых». Некоторые исследователи связывают новое название со многими великими христианскими святынями, размещенными в реликварии под алтарем при понтификате Льва III (795-816гг.).

Это интересно!

Под папским алтарем, защищенным огромной кованой железной клеткой, находится деревянный ковчег из кипарисового дерева, сделанный по указанию Льва III и предназначавшийся для содержания реликвий Sancta Sanctorum. В него были помещены останки глав апостолов Петра и Павла, которые теперь хранятся в базилике Сан Джованни ин Латерано. По некоторым свидетельствам, здесь также находилась священная обрезанная крайняя плоть младенца Иисуса, подаренная Папе королем Карлом I Великим по случаю его коронации 25 декабря 800 года.
 
 
В 1902 году реликварий был вскрыт впервые с 1521 года, после того как с разрешения Папского престола священник Грисар Хартмани получил позволение на осмотр останков главы девственницы Святой Агнессы (291-304гг.), содержавшейся внутри. В 1905 году ему было разрешено открыть реликварий еще раз, чтобы изучить великолепную коллекцию священных предметов, сделанных из золота и серебра, из слоновой кости и ценных пород дерева, а также древние миниатюры на эмали, ткани из парчи, рукописные пергаменты. Некоторые из предметов были переданы в Музей сакрального искусства при Апостольской библиотеке Ватикана.

Фрески часовни

Советуем прочитать:

Папские базилики Рима: главные христианские соборы

  • мощи преподобного Анастасия Персянина, замученного в 628г.;
  • останки главы девственницы Святой Агнессы;
  • рука умершего мученической смертью диакона Кесария, случившейся при императоре Клавдии, и некоторые другие.

Эпицентром культового храма является известная древняя икона, именуемая Acheropita – одна из самых важных реликвий веры, сохранившаяся до сегодняшнего дня.

Ахеропита – нерукотворная реликвия Папского Святилища Святой лестницы

Образ Святого Спасителя, помещенный позади алтаря, является самой почитаемой и наиболее древней реликвией Sancta Sanctorum. Ахеропита (что с греческого византийского в буквальном смысле обозначает «не сотворенная руками человека»), изображает восседающего на троне Иисуса со свитком Евангелия и благословляющего правой рукой уверовавших. Происхождение изображения до сих пор остается загадкой.

Это интересно!

Легенда гласит, что по просьбе уверовавших апостол Лука, замечательно владевший искусством живописи, начал писать портрет Иисуса сразу после его смерти. Сделав первоначальный эскиз лика Спасителя, Апостол оставил работу незавершенной, намереваясь продолжить ее утром следующего дня. Однако ночью произошло чудо – картина была закончена без его участия. Согласно преданию, написание иконы завершили сошедшие с небес Ангелы.

 
Ахеропита восстанавливалась и ретушировалась не один раз. Интересно, что при папе Александре III (1181г.) святой лик, который можно видеть сегодня, перенесли на шелковую ткань, а во времена понтификата Иннокентия III (1216г.) икону облачили в позолоченный оклад из серебра, украшенный драгоценными каменьями, оставив видимым только обличие Христа.

Ахеропита

Испанская лестница сегодня

До начала 90-х годов прошлого века облик лестницы существенно не менялся. Но время оставило на каменных ступенях свои следы – ступени обветшали, превратились в изъеденные водой камни. Было принято решение о полной реконструкции памятника.

После 1997 года, когда строительство и реконструкция завершились, лестница вновь стала популярна у туристов. Здесь пролегают популярные среди путешественников маршруты. Весной и летом лестница украшается вазонами с экзотическими цветами, зимой на широкие ступени выставляют экспозиции в виде сценок из Рождественских историй.

Важно знать тем, кто хочет посетить Испанскую лестницу: на ней запрещено употреблять пищу

Испанская лестница в наши дни

В XX веке лестница приобрела свою мировую популярность после выхода оскароносного фильма «Римские каникулы» с Одри Хепберн в главной роли. В киноленте актриса лакомилась мороженым, сидя на ступенях лестницы. Сегодня многие туристы желают повторить похождения кинодивы. В 1992 году на Испанской лестнице состоялся модный показ одежды известных мировых брендов. Изящные ступени служили импровизированным подиумом для дефилирования моделей.

Ступени из травертина придали монументальному строению прочность и долговечность. Поэтому более 250 лет лестница не подвергалась серьёзной реставрации. Однако, в конце XX века она стала терять свой первозданный вид. Изысканная красота монументального строения была изъедена разрушительным действием времени и осадков. Многочисленные толпы туристов также оставили свой след. Ступени лестницы потемнели, расшатались и потрескались. Испорченный внешний вид старинной достопримечательности Рима вынудил муниципалитет временно закрыть строение от посетителей.

В 2015 году, во многом благодаря частным спонсорам, начались ремонтно-восстановительные работы обветшалой лестницы. Реставрация обошлась в 1,5 миллиона евро. Через год состоялось торжественное открытие обновлённой достопримечательности

Мэр Рима Вирджиния Раджи пообещала постоянно уделять особое внимание старинной лестнице. Глава управления городом указала полиции строго следить за поведением людей и пресекать их неправомерные действия

Сегодняшняя лестница является излюбленным местом отдыха как для жителей, так и для гостей Рима. В хорошую погоду здесь всегда устраивают представления уличные артисты и циркачи. Летом и весной северная часть строения украшена красивоцветущими азалиями. Зимой проводят многочисленные торжественные рождественские мероприятия. Всё пестрит яркими огнями и наполняется весельем отдыхающих.

Фонтан Баркачча

Одна из самых известных достопримечательностей мира находится напротив самой испанской лестницы. Фонтан имеет неординарную форму – полузатонувшей лодки. Сооружен в качестве мемориала как память о наводнении 1598 года, жертвами которого стали сотни человек. Выдал указ о его сооружении Папа Урбан VІІІ, автор проекта – Пьетро Бернини, архитектор – Джованни Бернини.

Поставка воды в фонтан не изменилась с 17 века. Она поступает со старого римского акведука Аква Вирго. Вода здесь чистая и вполне годная для питья. В жаркую пору здесь можно без опаски утолить свою жажду.

Несколько лет назад была проделана реконструкция фонтана, и он снова радует своих посетителей идеально белым мрамором.

Время строительства достопримечательности припало на 1627-1629 гг. Натолкнуло на постройку такого фонтана наводнение, когда Тибр вышел из берегов, вода поднялась на 20 м над уровнем моря и затопила центральную часть Рима. После того, как вода исчезла, на центральной площади был обнаружен баркас. Их в то время использовали для перевозки товаров (чаще всего бочек с вином).

В момент сооружения фонтана на месте баркаса была проведена и реконструкция системы водоканалов. Её проводил Пьетро Бернини. Помогал ему его сын Джованни, который завершил работу после того, как его отца не стало.

В фонтане напор воды недостаточный, но это компенсировано полу затопленной шлюпкой, которая немного приподнята, но само основание расположено ниже уровня площадки. Это позволяет регулярно и в достаточном количестве подавать воду для фонтана. Стиль исполнения – барокко. Главное украшение – фамильный герб Барберини в виде солнца и пчел.

История строительства Испанской лестницы в Риме

Предпосылки создания

Изначально задумывалось, что испанская лестница будет служить «мостом» для улучшения отношений испанской и французской монархии.

В XVI веке в Риме по указанию Людовика XII была построена церковь Тринита-деи-Монти на холме Пинчо, ставшая оплотом французской монархии в Италии для французов, вынужденных жить на чужбине. А в 1620 году в Риме у подножия холма Пинчо испанские власти выкупили землю под строительство посольского дворца в Италии.

В 1660 году Испания и Франция, находящиеся в постоянной конфронтации, решили пойти на примирение и заключить брачный династический союз между Людовиком XIV и Марией-Терезой

В попытке сгладить отношения между странами, французский посол Этьен Геффье решает потратить львиную долю своего состояния (20000 скудо) на строительство лестницы, которая соединила бы испанскую площадь, имеющую важное значение для испанцев, с французской церковью Тринита-деи-Монти

Вид с холма на смотровую площадку Испанской лестницы.

Эта идея понравилась властям, и к грандиозному проекту привлекли знаменитого архитектора Бернини, но испанской лестнице в Риме в XVII веке не суждено было появиться. Дело в том, что кардинал Мазарини возжелал увенчать постройку памятником Людовику XIV. Папа Римский посчитал это оскорблением и наложил вето на строительство, а Этьен Геффье, спонсировавший проект, так и не успел полюбоваться самой красивой лестницей, построенной уже после его смерти.

Строительство Испанской лестницы в Риме

Даже после заключения брака между Людовиком XIV и инфантой Испания и Франция не раз воевали, и полвека спустя идея строительства «моста» между символами этих стран в Риме вновь стала актуальной. В 1717 году был проведен конкурс среди архитекторов на строительство Испанской лестницы. Его выиграли Алессандро Спекки (Alessandro Specchi) и Франческо де Санктис (Francesco de Sanctis), взявшие за основу проект Бернини.

Перед возведением самой красивой лестницы в мире, впоследствии покорившей всю Европу, потребовалось много времени на укрепление холма Пинчо и испанской площади. В 1723 году все подготовительные работы были проведены, и архитекторы приступили к воплощению своего проекта.

  • Украшение Испанской лестницы в Риме
  • Вид со смотровой площадки Испанской лестницы
  • Испанская площадь в Риме
  • Мариинская колонна Непочроного зачатия

Они разделили лестницу из 138 травертиновых ступеней на три сегмента – широкий центральный и два более узких по бокам, а у самой вершины холма оборудовали смотровую площадку.

Боковые части испанской лестницы в стиле барокко по задумке архитекторов украсили французские и итальянские знаки власти – папский орел с короной и французский герб.

Фонтан Баркачча

У подножия Испанской лестницы расположен небольшого размера фонтан Баркачча. Бассейн был установлен в 1629 году. Сооружение выражает своим видом полузатонувшую ладью, из щелей которой струится вода. Лодка находится в центре бассейна. Автором данного проекта является Пьетро Бернини. В средневековье Рим несколько раз подвергался наводнению. Воды реки Тибр, выходящие из неукреплённых берегов, разливались по всему историческому центру города. Этот стихийный катаклизм и был запечатлён в образе фонтана.

Согласно легенде, после природного бедствия на площадь Испании выбросило деревянное судно, на котором перевозили бочки с вином. Вид полузатонувшей лодки вдохновил скульптора на создание в этом месте водного комплекса из белого мрамора. Зодчий украсил своё творение геральдическим символом папы Римского того времени Урбана III — рельефным изображением солнца и пчёл. Скульптурное произведение идеально вписалось в общий архитектурный ансамбль площади. Фонтан снабжается водой из чистого питьевого источника, поэтому многие жители и гости Рима не брезгуют ею наполнить свои стаканы, фляги и утолить жажду.

Почему лестница называется Испанской

После крушения Римской империи на современной территории древнего государства образовались раздробленные королевства, которые постоянно подвергались нападению сильных соседних держав. Рим оказался оплотом христианского мира, который сформировался в виде суверенной страны — Папского государства. Держава управлялась епископатом во главе с папой Римским. Веками властные французские и испанские общины, оказывали своё давление на политический курс Папской области.

В 1502 году по инициативе короля Франции Людовика XIII на вершине римского холма Пинчо была воздвигнута святыня Тринита – дей – Монти. Церковь должна была доказывать благосклонное расположение римлян к французскому королю. Однако, вначале XVII века у подножия склона, как раз напротив церкви, обосновалось посольство Испанского королевства. Роскошная резиденция явно доминировала над французским храмом.

Получилась такая обстановка, что неподалёку друг от друга оказались символы враждующих стран-соперников. Площадь, где расположились две достопримечательности, стала именоваться Испанской. Во избежание политической ссоры Папского государства с двумя влиятельными державами было принято решение соединить территориально церковь и посольство единой роскошной лестницей. Впоследствии именно она получила народное название по имени площади. По воле судьбы её возведение осуществится намного позднее.

Дом-музей Джорджо и Изы де Кирико

Итальянский художник родился в Греции в 1888 году, учился писать картины в Афинах, а затем во Флоренции и Мюнхене. Какое-то время он проживал в Париже, но во время Первой мировой войны переехал в Италию. В Риме Джорджо оказался лишь в 1944 году, но в доме возле Испанской лестницы он поселился только четыре года спустя, когда ему уже исполнилось 60.

Джорджо Кирико

Здесь он прожил со своей второй женой и музой Изабеллой (Изой) последние годы жизни, вплоть до 1978 года. Именно благодаря ей был сохранен «частный мир» и работы художника, составившие удивительную взаимосвязь искусства с жизнью. Но открылся дом-музей Джорджо Кирика лишь в 1998 году, через 8 лет после смерти Изы.

Одна из комнат, где жил художник

Большинство работ художника как бы пропитано его внутренними видениями, загадками и тайнами, скрывающимися в иной реальности. Он увлекался творчеством сюрреалистов, использовавших парадоксальные сочетания форм и необычные сюжеты, схожие со сновидениями наяву. Джорджо стал родоначальником направления метафизической живописи, приняв за основу метафору и мечту, контраст между реальностью и странностью, живым и неживым.

Из цикла «Площадь Италии»(Piazza Di Italy), 1913

Меланхолия прекрасного дня (Мelancholy of a beautiful day), 1913

Дом-музей занимает три этажа в здании 17 века. Обстановка жилых помещений воссоздана по фотографиям и письменным свидетельствам. В нижних залах можно увидеть шикарную мебель в стиле французского рококо и ознакомиться с произведениями Джорджо де Кирико, после чего – подняться на другой этаж, чтобы посетить мастерскую художника и, возможно, большую террасу. Дом-музей сегодня находится в ведении Фонда имени Джорджо и Изы де Кирико.

Адрес:    площадь Испании, 31
Часы работы: по запросу, кроме воскресенья и понедельника.
Закрыт:   1 января, 8, 25, 31 декабря.
Вход:     взрослый  билет – 5€, детский – 3€.

Святая лестница – Скала Санта

Согласно древней христианской легенде, Святая лестница оказалась в Риме в 326 году, куда была доставлена из дворца Понтия Пилата в Иерусалиме и передана в дар Сильвестру I, возведенному католической церковью в лик святых, матерью императора Константина I – равноапостольной Еленой (248-335). Считается, что Иисусу несколько раз пришлось подниматься именно по этой лестнице во время судилища, на котором ему был вынесен смертный приговор. Именно поэтому она стала называться «Scala Pilati» – Лестница Пилата, или «Scala Santa», то есть Святая Лестница.

Святая лестница. Картина Джеймса Тиссо, 1886-1893гг. Бруклинский музей

Святая лестница

Латеранского собора

Это интересно!

Как отмечал сам Фонтана, ступени Святой лестницы были перемещены и установлены на новое место в течение одной ночи. Действо происходило при свете факелов, под пение молитв и псалмов. Во время производимых работ никто не осквернил Святыню, ступив на нее своими ногами.

Санта Мария Маджоребазилике Санта Цецилия ин Трастевере

 
В 1723 году по указу Папы ИннокентияXIII (1721-1724), для лучшей сохранности реликвии, мраморные ступени Святой лестницы были закрыты защитными панелями из орехового дерева. Согласно легенде, когда Иисуса вели по ней на казнь, на некоторых ступенях оставались следы крови, истекающей из ран Спасителя. Сегодня сквозь прикрытые стеклом отверстия в панелях на 2, а также 11 и 28 ступенях можно рассмотреть небольшие пятна крови Христа. Поднимающиеся на коленях по Святой лестнице верующие с особым благоговением относятся к этим очевидным доказательствам существования Спасителя.

Ступени Святой лестницы закрыты панелями из орехового дерева

Святая лестница. Фотография 1880-х годов

Долгая дорога к Испанской лестнице: исторический контекст

В конце XV века в Европе царило призрачное спокойствие, больше похожее на затишье перед бурей. В Англии отбряцала Война Роз, турки и венецианцы заключили перемирие, в 1480 году в Папской области появилось первое в мире постоянное посольство. Это было посольство Испании.

Буря не заставила себя долго ждать. В 1494 году началась Первая Итальянская война, в ходе которой французский король Карл VIII, пользуясь призрачными правами на Неаполитанское королевство, разгромил попутно Флорентийскую республику и вступил в Рим, где заключил с Папой Александром VI Борджиа договор определенного рода.

Разумеется, не за бесплатно, учитывая притязания Пап вообще и этого Папы в частности.

Ранним утром людей на Испанской лестнице не так много, как в разгар дня

По договору, Папская область не должна была препятствовать продвижению французских войск по Апеннинскому полуострову и, более того, должна была стать одной из баз для нападения на сопредельные государства.

Взятка была оформлена красиво: французы выкупили для строительства храма у Ватикана участок на вершине холма Пинчо и выдали за незаконнорожденного сына Борджиа – Чезаре – наваррскую принцессу.

Как только пал Неаполь, баланс сил на территории полуострова был разрушен. Испанцы пока сохраняли нейтралитет: предусмотрительные французы успели заключить с ними договор в Барселоне, да и новые заморские колонии требовали больших материальных затрат.

Но за первой войной вскоре последовала и вторая, надолго поссорившая две державы: новый французский король Людовик XII и испанский монарх Фердинанд II не поделили добычу и сферы влияния в Неаполе.

Противостояние двух империй затянулось на 2 века, несмотря на многочисленные династические браки и совместную борьбу с протестантами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector