Анатомия распятия. семь ужасающих фактов о казни на кресте

В искусстве


Три этапа Страстей Христовых: Возведение на крест, Распятие, Снятие с креста. 1645 год. Вклад царя Михаила Федоровича. Собор Успения Богородицы Кирилло-Белозерского монастыря. (Клейма царских врат)

Отличительный признак изображения Распятия в католической традиции — скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. Также на Распятии в православной традиции ладони Христа изображаются обязательно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными и спорные иконы были переписаны.

Скульптурное изображение распятого Христа (см. Распятие), является традиционным атрибутом убранства западных церквей, в православной церкви в храмах традиционно используют резные деревянные распятия (иногда с предстоящими).

Рассмотрение дела

После допроса у Каиафы, державшие Иисуса плевали Ему в лицо, били Его и играли с Ним в жестокую игру – завязав Ему глаза, они ударяли Его по лицу и говорили: «Прореки, кто ударил Тебя?» (От Луки 22:64).

Когда, наконец, эта долгая ночь подошла к концу, Иисуса привели в синедрион для суда, который не соответствовал их собственным законам. Обвинение заключалось в богохульстве перед Тем, Кто не мог богохульствовать – перед Самим Господом. «Какое еще нужно нам свидетельство?» (От Луки 22:71).

Однако они желали Его смерти, и так как они должны были подчиняться римскому закону, они не могли предать Его на смерть без разрешения на то римского правителя. Тогда эта необузданная толпа повела его к пышному дворцу Ирода, откуда Пилат, Римский прокуратор, наблюдал за этим пасхальным мятежом.

Самым ироничным было то, что хотя этот дом был домом язычника и квасного хлеба, куда педантичные еврейские начальники не хотели входить, в этом доме Иисуса не нашли достаточно виновным, чтобы приговорить к смерти. Поэтому Пилат вышел к толпе и спросил: «В чем вы обвиняете Человека Сего?» (От Иоанна 18:29).

Прагматичному политику было сложно задать такой вопрос, но они все же нашли в чем обвинить Иисуса – не в богохульстве (этого не было бы достаточно, чтобы обвинить человека согласно римскому закону) – нет, они обвинили Его в бунтарстве. Они назвали Его изменником кесаря, так как Он называл Себя царем евреев!

Из всех тех, кто участвовал в деле Иисуса, в исходе его дела Пилат был виновен меньше всего. Что-то тронуло его сердце при допросе Христа, и он сказал: «Я не нахожу в Нем никакой вины» (От Иоанна 19:4). Однако, первосвященники взбунтовались, выкрикивая различные обвинения, среди которых ясно послышалось «Галилея». Пилат увидел выход из положения. С большим облегчением, он отправил Спасителя к Ироду, под чью юрисдикцию входили зеленые холмы Галилеи.

Незадолго до этого Ирод убил Иоанна Крестителя, так что под расспросами этого деспота Иисус не обронил ни слова. С теми, кто был слаб, болен, погряз в грехах, а также с детьми Иисус говорил мягко и с большой любовью, но перед тираном Он стоял в полном молчании, что еще больше разозлило Ирода, так как он хотел увидеть какое-нибудь чудесное деяние.

Первосвященники и правители собрались снова, и Иисуса, изнуренного после всех насмешек и унижений, снова привели к Пилату. Вести о Его аресте распространились по всему городу, и вокруг собралась большая толпа любопытных.

Пилат объявил народу: «Вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его» (От Луки 23:14). Этого было бы достаточно, так как он, как римский правитель, предоставил свое последнее слово. Но стадо фанатиков, собравшихся перед ним, жаждало крови.

Но так как Пилата преследовал обременительный груз – его прошлое, – трусость Пилата превзошла его жалость к Иисусу. Несколько раз до этого он был причиной ярости еврейского народа по отношению к нему. Например, однажды он конфисковал деньги из святой сокровищницы для постройки водопроводного канала и разослал солдат со спрятанными кинжалами и одетых в еврейские одежды, чтобы те могли наказывать всех, кто не подчинился его приказу. Теперь он был в ловушке – из-за прошлого греха он должен был согрешить снова и ослушаться своего инстинкта.

Евангельское повествование

Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям
  • Рождество
  • Сретение
  • Крещение
  • Искушение Христа
  • Призвание двенадцати апостолов
  • Нагорная проповедь
  • Чудеса
  • Преображение
  • Дарование молитвы ученикам
  • Пророчество о Втором пришествии
  • Вход в Иерусалим
  • Изгнание торгующих из храма
  • Страсти Христовы

    • Помазание миром
    • Тайная вечеря
    • Моление о чаше
    • Суд Пилата
    • Крестный путь
    • Распятие
    • Смерть Христа
    • Погребение
    • Сошествие во ад
  • Воскресение
  • Явления Христа ученикам
  • Вознесение

О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста и каждый сообщает свои подробности:

Евангелие Описание
От Матфея(Мф. ) И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
От Марка(Мк. ) И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста.
От Луки(Лк. ) И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
От Иоанна(Ин. ) И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Действующие лица и атрибуты

«Распятие», Матиас Грюневальд, 1500—1508 годы

Свидетели казни

Согласно сообщениям евангелистов при распятии Иисуса присутствовали:

  • Мария, мать Иисуса Христа, традиционно Богородица;
  • Автор Евангелия от Иоанна (ему Иисус вверил заботиться о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. );
  • Мария Магдалина;
  • Мария Клеопова;
  • Два разбойника, распятые по сторонам от Иисуса;
  • Римские воины во главе с сотником, именуемым в апокрифах Лонгином;
  • Народ, первосвященники и книжники, которые насмехались над Иисусом.

«Восхождение на Крест», русская икона, XVI век

Орудия Страстей

Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса вошли в число и стали почитаемыми христианскими реликвиями. К ним относятся:

  • Крест Животворящий, на котором был распят Иисус, является священной реликвией христианства.
  • Титло INRI — табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский» написанными по указанию Пилата (Ин. ).
  • Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту.
  • Губка, с которой Иисуса напоили уксусом.
  • Чаша Грааля, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа.
  • Копьё Лонгина, которым пронзили подреберье мёртвого Иисуса, чтобы убедиться в Его смерти.
  • Лестница, с помощью которой сняли тело мёртвого Иисуса с Креста.
  • Клещи, которыми вынимали гвозди.

Голгофа

Кровь Христа омывает череп Адама, фрагмент фрески Фра Беато Анджелико

Основная статья: Голгофа

Голгофа (ивр. ‏גולגלתא‏‎, «лобное место» от арам. gûlgaltâ, букв. «череп») — невысокий холм за границей городских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней.

Своё название холм получил от того что имел форму черепа. Также существует предание, что Ной перед потопом взял череп и кости Адама в ковчег, а по его окончании Сим похоронил череп и две кости на Голгофе.

Некоторые христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. В изобразительном искусстве изображение главы Адама, омываемой кровью Иисуса, известно с IX века.

Результаты переписи 1937 года признали вредительскими

Наиболее жестокими стали гонения, которые произошли в 1937-1938 гг., когда руководство Советского Союза провело так называемую операцию по борьбе с «врагами народа», вошедшую в историю как «Большой террор». Несомненно, что события 37-38 годов были результатом продолжающейся борьбы за власть между Сталиным и различными группировками партийной верхушки, а также борьбой разных кланов, сформировавшихся к этому времени внутри аппарата НКВД. Вместе с тем нельзя оставить без внимания мнение некоторых историков (Зубов А.Б., игумен Дамаскин (Орловский), Чумакова Т.В.), которые считают, что репрессии 1937-1938 гг. были ответом на результаты переписи населения начала 1937 г.

В 1937 году руководство страны готовилось отметить двадцатилетие большевистской революции. В январе юбилейного года была проведена перепись населения, целью которой было показать прогрессивное развитие социалистического общества. Перепись проводилась в Рождественский сочельник, 6 января. Одним из вопросов, который был включен в анкету, был вопрос об отношении к религии. Ожидалось, что верующими себя признают небольшое число граждан, и это будет свидетельствовать об идеологической победе большевизма.

Но к удивлению Сталина и его соратников, 44% населения заявило, что они христиане, 13% признали себя сторонниками других религий, преимущественно мусульманами. Неверующими себя назвало меньшинство – 43,3%.

Массовость положительного ответа на вопрос об отношении к религии ясно свидетельствует о том, что вера у большинства людей в момент переписи была столь сильной, что они предпочли лучше попасть в лапы палачей, нежели прогневать Бога отступничеством от веры. Такое открытое признание веры после многих лет кровавых гонений на религию стало уникальным в мировой истории одновременным массовым исповедничеством десятков миллионов людей разных вер и национальностей, ведь опрос не был анонимным, ответы заносились в личный переписной лист, с именем и адресом каждого.

Российский историк профессор А.Б. Зубов в связи с этим пишет:

Результаты переписи были признаны вредительскими, и ее организаторы репрессированы. На февральском пленуме партии большевиков принимается решение о проведении массовых репрессий. В июле наркомом внутренних дел Ежовым издается оперативный приказ № 00447 о проведении операции по репрессированию бывших кулаков, церковников, дворян и других «антисоветских элементов». Беспрецедентность этого приказа заключалась в том, что в нем была дана разнарядка по регионам, какое количество людей необходимо арестовать и какое число из арестованных должно быть расстреляно. Операция продолжалась с августа 1937 по октябрь 1938 г. В результате в 1937 и 1938 годах было арестовано 1 500 000 человек, из них почти 700 000 расстреляно. Вынесение смертных приговоров в большинстве случаев производилось несудебными органами, тройкой или вообще «особым совещанием», состоявшим из двух человек. Приговоры выносились заочно, т.е. без вызова обвиняемого, а также без участия защиты и обвинения, обжалованию приговоры не подлежали. Специально указывалось, что приговоры к расстрелу должны приводиться в исполнение «с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения».

Теория христиан

Святой отец Курзинский предполагает, что мрак мог наступить за счет необычайно плотных туч, хотя не оставляет мысли о том, что это лишь «красивая метафора, примененная для выражения эпичности момента».

Верующие видят в этом проявление чуда, явленного самим Господом Богом, дабы люди поняли, что натворили.

«Темнота – верный знак Божьего суда!» — считает евангелист Энн Грэхем Лотц. Христиане свято верят в то, что Иисус умер за всех людей, приняв на себя то, что причиталось окаянным грешникам.

Энн Лотц отметила также и другие упоминания о необычайной темноте в Библии, имея в виду тьму, нависшую над Египтом, описание которой можно найти в Исходе. Это было одно из 10 бедствий, обрушенных Богом на египтян, для убеждения фараона дать свободу рабам – евреям. Еще пророк Иоиль предрекал, что день превратится в ночь, а луна нальется кровью в час Господень.

Она также сказала: «Это является признаком отсутствия Бога и полного осуждения, и пока мы не попадем на небеса – правды не узнаем».

Варавва

Пилат решил попробовать другой ход. В то время в Пасху была традиция освобождать одного преступника. И вот, перед ним стояло два человека (возможно оба обвиняемых стояли перед толпой, когда Пилат говорил с ними). Один из них был Варавва – вожак мятежников и убийца. Другой – Иисус, провозглашающий мир и воскрешающий мертвых. «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» – спросил Пилат. В толпе находились люди, исцеленные Иисусом, были также и те, кто слышал Его целительные слова, но первосвященники сумели возбудить народ, пока те не закричали: «Варавву. Отпусти Варраву» (От Матфея 27).

Пилат хотел отпустить Иисуса, и когда к нему подошла его жена и сказала: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (От Матфея 27:19), на душе у него стало еще тяжелее.

«Нет у нас царя, кроме кесаря»

Так, Пилату пришлось отправить Иисуса на бичевание. Солдаты сплели терновый венок и надели его на уставшего Иисуса. На плечи Его они надели багряницу, а затем, злорадствуя и ухмыляясь, плевали на Него, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!» (От Иоанна 19:3). Подумайте, через какое унижение и несправедливость прошел Господь, и помните, что Он (Тот, кто пережил за нас всевозможные страдания) может поддержать нас в трудный час.

Тогда Пилат привел Иисуса, избитого и кровоточащего, и поставил его перед толпой в очередной раз. «Се, Человек!» – сказал он. Разве теперь не появилась бы у них капля жалости к Нему? Разве не было ни одного мужчины или женщины, которые сказали бы что-нибудь в Его защиту? Где были все те, которые всего пять дней назад встречали, махая пальмовыми ветвями? Их «осанны» испарились при первом же дуновении ветра. Нет же, только голос коррумпированного Пилата повторял: «Я не нахожу в Нем вины». Все еще было раннее утро, когда Пилат сдался: «Царя ли вашего распну?», а народ отвечал: «Возьми, возьми, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря» (От Иоанна 19:15).

В России гонителями были вчерашние христиане

С первых дней своего бытия Церковь Христова стала Церковью мучеников. Активные гонения древней Церкви продолжались с первых дней ее основания до эдикта императора Константина, но и в последующее время в тех или иных странах происходили гонения на христиан. В прошлом ХХ веке преследования христианства вновь прокатились по многим странам.

В Испании во время гражданской войны 1936-1939 гг. было убито около семи тысяч католических священнослужителей и монашествующих. В оккупированной нацистами Польше с 1939 по 1941 гг. было убито 700 католических священников и около трех тысяч священнослужителей было сослано в концлагеря. В Хорватии почти 700 человек пострадало за христианскую веру во времена нацистского режима и впоследствии при И. Тито. В Мексике с 1926 по 1929 годы, в период так называемой Войны Кристерос, было уничтожено около 500 католических священников, монашествующих и семинаристов. В наши дни мы являемся свидетелями гонений на христиан на Ближнем Востоке.

В ХХ веке гонения на Церковь Христову своего апогея достигли в России, где они практически беспрерывно продолжались 70 лет.

Сравнивая положение христианства в Римской империи с эпохой гонений на христиан в ХХ веке в России, можно заметить и сходства, и некоторые отличия.

Говоря о гонениях в первохристианское время, историки отмечают, что в Древнем Риме языческая религия тесно переплелась с идеей государственности. Сама государственность была предметом религиозного почитания. Восставая против этой религии, христиане становились виновными в государственном преступлении.

Гонения на христиан в древности отличались длительными периодами мира между ними и краткостью времени самих гонений, неодновременностью их по территории империи, так что тот или иной епископ мог удалиться со всей своей паствой в пустынное место и оставаться там до окончания гонений. Это было совершенно невозможно во время гонений в Советской России, где гонения были повсеместными, непрекращающимися, и в стране не было такого места, где христианин мог бы скрыться.

В основу коммунистической идеологии как аксиома был заложен воинствующий атеизм, исключающий веру в бытие Бога и бессмертие души, что делало невозможным какой-либо идеологический компромисс между христианским и коммунистическим мировоззрением. Это было осознано Церковью и изложено в знаменитом послании Соловецких епископов весной 1927 г.

Положение христиан в России было гораздо хуже положения первых христиан, так как язычники не стремились вторгаться во внутреннюю жизнь самой Церкви. В России же гонителями были вчерашние христиане, и они предприняли не просто шаги к физическому уничтожению Церкви, но и организовали массу церковных расколов, чтобы развалить здание Церкви изнутри.

В эпоху гонений в империи были те, кто отрекся от Христа. Отречение требовалось гонителям как возможность оправдания человека, и гонители стремились создать такие условия, чтобы христианин вслух даже не отрекался от Христа и не приносил жертву богам, а только бы на ухо шепнул, что признает императора и богов, а вслух было бы объявлено, что обвинение в принадлежности к христианству не подтвердилось. Отречение сохраняло жизнь и имущество.

Отпавшие были и во время гонений в России. Однако теперь от них нередко требовали отречься публично с хулением Церкви. Парадоксально, что это отречение или попытка пойти на компромисс с гонителями в большинстве случаев не спасали человека от осуждения на муки, а нередко и на смерть.

Фото: РИА Новости

Почему данная теория вызывает сомнение?

И все же 1095 год, выведенный расчетами ученых годом воскресения Христа, определен неточно. Главным образом потому, что он не совпадает с Евангельским «условием Воскресения».

По итогам вышесказанного, очевидно, что 1095-й год, как дата распятия и воскресения, определен исследователями неверно. Вероятно, потому, что он не соответствует важнейшему «условию Воскресения», согласно которому полнолуние выпало в ночь с четверга на пятницу, когда ученики и Христос вкушали Пасху на Тайной Вечере, а вовсе не на субботу, как определили «3-е условие» «новаторы». А другие «календарные условия», не то чтобы неправильны, но довольно недостоверны и легко оспоримы.

«Астрономическая» версия, выдвинутая учеными МГУ, словно дополняет новейшую дату распятия Христова, вот только по ней почему-то казнь Иисуса выпадает на 1086 год.

Как же была выведена вторая дата? В Священном писании описывается, что по рождению Христа в небе засияла новая звезда, указавшая волхвам, шедшим с Востока, путь к «Чудесному младенцу». А время смерти Иисуса описывается так: «…От шестого часа тьма окутала всю землю до девятого» (Матфей 27:45).

Логично, что ученики подразумевали под «тьмой» затмение, и учитывая, что в 1054 году н. э. зажглась новая звезда, а в 1086 (32 года спустя), случилось полное «сокрытие солнца», то произошло оно 16 февраля в понедельник.

Но любые гипотезы могут быть ошибочными, потому что летописи за всю историю можно было с легкостью подделать. Да и к чему нам эти знания? Нужно просто верить в Бога и не подвергать сомнению библейские данные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector