Презентация «священные сооружения» к уроку №13 орк и сэ модуль «основы мировых религиозных культур»
Содержание:
Описание храма
Здание в большинстве случаев имеет крестообразную форму в своем плане. Основной, квадратный зал имел пристройки, в одной из которых располагался алтарь (северная часть), вестибюль (южная часть). Так называемые прирубы строились с восточной и западной частей света и использовались для вспомогательных целей.
Наиболее яркий и богато украшенный главный фасад располагается на южной стороне. Отличительной чертой дацанов Бурятии является вестибюль. Он имеет практическое назначение, а именно, служит своеобразным, отсекающим холодный воздух помещением. В тибетских и монгольских храмах вход в здание осуществляется напрямую с улицы.
Над каждым пристроем (объемом) строится крыша. Изначально ее края имели прямые окончания, однако позже углы начли приподнимать. Периметр строения чаще всего опоясывает галерея, находящаяся на колоннах, по которой осуществляется ритуальный обход. Алтарная северная часть здания не имеет ни окон, ни дверей.
Разновидности ступ
Ступа Лотоса в Лумбини, Непал
В процессе создания ступ, связанных с разными этапами жизни Будды Шакьямуни, в традиции тибетского и индийского буддизма сложилось восемь типов, отличающихся друг от друга определёнными архитектурными деталями. У всех восьми ступ нижняя часть, включая «Львиный трон», и верхняя часть, от «Тре» и 13 колец, одинаковы. Средняя часть может иметь различные формы. Для строительства каждой ступы существуют особые каноны. Названия и символика восьми классических форм тибетских ступ связаны с жизнью Будды:
1) Ступа Лотоса. Первая ступа данного вида построена ещё при жизни Будды Шакьямуни и стояла в Лумбини. Главная часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.
Ступа Примирения в Элисте, Калмыкия
2) Ступа Просветления или Ступа Победы над всеми препятствиями. Впервые построена Дхарма-королём Бимбисарой в Бодхгайе после Просветления Будды. Важнейшая форма из всех восьми. Символизирует цель буддийского пути — полное Просветление. Это означает освобождение от всех мешающих чувств, как и от тенденции их иметь и раскрытие всех способностей ума, особенно совершенной мудрости Будды. Она является одновременно символом преодоления всех препятствий, всех завес.
3) Ступа Мудрости или Ступа 16 ворот. Была построена в связи с первыми поучениями Будды, которые он дал в Сарнатхе — о Четырёх благородных истинах.
4) Ступа Чудес. Будда переубедил последователей неправильных взглядов с помощью чудес. Эта форма была построена человеком по имени Лисаби в Шравасти.
5) Ступа Схождения с небес Тушита. Будда дал поучения своей матери в мире богов на небесах Тушита. Схождение из этого мира символизируется многими ступенями этой ступы, которая возникла в Шанкасе.
6) Ступа Примирения или Ступа Единства. Девадатта, двоюродный брат Будды, создавал трудности внутри сообщества практикующих. В связи с примирением была сооружена эта ступа в Раджгире.
7) Ступа Совершенной победы. Незадолго до своей смерти Будда продлил свою жизнь по просьбе учеников на 3 месяца. Это произошло в Вайшали.
8) Ступа Паринирваны. Эта форма символизирует вхождение в паринирвану в Кушинагаре. Главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды.
У всех восьми ступ нижняя часть до Львиного трона и верхняя часть после колец одинаковы. Середина имеет разные формы. В случае Ступы Лотоса, например, она состоит из лотосов.
Помимо приведённой выше, наиболее распространённой классификации, с развитием буддизма стали выделяться и другие виды ступ. Так, выделяют мемориальные (уддешика) и реликварные ступы.
Мемориальные ступы возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, его последним рождением на земле, жизнью последующих буддийских учителей, важными вехами истории Сангхи, трагическими событиями, а также могут быть посвящены уважаемым людям.
Реликварные ступы бывают двух видов:
- Шарирака — ступы, построенные над телесными останками,
- Парибходжика — те, где реликвиями служат предметы, которыми просветлённые пользовались при жизни.
К числу реликварных относятся практически все ступы, построенные по тибетским традициям, поскольку реликвии реализованных учителей выступают необходимой частью содержимого ступы.
Четыре ступы, связанные с чудесами
К вышеперечисленным 4 местам паломничества впоследствии добавились еще 4, связанные с чудесами, которые совершил Будда. Это Вайшали, Санкасья (Шинкаси), Шравасти и Раджгир. В последнем Будда усмирил взбесившегося слона. Животное наслал на него Девадатта, его двоюродный брат.
Буддийская Ступа единства, или примирения, была сооружена в честь примирения сангхи. Здесь же после ухода Будды состоялся Первый буддийский собор. На нем были зафиксированы тексты Винаи и Сутр.
Ступа чудес построена в Шравасти в честь победы, одержанной Буддой над шестью учителями в роще Джетавана, которую ему подарил купец Анатхапиндака. Эти учителя были приверженцами неправильных взглядов. Будда показал двойное чудо. Он поднялся в воздух, где испускал из себя языки пламени и струи воды одновременно, а потом, сидя на лотосе, явил перед ними в небе множество Будд. Этот памятник был возведен неким Лисаби.
В Шинкаси сооружена Ступа схождения Тушита с небес. Будда Шакьямуни повторил практику, которую демонстрировали предшествующие Будды. В соответствии с ней он поднялся на небеса Тушита. Здесь Будда проповедовал Абхидхарму умершей матери, а также 33 божествам вместе с их свитой. После этого он спустился на землю по чудесной лестнице, созданной для него богами Индрой и Брахмой. Символом этого схождения являются многочисленные ступени, представленные на памятнике.
Ступа совершенной победы возникла в Вайшали. Здесь во времена Будды чума опустошала город. Ему удалось остановить ее. Этим Будда вызвал любовь и уважение местных жителей. Когда он вновь посетил Вайшали, обезьяны выкопали для Будды пруд, а также предложили учителю мед. На этом месте раньше была манговая роща, которую куртизанка Амрапали подарила Будде. Здесь он объявил ученикам о том, что скоро уйдет. Однако они попросили его не покидать их. Будда продлил срок своей жизни на три месяца, тем самым победив смерть и время.
Общие сведения
Санчи – небольшая деревня, расположенная в центральном штате Мадхья-Прадеш в 46 км от его административного центра, города Бхопала. Славится большим количеством памятников ранней буддийской архитектуры, самым выдающимся из которых считается Большая Ступа, возведенная в ІІІ ст. до н. э. по распоряжению правителя Ашоки. Являясь наглядным символом Колеса дхармы, она стала не только первым в мире буддийским святилищем, но и послужила прообразом для всех последующих храмов, возводимых в честь прославленного духовного учителя.
Во ІІ ст. до н. э. в начале правления династии Шунгов Великая Ступа в Санчи была практически полностью разрушена. Со временем храм не только восстановили, но и значительно увеличили в размерах. После таких трансформаций старый кирпичный курган оказался внутри каменного, высота которого достигает 17 м, а диаметр составляет не менее 36 м. В течение последующих лет памятник пережил еще несколько изменений – рядом с ним появились 2 огромные колонны и 4 каменных ворот, заменивших собой полуразрушенную деревянную ограду.
Санчи продолжал оставаться крупнейшим центром буддийской культуры вплоть до 12 ст., но как только в центральной части Индии закрепился ислам, все буддийские святыни стали приходить в упадок. Вместе с ними опустел и сам поселок – к концу века он полностью утонул в песках и кустарниках. Возможно, мы так никогда и не узнали бы ни о самой деревне, ни о хранящихся в ней храмах, если бы не генерал британской армии Тейлор, который случайно наткнулся на это место в конце 1819 года. Спустя еще 100 лет здесь оборудовали музей, а в 1989 году все деревенские достопримечательности были внесены в Список ЮНЕСКО.
Перечислить основные части буддистского храма
Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» — у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.
В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь»
Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае — одно и то же. В любом храме живут монахи
Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо.
Пагода, то:, предназначена для хранения останков земного тела Будды. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или под центральным столбом, или на его верхушке.
Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений», ко:до:.
Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.
Начиная с VIII в. при многих храмах стали обустраивать место для почитания «родных богов», ками. Святилище может находиться на территории храма или вне ее.
Для примера можно взять устройство храма «Четырех небесных государей»), одного из самых древних в Японии. В храме может быть несколько пагод, иногда бывает несколько «Золотых залов», но расположены они почти всегда в таком порядке, как на рисунке.
Буддийский обряд в основе своей — это выражение почтения к Трем Сокровищам и обращение к ним как к «прибежищу». В ходе обряда статуи и другие изображения открываются для обозрения, тексты звучат полностью или в отрывках, монахи совместно предаются «сосредоточению», иногда проводят шествие и т.д. «Трем Сокровищам» совершают подношения, и ответом на них служат различные действия, призванные выразить помощь «Трех Сокровищ» их почитателю
Важно, что в обеих ролях — и того, кто прибегает к помощи, и того, кто ее дает, — могут выступать и монахи, и миряне. Обряды имеют общую цель: распространить последствия сострадательных деяний одного человека на множество других существ, уменьшить их страдания, преодолеть заблуждения, и в пределе — помочь каждому существу достичь освобождения
История
Первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей. Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, было возможным лишь сохранить пепел или несгоревшие останки. В ступы помещалось то, что осталось после кремации. Так, постепенно, они превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей.
Первые ступы в буддийском предании
Одна из известнейших сутр Палийского канона — Махапаринирвана-сутра (пали Махапариниббана сутта), посвященная последним дням жизни Будды Шакьямуни, его смерти и событиям вскоре после его кончины, так описывает обстоятельства постройки первых буддийских ступ:
После смерти (махапаринирваны) Будды в Кушинагаре, его тело было кремировано с царскими почестями. После этого, восемь сторон, представлявших разные области Индии, потребовали отдать им священный прах Будды для воздвижения ступы:
- Царь Магадхи Аджаташатру,
- Семейство Личчхави из Вайшали,
- Семейство Шакьев из Капилавасту (семейство, из которого происходил сам Будда),
- Семейство Булы из Аллакапа,
- Семейство Колии из Рамаграма,
- Брахман из Ведхадипа,
- Семейство Маллы из Павы,
- Семейство Маллы из Кушинагара, объявившее остальным сторонам, что, поскольку Будда скончался в их области, они не уступят «ни одной частицы из останков Благословенного».
Спор рассудил брахман Дона, предложив сторонам разделить прах Будды на восемь равных частей, с чем все сразу согласились. По просьбе сторон, Дона произвёл указанное деление. Для построения собственной ступы, он попросил даровать ему сосуд, в котором был кремирован Будда. Его просьбу удовлетворили. После этого, ещё одна сторона — Мории Пиппхаливанские — тоже попросили себе часть праха Будды для возведения ступы. Получив ответ, что «не осталось более частиц святых останков Благословенного», они взяли себе золы из погребального костра.
Таким образом, согласно сутре, было воздвигнуто 10 первых ступ, из них 8 — священным останкам Будды, одна — сосуду в котором кремирован Будда, и одна — золе из погребального костра Будды.
Об этих первых ступах в текущее время мало что известно, в частности, из-за того, что среди остатков древних архитектурных сооружений Индии до сих пор не удалось определить что-либо относящееся к этим ступам.
Дальнейшая история
С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.
Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму и обретали свои особые архитектурные черты.
Ступа Боробудур, Индонезия
Ступа на фоне дворца Потала в Лхасе, Тибет
Строгие каноны строительства ступ сложились в Тибете, где учёными ламами были письменно зафиксированы чёткие пропорции и формы ступ.
Пагода Шести Гармоний в Ханчжоу, Китай
В Китае роль ступ выполняли постройки особой формы — пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не точно придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Пагоды, возведенные на вершинах гор и на берегах рек, не только символизировали учение Будды, но и становились украшением окружающего ландшафта, объектами созерцания.
Ступа Шведагон в Янгоне, Мьянма
В Таиланде, Бирме и других странах Юго-Восточной Азии, где распространён буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде: храм—пагода. В некоторых странах Юго-Восточной Азии понятия пагоды и ступы означают храм, в других — пагоды и ступы отличают друг от друга. Обычно формы тайских и бирманских ступ — конусообразные, с более скошенными углами. Одной из самых известных пагод такого типа является Шведагон — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма.
В Тибете, Бутане и некоторых других местах также получили распространение «упрощённые» ступы, в архитектуре которых не видно чётких пропорций и всех элементов восьми традиционных ступ. Эти сооружения больше походят на небольшие домики без двери, на крыше которых расположен ещё один «домик» с Будда-аспектом. Иногда сверху добавляется традиционный шпиль с тринадцатью кольцами.
Архитектура
Уже ранние ступы (Большая ступа в Санчи, III—II вв. до н. э.) имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Обычная техника сооружения ступы — облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре ступы часто применяются раскраска и позолота.
В ступах тибетского типа на вершину устанавливают соёмбо — символ огня, солнца и луны.
Пять первоэлементов
Своей внешней формой ступа символизирует пять первоэлементов: квадратная часть — первоэлемент земли, круглая часть (ваза) — первоэлемент воды, треугольная часть (кольца) — первоэлемент огня, полумесяц наверху — первоэлемент воздуха, а солнце — первоэлемент пространства. Весь внешний мир и наше собственное тело состоят из этих пяти первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха и пространства. Познание чистой формы этих пяти первоэлементов означает познание пяти чистых аспектов тела и ума. В Алмазном Пути постигаются пять подруг Дхьяни-Будд в пяти Будда-Семействах и так обретается Просветление.
Новая архитектура
Сегодня храмы буддистов России несколько отличаются от тех, что строили на заре появления этой религии на территории Российской империи. Связано это с тем, что в конце 19 века архитектура таких сооружений несколько изменилась. У новых дацанов план здания был приближен к квадратной форме, само строение возводилось в виде ступенчатой пирамиды, имеющей колоннады и галереи на верхних ярусах (этажах).
Крыша имела загнутые вверх углы (китайский тип) и яркую полихромию (многоцветность окраски), они стали отличительной чертой новых храмов. В интерьерах здания использовалась дорогая отделка по тибетскому принципу. Также новые дацаны выделяются большим количеством колонн, опоясывающих галерею. Сама архитектура храма является символом божественного тела Будды.
Священные места и сооружения буддизма
Священные сооружения буддизма называются Дацан.
Они включают в себя все необходимые здания для жизни монахов, а также объекты поклонения:
- Ступы.
- Скульптуры и статуи божеств.
- Хурдэ (религиозные барабаны).
Приверженцы буддизма ходят в Дацан не только для молитв. Сторонники древнего учения могут пообщаться здесь с ламой, спросить совета и получить ответа на интересующие вопросы.
Отличительной чертой буддистских храмов является наличие многоуровневых крыш, со свисающими над землей скатами, позолоченных столбов и изображений мифических животных.
Правила посещения
Прийти в буддистский храм может каждый человек независимо от его религиозных воззрений.
Но посещая подобные места необходимо придерживаться ряда простых правил:
- Отключить электронные устройства.
- Снять головной убор (касается мужчин и женщин).
- Прикрыть одеждой руки и ноги.
- Рюкзаки и сумки следует держать в руках.
На территории священного сооружения запрещено распитие спиртных напитков. Также запрещается посещать храмы в нетрезвом виде.
После того, как человек попадает во внутреннюю часть строения ему необходимо пройти обряд очищения.
Для этого следует обойти храмовый комплекс по периметру и обязательно в направлении вращения часовой стрелки. В процессе прохождения по маршруту необходимо вращать молитвенные барабаны.
Только после этого посетители могут получить доступ к главной достопримечательности Дацан или попасть в центральное здание храма.
Храм Хэинса
Расположен на горе Каясан в корейской провинции Кенсан-Нандо. Храм был впервые построен в 802 году. По одному из вариантов его основателями были Иджон и Сунын. После возвращения из длительного странствия по Китаю эти два монаха вылечили от тяжелой болезни супругу корейского чиновника. И тот выразил свою благодарность Будде путем строительства Дацан.
Сегодня храм Отраженный в спокойном море (Хэинса) является одним из самых значимых центров развития буддийского учения Сон. На территории комплекса хранится свод священных текстов Трипитака (около 80 тысяч деревянных табличек, с записанной на них мудростью буддизма.
Пха Это Луанг
Буддистское священное сооружение считается одним из самых значимых культурно-исторических памятников Лаоса. Расположен храм в 4 км. к северо-востоку от столицы государства. Изображение священного строения находится на гербе этой восточноазиатской страны.
Буквальный перевод Пха Это Луанг или Тхат Луанг означает Великая Ступа. Согласно источникам из местных легенд храм был основан в III в. до н. э. индийскими миссионерами. По одному из сказаний монахи скрыли в стенах здания грудную кость Будды.
Дожившая до настоящего момента Великая Ступа была построена в середине XVI в. во времена правления короля Сетхатхирата.
Однако спустя 200 сотни лет в результате нападений со стороны Бирманских и Сиамских вооруженных сил храм был значительно поврежден. Лишь в 1900 году восстановлением сооружения занялось французское правительство. А в 1995 году в честь 20 летнего юбилея образования Лаосской Народной Демократической Республики Пха Это Луанг был отреставрирован в последний раз.
Сегодня Великая Ступа представляет собой трехуровневую пирамиду:
- 1 уровень символизирует материальный мир. Вдоль практически квадратного основания 68х69 м располагаются священные камни (323 штуки). Также здесь находятся 4 зала для молебен и лестницы.
- 2 уровень и 30 малых Ступ, расположенных по периметру, являются символом буддийских добродетелей. Этот уровень имеет квадратную форму с длинной стороны 48 м.
- На 3 уровне располагается Большая Ступа, высотой 45 м.
Тодай Дзи
Священные сооружение буддизма в Японии главным образом знамениты благодаря этому храму, расположенному в городе Нара.
Тодай Дзи считается самым большим деревянным строением во всем мире и является центром развития учения Кэгон.
Храм был построен в 745 году н.э. по приказу императора Сёму. В 743 году он издал указ о том, что жители его земель должны построить гигантскую статую Будды для собственной защиты.
Тодай Дзи — священное сооружения буддизма в Японии
В строительстве приняли участие более 2 млн. человек. Высота статуи, которая по настоящий момент является основной достопримечательностью Тодай Дзи, составила почти 15 м. Претерпев несколько реконструкций храм приобрел современный вид 1709 году.
Окрестные территории Тодай Дзи представляют собой олений парк. По ней беспрепятственно гуляют животные. На площади комплекса располагаются знаменитые февральский и мартовский павильоны (Нигацу-до и Сонгацу-до соответственно).
Ступы в Индии и за ее пределами
Все указанные выше места паломничества, а также великие реликварные ступы находятся в Северной Индии. Именно здесь жил и распространял свое учение Будда. После того как в 3 в. до н. э. эти места посетил император Ашока, паломничества сюда приобрели большое общественное значение. Позднее Ашока построил множество ступ по всей территории Индии. Наиболее древние из тех, которые сохранились поныне, находятся в Бхархуте и Санчи (Индия), а также в Непале и Патане. Кроме того, они возводились в Гандхаре (территория современных Афганистана и Пакистана).
Ступа в Санчи, фото которой представлено выше, находится в нескольких километрах от г. Бхопал. Она считается самым древним из архитектурных сооружений Индии, сохранившихся в наше время и относящихся к буддизму. Ступа в Санчи имеет полусферическую форму. У нее нет внутреннего помещения. Эта ступа находится на круглом цоколе, диаметр которого составляет 31 м. Кроме того, имеется терраса, на которой раньше проводились церемонии.
Интересна также ступа Боробудур. Боробудур – это древнейший храм буддизма, созданный около 7-9 вв. (фото его представлено выше). Он находится на о. Ява, в 50 км от г. Джокьякарта (Индонезия). Боробудур – самая посещаемая достопримечательность этой страны. Этот храм, в отличие от других, возведенных на плоской поверхности, построили на холме. Согласно одной из версий, он находился в центре озера. Существует теория, согласно которой Боробудур, отражаясь в его зеркальной глади, символизировал цветок лотоса. Практически в каждом произведении искусства, относящемся к буддизму, видны цветы лотоса. Будда часто восседает на троне, который имеет вид распустившегося цветка. На ступах Боробудура, а также многих других храмов видны лепестки этого растения.
Как вы видите, не только в Индии были построены ступы. Неудивительно, ведь культура буддизма распространена повсеместно. В нашей стране, кстати, тоже можно их найти. Одна из них – ступа Лонгсал. Она была построена совсем недавно, в октябре 2012 года. Эта буддийская ступа находится в центре Ижевска, недалеко от Карлутской площади.
Знаменитые духовные наставники в буддизме
Истинными наставниками буддизма считаются те, которые происходят от Будды по непрерывной цепи реализовавшихся мастеров и знатоков учения.
Будда Шакьямуни
Является родоначальником религиозного течения.
Живший 2,5 тыс. лет назад в северной части Индийского субконтинента Будда достиг просветления. То есть методом медитации смог понять и осознать истинную природу материального мира. Тем самым он смог избавиться от недостатков и раскрыть свой внутренний потенциал.
Всю свою жизнь Будда посвятил преподаванию методов, с помощью которых каждый человек способен избавиться от проблем.
Нагарджуна
Был основоположником одного из течений буддизма под названием мадхьямаки. Жил Нагарджума примерно во II н.э. Он проповедовал своим последователям глубинное видение пустоты. Составленные им тексты и направление буддизма Срединного пути позволяют сторонникам учения сегодня наиболее глубоко трактовать понятие реальности.
Арьядева
Был родом из королевской семьи, правившей на Шри-Ланке в начале современного летоисчисления. Родился и жил Арьядева ориентировочно с середины II по начало III вв. н. э.
Он был последователем Нагарджуна, сопровождал его во всех странствиях и изучал буддистские пергаменты. После смерти последнего Арьядева стал его приемником и продолжил проповедовать учение махаяны.
Шантидева
Родившись в VIII в. н. э. в царской семье Шантидева отказался вступать на престол и ушел в джунгли для проведение духовных практик и медитации. После долгих лет практики он нашел просветление и только тогда вышел к людям.
Шантидева был автором, сохранившихся в тибетских традициях по настоящий момент, практик ботхисаттвы.
Атиша
Атиша жил в период с 982 по 1054 года и был воспитанником Индонезийской буддистской школы милосердия. После чего принес это учения в Индию повторно. После этого его пригласили в Тибет для возрождения данной школы. Атиша стал родоначальником буддистской традиции Кадам.
Гампопа
Гомпопа являлся основным учеником тибетского йогина Миларепы. В своём труде «Драгоценном украшении освобождения» он свел воедино практики ума с традициями кадам и учениями махамудры. Годы его жизни с 1079 по 1153.
Цонкапа
Цонкапа (с 1357 по 1419 годы) – это основоположник традиции гелуг, которая по сей день является господствующей в тибетском буддизме. Его часто называют главным реформатором этой религии. Цонката настаивал на необходимости соблюдения жесткой дисциплины среди монахов, а также сумел верно разъяснить многие сложные вопросы, связанные с философией буддизма.
Ценшаб Серконг Ринпоче
Священные сооружения буддизма в Индии, построенные в начале ХХ в, были возведены при активном содействии Ценшаб. Он также был сподвижником Далай-Ламы, помогал ему в философских дебатах и был его наставником. Живший в период с 1914 по 1983 годы Ценшаб Серконг Ринпоче дважды отправлялся в путешествия по всему миру с целью проповедовать учения буддизма.
Выводы:
В основании Боробудур — правильный квадрат со стороной в 108 м.
Данная планировка используется в медитативных практиках индуизма, буддизма для усиления процессов внутренней концентрации при медитации.
При строительстве храма строителями были заложены цифры 7, 72. Это говорит о знаниях, имеющихся на то время.
Неудивительно, что храмовый комплекс находится под защитой ЮНЕСКО, то есть «законсервирован» для исследований.
Если посмотреть на план Боробудура сверху, то можно увидеть, что он представляет собой завешенную мандалу.
Храм имеет 8 ярусов – 3 квадратных и три круглых. На верхнем ярусе расположена большая “ступа” – колоколовидный памятник, внутри которого находится статуя Будды.
Боробудур расположен примерно в 2 439,85 км (1 516,05 мил.) от Ангкор-Вата.
Если посмотреть на взаимное расположение некоторых древних религиозных центров с северного полюса, тоже можно заметить интересные зависимости.
На самом верхнем ярусе 72 малые колоколообразные башни в виде ступ расположены вокруг большой центральной.
Между Мендутом и Боробудуром находится небольшой чанди Павон: на расстоянии примерно 1150 метров от Мендута и 1750 метров от Боробудура
Расположение построек подтверждает золотое сечение.
Обратим внимание и на такой факт. Когда-то давно медитация «Пирамида» была общеизвестной техникой самосовершенствования в человеческом обществе, одной из базовых техник по наработке глубинных ощущений, чувственной связи Личности с Душой
Но постепенно, чем больше происходил процесс материализации сознания общества, эту медитативную технику, как впрочем, и многое другое из духовных Знаний, стали забывать, утрачивать, а порой и специально уничтожать даже упоминания о ней
Пока истинные духовные Знания были в обществе, их передавали следующим поколениям в виде символов, как самое важное и само собой разумеющееся в миропонимании человека. Например, символическим обозначением медитации «Пирамида»
Книга «Аллатра» стр. 529:
Видео, Боробудур. о. Ява. Индонезия:
Литература:http://loveopium.ru/aziya/borobudur.htmlhttp://zhistory.org.ua/histryd/borobud.htm
Подготовил: Максим Перепелица (Украина)