Рустем паша

Немного истории

Rustem Pasa Camii возведена на средства османского великого визиря. Человека, известного истории прежде всего тем, что он был супругом дочери султана Сулеймана Первого – Михримах.

Паша в исторических записях показан личностью с весьма сложным, неоднозначным характером. Из-за своих личностных качеств он имел в империи больше врагов, нежели друзей. Недоброжелатели паши тщательно выискивали в постройке недостатки и изъяны. Она казалась им недостаточно роскошной и великолепной.

Но история расставила всё по своим местам. Возрастающий среди туристов интерес к мечети явно свидетельствует об уникальной красоте этого строения.

Стройка затянулась с 1550 года до 1562. Руководил постройкой известный в те времена придворный архитектор. Родственные узы с султаном сделали своё дело. Постройка была едва ли не государственным делом. К сожалению, сам инициатор постройки — Рустем-паша до открытия мечети не дожил, скончавшись на шестьдесят первом году жизни (в 1561 г).

Отношения с Михримах Султан

Конечно, можно смело сказать, что их брак был по расчету. Но он не был таким уж печальным, каким нам его показали в сериале Великолепный век. Михримах султан и Рустем-Паша очень уважали друг друга. Михрима-султан была хорошо воспитана, обладала кротким характером и умела справляться с ревнивым нравом своего мужа.

Жили они душа в душу. Оба были очень набожными людьми. Михримах знала Рустема с самого детства, ведь он был наставником её родных братьев. У них было много общих увлечений. Рустем занимался политическим и финансовым образованием своей молодой супруги. И они оба занимались благотворительностью. Михримах очень уважала своего мужа. Хоть о огромной любви в истории не идет и речи, с уверенностью можно сказать, что их семейные отношения были очень гармоничными. В этом браке они прожили вместе 22 года, пока Рустем-Паша не скончался.

Правила поведения

При посещении мечети соблюдайте простые правила:

  1. Следует внимательно отнестись к внешнему виду и поведению в этой местной святыне.
  2. Женщинам рекомендуется покрыть голову платком и надеть одежду с длинным рукавом. Юбка должна прикрывать ноги и опускаться ниже колен, а брюки быть свободного кроя.
  3. Мужчинам неприемлемо входить в мечеть в шортах и майке.
  4. Для детей младше 12 лет делается исключение – шорты и майки допустимы.
  5. В мечети принято ходить, сняв обувь на входе, то есть босиком. Для обуви можно взять с собой полиэтиленовый пакет, чтобы было удобно носить её с собой.
  6. Посещение мечети осуществляется в период между молитвами, чтобы не беспокоить верующих. Мусульмане входят молиться в мечеть 5 раз в сутки. Об этом нужно помнить!
  7. Также в любое время в здании мечети могут находиться молящиеся люди. Следует ходить внутри аккуратно и медленно. Нельзя проходить перед молящимися людьми, лучше обойти их сзади. А также нельзя разговаривать громко, или смеяться.
  8. Зато приятным бонусом будет возможность унести с собой на память отличные фотоснимки. В мечетях разрешено фотографировать, при условии, что вы никого не побеспокоите и не нарушите порядок.

Отдельно хочется напомнить, что в мусульманских странах не принято фотографировать женщин — карается штрафом, так как считается оскорблением. Мужчин можно фотографировать только с их согласия. Также штрафуют за появление в общественных местах в нетрезвом виде. Это чревато не только штрафом, но и арестом, или депортацией.

Хотя Турция довольно лояльна к поведению наших туристов, но всё же не стоит обострять ситуацию на ровном месте. Вы находитесь в мусульманском государстве. Не забывайте об этом.

Уважайте культуру посещаемой Вами страны! Обогащайтесь ею. Впитывайте новое, не нарушая традиций. И тогда на память о поездке останутся не только качественные фотографии, но и самые приятные, тёплые впечатления.

Не годится

Пойдет

Отлично

Краткая история

Рустем-паша

Инициатором возведения храма выступил Рустем-паша — талантливый государственный деятель, дослужившийся до звания великого османского визиря. Но более всего он известен своим браком с единственной дочерью Сулеймана Великолепного Михримах.

Рустем-паша слыл весьма непростым человеком, имевшим множество злопыхателей, но именно он помог жене падишаха Роксолане раскрыть заговор старшего сына султана Мустафы против отца. Узнав о предательстве, османский владыка отдал приказ задушить Мустафу и казнить всех его сыновей. После этих событий падишах, удрученный произошедшим, отдалился от визиря, но вскоре сменил гнев на милость. За время своей государственной деятельности Рустему-паше удалось скопить немало средств, в основном за счет взяточничества, что, в общем-то, считалось обычным явлением в те времена.

Мечеть Сулеймание

Часть накопленных сумм визирь тратил на благотворительность и постройку общественных сооружений. В 1550 году паша решает возвести мечеть и для осуществления своей задумки приглашает именитого османского зодчего Мимара Синана, который за четыре года до этого построил великую мечеть Сулеймание для самого султана. Но визирю не суждено было увидеть готовое сооружение: он умирает в 1561 году, за год до окончания строительства мечети. Многие недоброжелатели Рустема-паши уже после порицали его за скупость в убранстве здания, считая, что святыня должна выглядеть более роскошно и величественно.

Сегодня мечеть Рустема-паши в Стамбуле является действующим храмом, где ежедневно проходят богослужения. Но многие туристы просто игнорируют данную достопримечательность. Возможно, это обусловлено месторасположением мечети: во-первых, она находится несколько удаленно от основных исторических объектов города, во-вторых, найти вход в здание достаточно проблематично. Но при посещении Стамбула посмотреть на святыню однозначно стоит, ведь ее интерьер затронет сердца даже самых искушенных путешественников.

Примечания

  1. ↑ , p. 640.
  2. ↑ , pp. 800—802.
  3. ↑ , pp. 471—472.
  4. ↑ , p. 21.
  5. , p. 215.
  6. ↑ , pp. 377—378.
  7. ↑ , pp. 288—290.
  8. , pp. 343—344.
  9. ↑ , p. 317.
  10. ↑ , p. 314.
  11. , p. 303.
  12. , p. 80.
  13. , pp. 961—977.
  14. , p. 224.
  15. ↑ , p. 327.
  16. , p. 198.
  17. , p. 86.
  18. ↑ , p. 315.
  19. , p. 132.
  20. , p. 67.
  21. , p. 159.
  22. , p. 423.
  23. , p. 715.
  24. , p. 144.
  25. Gencay Zavotçu. Bir Ölümün Yankıları ve Yahyâ Bey Mersiyesi. Echoes Of One Killed And Yahyâ Bey’s Elegy (тур.) // Atatürk Üniversitesi Türkiyat Araştırmaları Enstitüsü Dergisi. — 2007. — C. 14, num. 33. — S. 69–80.
  26. , p. 63.
  27. , p. 1149.
  28. , p. 36.
  29. , p. 37.
  30. , p. 232.
  31. , p. 188.
  32. , p. 31.
  33. , p. 190.
  34. , p. 56.
  35. , p. 2277.
  36. , p. 29.
  37. , p. 133.
  38. ↑ , pp. 89—103.
  39. , p. 55.
  40. , p. 39.
  41. , p. 386.
  42. ↑ , pp. 94—101.
  43. , p. 151.
  44. , p. 276.
  45. Ernst Petritsch.  (нем.) (недоступная ссылка). Archivalien des Monats. oesta.gv.at (01.06.2010). Дата обращения 20 апреля 2016.

  46. , p. 157.
  47. , p. 314.
  48. , pp. 316, 329.
  49. , pp. 316, 578.
  50. , p. 321.
  51. ↑ .
  52. , pp. 377—378.
  53. , p. 83.
  54. , p. 416.
  55. , p. 297.
  56. , p. 302.
  57. , table XXXI.
  58. , p. 102.
  59. , p. 202.
  60. Hürrem Sultan (англ.) на сайте Internet Movie Database
  61. «Великолепный век» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Другие достопримечательности Стамбула, Турция

Собор Святой Софии (Ая-Софья)

25 отзывов

Голубая мечеть (Мечеть Султанахмет)

24 отзыва

Дворец Топкапы

20 отзывов

Гранд базар (Капалы Чарши)

12 отзывов

Мечеть Сулеймание

10 отзывов

Галатская башня

10 отзывов

Дворец Долмабахче

10 отзывов

Пролив Босфор

2 отзыва

Стамбульский археологический музей

6 отзывов

Истиклал авеню

5 отзывов

Парк Гюльхане

6 отзывов

Монастырь Хора (Музей Карие)

4 отзыва

Галатский мост

5 отзывов

Цистерна Базилика

9 отзывов

Ипподром

5 отзывов

Босфорский мост

6 отзывов

Пристань Эминеню

6 отзывов

Площадь Таксим

4 отзыва

Современный музей Стамбула

3 отзыва

Миниатюрк

4 отзыва

Характер этого имени

Рустем любит общение и умеет находить общий язык с любым человеком. Он часто пытается быть лидером, навязать свою волю сверстникам. Ему очень нравится командовать, вести за собой. Мальчик формирует свой круг общения самостоятельно. С самых ранних лет он очень избирательно относится к людям.

С детства Рустем очень вспыльчив, но его друзья это понимают и стараются прощать ему эту особенность характера. Мальчик может нагрубить кому-то без особого повода, но всегда признает свои ошибки.

Характер мальчика сложен и для родителей. Он очень непослушный ребенок, довольно упертый и эгоистичный. Он всегда делает всё так, как удобно ему. Помимо этого, он смел и импульсивен, что лишь добавляет масла в огонь. Мальчик часто принимает спонтанные решения, которые идут вразрез с мнением окружающих. Несмотря на это, он весьма уважителен к своим родителям, особенно к отцу, на которого предпочитает равняться во всем, кроме характера.

От чего умер Рустема-паша

В сериале Великолепный век Рустем-Паша умирает от рук Атманджи, которого ночью во дворец впустила сама Михримах, чтобы отомстить ему за предательство Баязида. В реальности такого вовсе не было. А данная экранизация лишь выдумка сценаристов.

До сих пор никто не знает от чего на самом деле умер Рустем-Паша

Историки пишут, что в последние годы своей жизни он неважно себя чувствовал. По некоторым сведениями причиной его смерти могла стать водянка

Говорили также, что умереть он мог от простой простуды. Была даже теория отравления, как месть за смерть шехзаде Мустафы. Но эта версия ничем не подтверждается.

Как посетить?

Адрес:Rüstem Paşa Cami, Rüstem Paşa Mh., 34116 Fatih/İstanbul, Турция.
Если нужно, можно позвонить по телефону: +90 (212) 526-73-50.

Чтобы посетить Rustem Pasa Camii (мечеть Рустем Паша) можно воспользоваться услугами городского такси или скоростного трамвая — линия Т1 соединяющая Кабаташ и Бааджилар. Имейте в виду, что с помощью Т1 также легко добраться в аэропорт Ататюрка.

Трамвай ходит с 6 часов утра до 12:00 часов ночи. По жетону проезд стоит 4 лиры. Жетоны покупаются на остановках. Предусмотрены специальные автоматы для их продажи.

Кабаташ — крупная транспортная развязка. Здесь конечная остановка у многих автобусов. Кабаташ с площадью Таксим связывает фуникулер. С фуникулера можно пересесть на ветку стамбульского метро М2. Вблизи от остановки скоростного трамвая находится большой причал (второй по счету) для пароходов, которые перевезут вас в азиатскую часть Стамбула и Принцевы острова.

С Кабаташ нужно добраться до остановки трамвая Эминёню в Старом городе. Рядом с остановкой находится Египетский базар и Новая мечеть. Причем базар расположен посередине между обеими мечетями — Новой и Рустем Паша.

Чтобы безошибочно и быстро отыскать Рустем Паша воспользуйтесь подсказкой местных жителей. Вход в мечеть Рустема ведет через маленькую дверь вверх по лестнице. Если стоять спиной к площади Эминёню, он будет правее.

Подходить пешком к мечети со стороны набережной лучше держась правой стороны. При этом если вас смущает толчея, можно обойти рынок стороной.

Стоит отметить, что Эминёню также крупный транспортный узел. Множество автобусных маршрутов к Вашим услугам. Еще отсюда, как и с Кабаташ ходит паром на азиатскую часть Стамбула. Мечеть открыта целый день, но посещают её туристы только во время между молитвами. Так здесь принято.

Литература

  • Altundağ, Şenol; Ş. Turan. Rüstem Pasha // İslâm Ansiklopedisi. — 1932. — Vol. 9. — P. 800—802.
  • Gelibolulu Mustafa Âlî. Künhü’l-Ahbâr. — Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi, 2009. — P. 423. — ISBN 978-975-16-2225-9.
  • Mehmed Süreyya. / haz. Nuri Akbayar. — Tarih Vakfı Yurt Yayınları, 1996. — 345 p. — ISBN 9753330383. — ISBN 9789753330381.
  • Mehmed Süreyya. Sicill-i osmanî / haz. Nuri Akbayar. — Tarih Vakfı Yurt Yayınları, 1996. — 345 p. — ISBN 9753330383. — ISBN 9789753330381.
  • ʿOs̲mān-zāde Tāʾib Aḥmed. Ḥadīḳat ül-vüzerā. — Istanbul: Cerīde-ʾi Ḥavādis̲ Maṭbaʿası, 1854.
  • Schmidt, Jan. Pure water for thirsty Muslims: a study of Muṣṭafā ʿĀlī of Gallipoli’s Künhü l-aḫbār. — Leiden, 1991. — P. 159.
  • Şemseddīn Sāmī. Ḳāmūs ül-aʿlām. — Istanbul: Mihrān Maṭbaʿası, 1891. — Т. 3.
  • Tietze, Andreas. Mustafā ‘Ālī’s Councel for Sultans of 1581. — Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1979. — P. 67. — 165 p.
  • Topaloğlu, Aydın. Yaşamları ve Yapıtlarıyla Osmanlılar Ansiklopedisi. — İstanbul: Yapı Kredi Kültür Sanat Yayıncılık A.Ş., 1999. — P. 471—472.
  • Woodhead, Christine. // Encyclopaedia of Islam. — Second Edition. — 1954. — Vol. 8. — P. 640.

Литература

  • Altundağ, Şenol; Ş. Turan. Rüstem Pasha // İslâm Ansiklopedisi. — 1932. — Vol. 9. — P. 800—802.
  • Gelibolulu Mustafa Âlî. Künhü’l-Ahbâr. — Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi, 2009. — P. 423. — ISBN 978-975-16-2225-9.
  • Mehmed Süreyya. / haz. Nuri Akbayar. — Tarih Vakfı Yurt Yayınları, 1996. — 345 p. — ISBN 9753330383. — ISBN 9789753330381.
  • Mehmed Süreyya. Sicill-i osmanî / haz. Nuri Akbayar. — Tarih Vakfı Yurt Yayınları, 1996. — 345 p. — ISBN 9753330383. — ISBN 9789753330381.
  • ʿOs̲mān-zāde Tāʾib Aḥmed. Ḥadīḳat ül-vüzerā. — Istanbul: Cerīde-ʾi Ḥavādis̲ Maṭbaʿası, 1854.
  • Schmidt, Jan. Pure water for thirsty Muslims: a study of Muṣṭafā ʿĀlī of Gallipoli’s Künhü l-aḫbār. — Leiden, 1991. — P. 159.
  • Şemseddīn Sāmī. Ḳāmūs ül-aʿlām. — Istanbul: Mihrān Maṭbaʿası, 1891. — Т. 3.
  • Tietze, Andreas. Mustafā ‘Ālī’s Councel for Sultans of 1581. — Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1979. — P. 67. — 165 p.
  • Topaloğlu, Aydın. Yaşamları ve Yapıtlarıyla Osmanlılar Ansiklopedisi. — İstanbul: Yapı Kredi Kültür Sanat Yayıncılık A.Ş., 1999. — P. 471—472.
  • Woodhead, Christine. // Encyclopaedia of Islam. — Second Edition. — 1954. — Vol. 8. — P. 640.

Литература

  • Altundağ, Şenol; Ş. Turan. Rüstem Pasha // İslâm Ansiklopedisi. — 1932. — Vol. 9. — P. 800—802.
  • Gelibolulu Mustafa Âlî. Künhü’l-Ahbâr. — Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi, 2009. — Т. 4. — P. 423. — ISBN 978-975-16-2225-9.
  • Mehmed Süreyya. / haz. Nuri Akbayar. — Tarih Vakfı Yurt Yayınları, 1996. — Т. 2. — 345 p. — ISBN 9753330383. — ISBN 9789753330381.
  • Mehmed Süreyya. Sicill-i osmanî / haz. Nuri Akbayar. — Tarih Vakfı Yurt Yayınları, 1996. — Т. 3. — 345 p. — ISBN 9753330383. — ISBN 9789753330381.
  • ʿOs̲mān-zāde Tāʾib Aḥmed. Ḥadīḳat ül-vüzerā. — Istanbul: Cerīde-ʾi Ḥavādis̲ Maṭbaʿası, 1854.
  • Schmidt, Jan. Pure water for thirsty Muslims: a study of Muṣṭafā ʿĀlī of Gallipoli’s Künhü l-aḫbār. — Leiden, 1991. — P. 159.
  • Şemseddīn Sāmī. Ḳāmūs ül-aʿlām. — Istanbul: Mihrān Maṭbaʿası, 1891. — Т. 3.
  • Tietze, Andreas. Mustafā ‘Ālī’s Councel for Sultans of 1581. — Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1979. — Т. 1. — P. 67. — 165 p.
  • Topaloğlu, Aydın. Yaşamları ve Yapıtlarıyla Osmanlılar Ansiklopedisi. — İstanbul: Yapı Kredi Kültür Sanat Yayıncılık A.Ş., 1999. — Т. 3. — P. 471—472.
  • Woodhead, Christine. // Encyclopaedia of Islam. — Second Edition. — 1954. — Vol. 8. — P. 640.

Внешность и оценка личности

Миниатюра из книги “Сулейман-наме”. Изображение Рустема-Паши

Вероятно, в  мире не существует ни одной иллюстрации с его изображением. Пожалуй,  кроме одной. И то не факт, что это именно Рустем паша. Это Миниатюра из книги “Сулейман-наме”. Считается что на ней как раз изображен Рустем-паша. Но этот рисунок никак не раскрывает нам его личности.

О его внешности, характере и его влиятельности немного написал один венецианский посол:

Историки нашего времени пишут о нем, что он был довольно неоднозначным человеком, умеющим мастерски плести интриги в мире политики. И в то же время они говорят, что он был неподкупен и не вовлекался в коррупцию. Но не смотря на их утверждения, существуют записи, судя по которым можно понять, что Рустем-Паша на протяжении всей своей жизни обвинялся во взяточничестве. Историки Османской империи в XVI—XVII писали о нем как о человеке корректном, благочестивом, обладающим трезвым умом. По их утверждениям, он умел признавать собственные ошибки и избегал из повторения. Единственная критика в его адрес с их стороны – нелюбовь к поэтам и дервишам. За нелюбовь к поэтам он стал жертвой стихотворных насмешек Ташлыджалы.

Османский народ считал его виновным в смерти шехзаде Мустафы. Были те, кто называл его визирем-дьяволом. Винили в скупости и жадности. Народ не любил его и это чувство подогревалось произведением Ташлыджалы, в котором автор открыто обвинял Рустема в смерти Мустафы. За эту дерзость Ташлыджалы и был изгнан из столицы.

Дипломаты и путешественники из Европы, которые виделись с Рустемом-пашой, отметили  его проницательный ум, угрюмость и грубость. Он часто обвинялся с их стороны во взятках и воровстве. Гости столицы тоже считали его жадным и всегда ищущим личную выгоду, в том числе и денежную. Европейцы тоже придерживались общего мнения о его причастности к смерти шехзаде Мустафы.

Рустема-Пашу многие не любили настолько, что даже сочинили про него анекдот о том, как он заполучил благосклонность султана и женился на Михримах.

По легенде у Рустема-Паши были противники, желавшие помешать ему женится на дочери султана. Они пустили слух о том, что он болен проказой. Султан Сулейман велел выяснить, так ли это на самом деле. И во время осмотра Рустема-Паши один из лекарей обнаружили на нём вошь. Так словосочетание “вошь удачи” прилипло к Рустему.

Рустем-Паша, Хюррем султан и Михримах султан объединились в компанию, которая могла воздействовать на Падишаха. Хюррем как жена, Михримах как любимая дочь, Рустем как  Великий визирь и уже как зять.

Рустем-Паша был хорошим финансистом, что Сулейман очень ценил в нём. Он мог приумножить казну империи в несколько раз

Это было очень важно для османского государства, ведь военные походы, строительство, благоустройство города и снабжение городов водой требовали крупных денежных затрат

Сам Рустем тоже был очень богат. Отчасти благодаря своей должности. Он контролировал все финансовые передвижения. В его владении находились многочисленные поместья, где он возрождал и расширял сельское хозяйство.  Выгоду для себя он сумел извлечь и из развивающейся торговли с Индией и Европой.

За ним числилось несколько усадеб, многочисленное хозяйство и фонды. Ему принадлежало 1700 рабов, тысячи верблюдов и лошадей. Среди его богатств были золоченые стремена, броня, золоченые оружия и прочие золотые вещи. У него было много золотых и серебряных монет, драгоценных камней, дорогих ковров и более пяти тысяч книг.

Именно при Рустеме-Паше вошла в моду практика подарков, которая постепенно перешла в тенденцию покупки государственных должностей.

Самым успешным достижением Рустема-Паши можно считать заключение им мирного договора с Карлом Габсбургом. По условию этого договора, Османская империя получила 30000 дукатов, Султану Сулейману подарили личного мастера часов, а Рустем принял в подарок охотничьих собак и соколов.

В качестве полководца Рустем-Паша успеха не получил. Отправившись в свой единственный крупный военных поход, он лишился должности Великого Визиря. Это произошло в 1553 году, когда турецкие войска отправились войной на персов. Тогда солдаты отказались подчиняться Рустему, желая видеть своим предводителем шехзаде Мустафу. Об этом узнал Сулейман, который потом казнил Мустафу. После этого поднялись волнения среди янычар и Сулейману пришлось снять Рустема-пашу с поста.

О месте Мечеть Рустем-Паша

Мечеть Рустам Паша в Стамбуле является жемчужиной города, которая еще не затронута огромными потоками туристов. Не слишком посещаемая достопримечательность представляет собой образец османской архитектуры. Возвел мечеть в XVI столетии архитектор Синан, который построил еще и знаменитую мечеть Сулеймание. Стены в храме полностью декорированы редкой керамической плиткой с цветочным орнаментом. Чаще всего встречаются «стамбульские тюльпаны». Такая отделка является показателем богатства и процветания зятя султана Сулеймана — визиря Рустама Паши, ведь повсеместно применяемые тут плитки «İznik»  издавна считались изысканными и самыми дорогими. Но даже такая излишняя расточительность не скрасила всех отвратительных черт характера визиря. Наибольшая историческая «слава»  ему досталась за участие в заговоре с Рокселаной  в настрое Сулеймана против своего любимого сына Мустафы. Как известно, план был успешно осуществлен и бедный Мустафа в 1553 году был задушен на глазах отца. Мечеть можно найти в старой части города. Она находится  в районе Эминёню на площади Новой мечети, неподалеку от Египетского базара. Отправляясь в путешествие в Турцию, стоит обязательно посетить стамбульскую мечеть Рустам Паша. Строительство продолжалось с 1561 по 1562 годы. Архитектор Синана приступил к работе спустя четыре месяца после окончания строительства мечети Сулейман в районе Эминеню. Строение возвышается на подиуме, в плане это квадратное здание, купол которого опирается на арки, колонны, своды и столбы. Интерьер в мечети можно условно разделить на три части. Проходы выполнены в виде арок. Интерьер храма и частично наружная стена покрыта фаянсом. Пластины произвели в Измире, ими украшены на белом фоне тюльпанные мотивы и геометрические узоры. Крышу мечети ремонтировали несколько раз, ведь оригинальная конструкция пострадала от землетрясений. В мечети один минарет. Эта малолюдная мечеть в оживленном районе Тахтакале вполне заслужено может называться жемчужиной Стамбула. Строение также можно назвать прототипом своего рода для еще одной работы Синана – Мечети Селимие. Входу в мечеть предшествуют ступеньки, а перед дверью есть терраса и колоннада

Внимание привлекают красивейшие керамические мозаики, которыми украшен фасад мечети. Интерьер святыни также покрыт великолепно проработанными мозаиками, над головой возвышается купол, который держат четыре колонны, украшенные плитками.

Рустем и Михримах

Сохранившиеся исторические сведения о Рустеме свидетельствуют о том, что это был преданный, умный, справедливый и достойный человек.

Прошу сразу же обратить внимание, что описания жизни и деятельности Рустема писались уже после его смерти, а не при жизни. Кто такой Рустем-пашаДамат Рустем-паша, также Рустем-паша Мекри — это бывший раб, а по своему происхождению он хорват

Кто такой Рустем-пашаДамат Рустем-паша, также Рустем-паша Мекри — это бывший раб, а по своему происхождению он хорват.

Родился: 1500 г., Скрадин, Хорватия
Умер: 10 июля 1561 г., Стамбул, Турция
Супруга: Михримах (в браке 1539 г.–1561 г.)

Его телосложение не производило особого впечатления. Симпатию падишаха он снискал благодаря своему зрелому уму и заслугам, а еще набожности и грехонеприязни, изысканности воспитания.
Падишах собирался его возвысить до садразама и выдать за него свою дочку. Но вмешались некоторые неприятели, наговорив, что он болен проказой. Поэтому падишах обратился к придворному врачу, который сказал ему, что если на рубахе паши найдется вошь, то это будет неправдой. Падишах поручил проверить Рустем-пашу, который действительно был рожден под счастливой звездой. Ведь, несмотря на то, что он каждый день менял рубаху, при проверке все же нашлась вошь и таким образом развеялись слухи о болезни паши.
В ноябре 1539 состоялась свадьба и Рустем-паша стал зятем падишаха. Об этом происшествии написал историк Али Эфенди. А рассказал ему об этом в Дамаске тот самый придворный врач, получив вознаграждение в размере тысячи акче. (После этого случая за Рустем-пашой закрепилась кличка «Вошь везения» или же просто «вшивый»).

Рустем-паша был назначен садразамом и благодаря его уместным мерам и полезным идеям, а также рвению, которое он проявил при сборе доходов для лейб-гвардии, внутренняя казна вскоре заполнилась до краев. Были заполнены также внешняя и казна Йедикуле.
В период его садразамства наблюдалось всеобщее процветание. Посреди мира и порядка не осталось ни одной беззаботной души. Ни одного села не было ограблено на границе и даже ни одного дома. Несмотря на то, что в стране он заложил основу взяточничества, обладатели должностей больше не увольнялись, если полученные подарки обозначали в книге. Он же был самым совестливым из всех взяточников. Ходят слухи, что бейлербей Эрзурума однажды послал ему в подарок на покупку лошадей пять тысяч золотых. Из этой суммы Рустем-паша взял только три тысячи, а остальное вернул, сказав, что это для такого поста слишком много.

Прослужив двенадцать лет садразамом, он уйдет в отставку после событий связанных с султаном Мустафой. Но спустя два года снова будет назначен на эту должность и пробудет на ней еще шесть лет аж до своей смерти.
За Рустем-пашой числится множество всевозможных великодушных поступков. Среди них такие, как милостыни, которые раздавались и в войну, и в мирное время, различные пожертвования, деньги, отданные им Михримах Султан. Но состояние паши после его смерти все равно оказалось огромным, даже не смотря на постоянную благотворительность.
Большинство наследовала его вдова Михримах, но часть состояния Рустем еще при жизни направил в фонд Хюррем Султан, чтобы необходимые денежные средства были потрачены на строительство общественных зданий и мечетей.

И такое вложение денежных средств в благотворительный фонд с его стороны производилось прижизненно неоднократно — в 1544, 1557, 1560 и 1561 и посмертно в 1570 годах.

Таким образом, они являлись наиболее важным фактором в стимулировании производства, экономики и торговли. В частности, тема производства шёлка и шёлковой торговли вызывала у Великого Визиря повышенный интерес. В связи с этим он посодействовал работе шёлковых фабрик Бурсы и Стамбула и основал в 1551 году базар в Сараево как центр шёлковой торговли.

Таковы истинные исторические факты о Рустеме-паше, настоящем Великом визире Османской империи.

Не любили его лишь приверженцы Мустафы, не любили за его преданность султану Сулейману, его законной супруге Хюррем-султан и их детям.

Актер, великолепно сыгравший Рустема — Озан Гювен.

Актер Рустем-паша Озан Гювен

Судьба мальчика с именем Рустем

Рустем очень быстро взрослеет, очень рано покидает отчий дом, но никогда не забывает родителей и родных. Увлечения Рустема очень разнообразны, однако все они обусловлены его непоседливостью, которая сохраняется с детства. Это человек динамики, постоянного стремления к чему-то большему. Это очень хорошие качества для спорта, поэтому мальчика с таким именем часто ждет судьба спортсмена, причем весьма успешного. Он может преуспеть в боевых единоборствах, а может стать отличным капитаном команды по футболу или лидером в какой-нибудь другой командной игре. Это яркая личность, поэтому у него есть возможность проявиться себя в бизнесе или некоторых динамичных направлениях творчества – например, в танцах.

В Рустема влюбляются самые разные девушки и женщины. Он инициативен и не разменивается на мелочи, что очень нравится дамам. В семейной жизни Рустема могут ждать проблемы, потому что он не умеет сдерживаться и может потерять интерес к супруге. Ему нужна дама, которая будет так же сильна и самодостаточна, тогда брак будет крепким.

Отец из Рустема получается дипломатичный и понимающий, но ему не хватает строгости. Он предпочитает не принимать слишком большого участия в воспитании детей, но всегда ждет от них наилучших результатов в учебе и спорте. С другой стороны, он может быть хорошим другом своему сыну, поделиться с ним своим богатым жизненным опытом.

Происхождение и карьера

Традиционно считается, что Рустем-паша был родом из боснийской семьи Опуковичей или Чигаличей, проживавших в Сараеве. Однако некоторые источники утверждают, что он был хорватом из Скрадина, сербом или албанцем. В документах от 1557 и 1561 годов отцом Рустема-паши значится Абдуррахман или Абдуррахим. Кроме того, считается, что у Рустема было два брата, османский адмирал Синан-паша и Мустафа-бей, и сестра Нефисе; все они исповедовали ислам.

Будучи ребёнком вместе с братом Синаном прибыл в Стамбул, где приступил к обучению в Эндеруне. В 1526 году участвовал в битве при Мохаче в должности (султанского оруженосца). После этой битвы началось его продвижение по карьерной лестнице: он получил должность мирахура (первого конюшего). В 1533 году Рустем-паша был назначен наместником Теке, позже бейлербеем Диярбакыра, а в 1538-м — бейлербеем Анатолии. В 1539 году он стал третьим визирем Дивана. 26 ноября 1539 года с согласия султана Сулеймана Рустем женился на его дочери Михримах Султан. Вместе с тем он получил титул (зятя султана).

В 1541 году Рустем-паша становится вторым визирем. В 1544 году между Сулейманом-пашой, бывшем тогда великим визирем, и Хюсревом-пашой состоялась перепалка на совете Диван на глазах у султана. Дело дошло до драки, в результате оба паши были сняты со своих постов. Должность великого визиря досталась Рустему. После того как в октябре 1553 года «для поддержания мирового порядка» был казнён шехзаде Мустафа, янычары потребовали наказать великого визиря, считая его причастным к смерти любимого ими шехзаде. Хюррем Султан умоляла мужа не слушать клеветников и пощадить их зятя ради дочери. Рустем-паша был снят с должности и весь следующий год провёл в Ускюдаре. В 1555 году Рустем-паша обвинил Кара Ахмеда-пашу во взяточничестве и добился от Сулеймана I его казни. Таким образом Рустем-паша при поддержке Михримах и Хюррем вернул себе должность великого визиря. Он умер 10 или 12 июля 1561 года, предположительно от водянки. Похоронен в комплексе Шехзаде в Стамбуле, в тюрбе, построенном по просьбе Михримах Синаном.

Литература

  • Altundağ, Şenol; Ş. Turan. Rüstem Pasha // İslâm Ansiklopedisi. — 1932. — Vol. 9. — P. 800—802.
  • Gelibolulu Mustafa Âlî. Künhü’l-Ahbâr. — Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi, 2009. — P. 423. — ISBN 978-975-16-2225-9.
  • Mehmed Süreyya. / haz. Nuri Akbayar. — Tarih Vakfı Yurt Yayınları, 1996. — 345 p. — ISBN 9753330383. — ISBN 9789753330381.
  • Mehmed Süreyya. Sicill-i osmanî / haz. Nuri Akbayar. — Tarih Vakfı Yurt Yayınları, 1996. — 345 p. — ISBN 9753330383. — ISBN 9789753330381.
  • ʿOs̲mān-zāde Tāʾib Aḥmed. Ḥadīḳat ül-vüzerā. — Istanbul: Cerīde-ʾi Ḥavādis̲ Maṭbaʿası, 1854.
  • Schmidt, Jan. Pure water for thirsty Muslims: a study of Muṣṭafā ʿĀlī of Gallipoli’s Künhü l-aḫbār. — Leiden, 1991. — P. 159.
  • Şemseddīn Sāmī. Ḳāmūs ül-aʿlām. — Istanbul: Mihrān Maṭbaʿası, 1891. — Т. 3.
  • Tietze, Andreas. Mustafā ‘Ālī’s Councel for Sultans of 1581. — Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1979. — P. 67. — 165 p.
  • Topaloğlu, Aydın. Yaşamları ve Yapıtlarıyla Osmanlılar Ansiklopedisi. — İstanbul: Yapı Kredi Kültür Sanat Yayıncılık A.Ş., 1999. — P. 471—472.
  • Woodhead, Christine. // Encyclopaedia of Islam. — Second Edition. — 1954. — Vol. 8. — P. 640.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector