Где находится оймякон? координаты, карта и фото

Спецэффекты

Местные жители утверждают, что:

  • в сильные морозы (–65 °C), если сильно ударить металлом о металл, высекаются искры, из-за этого пользоваться автозаправками очень опасно;
  • водка на морозе замерзает, как и ртутные градусники;
  • у полицейских нет дубинок — на морозе они твердеют и лопаются при ударе, как стекло;
  • рыба, извлеченная на морозе из воды, за пять минут становится стеклянной;

Местные жители выносят постиранное белье на улицу для выморозки. Через минуту оно встает колом. Собирают через два часа очень аккуратно, иначе можно сломать наволочку или оторвать ворот у рубашки.

Из-за вечной мерзлоты очень трудно копать могилы. Люди молятся, чтобы близкие не умирали зимой.

Экономика и туризм

Оба поселка всячески популяризируют свое звание и продолжают конкурентную борьбу. В обоих поселках установлены памятные знаки и обелиски, а в Верхоянске даже есть краеведческий музей «Улусный музей «Полюс холода». В Оймяконе каждый год проводят фестиваль «Полюс холода», который неизменно привлекает множество туристов. Ведь на фестиваль приезжает Дед Мороз из Великого Устюга, Санта-Клаус из Лапландии и их якутский брат Чысхаана.

Кроме того, в Оймякон добраться гораздо легче – в 30 километрах в поселке Томтор есть действующий аэродром, вот и едут туристы именно сюда. Никто уже не скрывает, что борьба назваться полюсом холода имеет экономическую подоплеку. Но дело не только в экономике и туристической отрасли. Согласно Стратегии развития арктической зоны РФ и обеспечения нацбезопасности на период до 2020 года (№Пр-1969 от 18.09.2008) Верхоянск включается в арктическую зону, а Оймякон нет.

Климат[править | править код]

Оймякон в феврале 2013 года

Оймякон имеет достаточно сложный тип климата. На климат влияет широта села, равная 63,27 градусам (приполярные широты), большая удалённость от океана (резко континентальный климат), нахождение на высоте 741 метр над уровнем моря (влияет высотная поясность). Высота над уровнем моря понижает температуру на 4 градуса по сравнению с той, которая наблюдалась бы при нахождении на уровне моря, и усиливает ночное выхолаживание воздуха. Зимой в село стекается холодный воздух, так как оно находится в котловине. Лето в селе — короткое, с большим перепадом суточных температур: днём может быть +30 °C и выше, но ночью температура может упасть на 15—20 °C. Среднегодовая величина атмосферного давления в Оймяконе составляет 689 миллиметров ртутного столба.

В 1926 г. геолог С. В. Обручев, направляясь к хребту Черского, в с. Томтор Оймяконского района записал в своём дневнике, что в этих местах возможна температура −71,2°С. Однако, так как документальное подтверждение подлинности замеров отсутствует, официально они не признаны.

Официально признанный абсолютный минимум был зарегистрирован Оймяконской метеорологической станцией (основана в 1929 г.) 6 февраля 1933 г. — −67,7°С.

Якутская лошадь в Оймяконе

В настоящее время власти Якутии решили спор в пользу Верхоянска, но вопрос остаётся открытым: ряд учёных и метеорологические наблюдения однозначно указывают на преимущество Оймякона в споре за «морозное первенство Северного полушария». Хотя минимальная среднемесячная температура в Верхоянске в январе на 3 градуса ниже, чем в Оймяконе (-57,1 °C в 1892 году), а также ниже в среднем в январе, феврале, апреле, июне, июле, августе и декабре, по сегодняшним данным среднегодовая температура в Оймяконе на 0,3 градуса ниже, чем в Верхоянске, а абсолютный минимум, по неофициальным данным, на 12,2 градусов ниже. Если брать официальные данные, получится превышение температуры на 4,4 градуса.

Сравнение климата Оймякона и Верхоянска
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек.
Разница температур, средняя температура в Оймяконе в сравнении с Верхоянском +0,9 +0,6 -0,3 +2,6 -1,3 +0,3 +0,2 +0,6 -0,4 -2,6 -1,3 +0,5

Методика температурных наблюденийправить | править код

Регулярные метеонаблюдения ведутся в аэропорту Оймякон, который находится в 40 км от одноимённого посёлка и в 2 км от посёлка Томтор, однако когда говорят о минимумах температур, всегда используется наименование «Оймякон». Это связано с тем, что Оймякон — не только название села, но и название местности.

Помимо экстремальных холодов зимой, летом в Оймяконе бывает жара выше +30 °С. 28 июля 2010 года в селе был зафиксирован рекорд жары (а также месячный и абсолютный) — тогда воздух прогрелся до +34,6 °C.

Разность абсолютных максимумов и минимумов температуры составляет более ста градусов, и по этому показателю Оймякон занимает одно из первых мест в мире. Также в Оймяконе наблюдается самая большая амплитуда среднемесячных температур.

По неофициальным данным, в 1926 году в посёлке было −71,2 °С.

Климат Оймякона (данные с 1930 года).
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C −16,6 −12,5 2,0 11,7 26,2 31,1 34,6 32,9 23,7 11,0 −2,1 −6,5 34,6
Средний максимум, °C −42,5 −35,4 −20,8 −3,7 9,1 20,0 22,7 18,2 8,9 −9,2 −30,7 −42 −8,8
Средняя температура, °C −46,4 −42 −31,2 −13,6 2,7 12,6 14,9 10,3 2,3 −14,8 −35,2 −45,5 −15,5
Средний минимум, °C −50 −47,3 −40 −23,9 −4,7 4,0 6,2 2,6 −3,7 −20,4 −39,3 −48,8 −22,1
Абсолютный минимум, °C −67,7 −64,6 −60,6 −46,4 −28,9 −9,7 −9,3 −17,1 −25,3 −47,6 −58,5 −62,8 −67,7
Норма осадков, мм 6 7 5 6 13 34 45 39 23 14 12 8 212
Климат Оймякона за последние 10 лет (2009 — 2018 гг.)
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C −20,8 −12,5 −2,3 8,9 25,1 31,0 34,6 32,9 22,6 8,6 −2,2 −8 34,6
Средний максимум, °C −41 −35,7 −18,1 −2 10,9 19,9 23,0 18,8 9,1 −7,9 −30 −40,5 −7,8
Средняя температура, °C −44,5 −42,2 −28,5 −11,3 4,5 12,8 15,6 11,4 2,6 −13,1 −34,1 −43,6 −14,2
Средний минимум, °C −48,2 −47,4 −37,4 −21,2 −2,2 5,0 7,6 4,3 −3,2 −18,2 −38,4 −46,7 −20,5
Абсолютный минимум, °C −61,1 −59,6 −54 −42,5 −17,2 −6,3 −4,7 −10,6 −17,2 −41,1 −54,6 −59,2 −61,1
Норма осадков, мм 6 9 5 5 14 46 62 46 26 15 14 9 256

Максимальная и минимальная среднемесячная температура
Месяц Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Самый тёплый, °C −38,1 −33,0 −24,9 −8,1 7,1 16,9 18,7 13,4 5,3 −9,5 −25,3 −35,3
Самый холодный, °C −54,1 −50,2 −39,0 −21,6 −4,0 9,0 11,4 7,5 −1,9 −24,2 −45,5 −52,2
Солнечное сияние за 2009 — 2018 гг, часов за месяц.
Месяц Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Солнечное сияние, ч 42.9 135.3 240.9 316.9 278.8 297.8 278.7 218.8 152.4 106.3 73.7 20.4 2162.9

Географическое положение

Оймяконская долина по праву считается одним из самых суровых мест Земли. Местные шутят: «У нас даже водка становится льдом», но тут постоянно живут люди, как жили всегда.

В названии Оймякон часто объединяются два поселения РФ — Оймякон и Томтор. Это и есть так называемый «Полюс холода», они расположены в Оймяконской впадине.

Сама впадина, куда стекается холодный воздух, представляет собой уникальное геологическое явление. Образовавшаяся тектоническими движениями чаша состоит из ледяного дна (долины) со стенками сопок. Царство холода, стужи – нормальные явления для местности, и где холоднее — в каком именно месте — не знает никто.

Обратите внимание: выражение «полюс холода» придумано скорее туристами. Ведь тут никогда не проводились серьезные метеорологические изыскания

Имеется только одна метеостанция в аэропорту «Оймякон» на расстоянии 40 км от посёлка, рядом с Томтором. А холодный полюс — это треугольник, соединяющий г Якутск, Верхоянск и Оймяконскую долину.

Полюс расположен на континенте Евразия. Координаты местоположения 63°27`00` северной широты и 142°47`00` восточной долготы. Расположен посёлок в субарктическом континентальном климатическом поясе.\

Экстремальный тур

«Им не нужен комфорт, они за экстримом и приезжают. Сразу отправляются либо в тайгу, либо в оленеводческое хозяйство», — рассказывает он про приезжающих к нему туристов.

Все гости должны быть готовыми выдерживать экстремальные условия Севера, считает Тумэн. Первое, что обязательно надо сделать каждому, кто собирается на полюс холода, — получить консультацию кардиолога.

После этого необходимо запастись по-настоящему теплой одеждой: качественным термобельем, унтами — обувью из оленьих шкур — и шубой, лучше всего оленьей, или очень теплым пуховиком. Все это можно купить как дома, так и в Якутске, где теплые вещи продаются и на рынках, и в магазинах.

Путь туристов к месту, говорит Тумэн, непрост: сначала они преодолевают путь на автомобилях из Якутска до Оймяконского района. Расстояние — около 1000 километров. Зимой весь путь занимает 16−18 часов, летом — сутки. Если случилась задержка паромов, то путь может затянуться и до 30 часов.

«Были и непредвиденные ситуации. К счастью, все обошлось, — вспоминает Тумэн. — Бывает, что при восхождении на гору турист оказывается не готов преодолеть маршрут. Сердце не выдерживает».

Медики для трехдневных маршрутов с преодолением высот до 2100 метров не предусмотрены, но лекарства, конечно, в экспедиции всегда есть. В случае недомогания делается привал, после чего груз туриста распределяется между остальными участниками восхождения.

Сложности в экстремальном путешествии могут возникнуть в любой момент. «Как-то ехали на «Буране» (двухгусеничный снегоход — прим. ТАСС) с туристом из Москвы, попали на наледь, «Буран» наполовину ушел под воду, пришлось долго вытаскивать. Все это при –55 °C, из ходовой части пришлось долго выдалбливать лед. Потом этот же турист при поездке выпал из прицепа, а мы заметили это, только проехав 100 метров. Хорошо, что быстро заметили, он в это время уже шел к нам».

Случаев обморожений, к счастью, не было — туристов всегда сопровождают местные гиды.

«Недавно у меня были туристы из Австралии и Казахстана. Я их повел на маршрут по охотничьим тропам — проверять капканы. Было очень холодно — минус 63. Они сначала было отказались продолжить маршрут, но потом отогрелись в охотничьей избушке и попросились обратно».

Эмоции, которые Тумэн видит у туристов, словами выразить сложно, в основном они в глазах и восторженных возгласах. Именно эти эмоции уже после первого маршрута убедили Тумэна, что он все сделал правильно. «После первых клиентов я удостоверился, что не прогадал и выбрал правильное направление», — констатирует мужчина. 

Климат республики, где находится полюс холода Северного полушария

Только экстремальными погодными условиями можно объяснить то, что полюс холода находится в Якутии. Резко континентальный климат юга республики переходит в субарктический, затем в арктический на побережье Северного Ледовитого океана.

Относительная мягкость зимней температуры (-35…-25 °C), ветры, влажность северного побережья резко контрастируют с континентальными условиями территорий Якутии, находящихся вблизи полярного круга и южнее. Зимние температуры этой части колеблются в основном в диапазоне -55…-35 °C , а снежный покров невелик – всего лишь тридцать сантиметров. Такое явление, как морозный туман (из мелких кристалликов), встречается именно в континентальной части Республики Саха.

Самыми холодными считаются территории, находящиеся вблизи Верхоянска, и Оймякон, где температуры могут опускаться до -70 °C. Летние же показатели термометра (пусть кратковременно) могут подниматься до +30 °C. Таких годовых колебаний температур (сто градусов) не наблюдалось ни в какой другой точке Земли.

Полюс холода северного полушария

На звание самого сурового района северного полушария претендуют сразу два населенных пункта. Оба они находятся на территории России в Якутии.

Оймякон

Зимой 1933 года в Оймяконском улусе была зафиксирована температура воздуха -67,6 °С. Это значение принято считать рекордным в Оймяконе, хотя существуют неофициальные данные об ином температурном минимуме, равном -71,2 °С. Такое значение, являющееся самым низким в северном полушарии, было приведено в научных работах Обручева и Салищева. Однако ввиду отсутствия документальных доказательств о подлинности измерений, эти цифры не могут быть официально признанными.

С 2003 года в Оймяконе за абсолютный минимум, указанный в СНиП «Строительная климатология», принимается температура -68 °С. Это же значение применяется и для Верхоянска, который называют полюсом холода северного полушария.

Поселок расположен в пределах российского приполярья, южнее Северного полярного круга. Здесь, в континентальной части Сибири, господствует резко-континентальный климат, отягченный большой удаленностью от океана и специфичным рельефом местности. Якутское лето очень короткое и прохладное, а для зимы свойственны средние температуры от -40 до -50 °С, хотя бывает и мороз ниже 60 °С.

Верхоянск

Экстремально низкий температурный результат -67,8 °C впервые был получен в Верхоянске в январе 1885 года. Спустя почти полвека этот рекорд был подтвержден: измерения февраля 1933 года показали -67,7°C. Этот факт позволил Верхоянску стать одним из двух полюсов холода Евразии.

Город Верхоянск располагается в восточной Сибири на самом севере Якутии и административно относится к Республике Саха. Это один из самых маленьких городов не только Дальнего Востока, но и всей страны. Численность постоянного населения Верхоянска составляет 1,2 тысячи жителей.

Быть на своем месте

«В Якутске я чувствую себя немного не в своей тарелке. Там я как будто стою на месте, а время идет», — объясняет он.

Сначала молодой человек устраивал туры для друзей и знакомых. Перед встречей первых иностранных туристов, вспоминает Тумэн, он сильно волновался. «Никогда не знаешь, какие люди приедут и как с ними выстроится общение», — признается предприниматель.

Сейчас он директор компании «Оймякон-тур», хотя пока это для него больше хобби, приносящее небольшой доход.

В основном бизнес ориентирован на иностранных туристов из Азии и Европы. Молодой предприниматель встречает в год до 50−60 туристов, а общий годовой турпоток в район оценивается в 800−900 туристов. При этом в Оймяконе около 20 предпринимателей, оказывающих туристические услуги.

Расстояние Оймякон Мирный на машине

Оймякон
Оймякон — Берег-Юрдя (5 км;
0:04)
Берег-Юрдя 4 км 0:04
Берег-Юрдя — Томтор (32 км;
0:31)
Томтор 36 км 0:36
Томтор — Аэропорт (3 км;
0:03)
Аэропорт 39 км 0:39
Аэропорт — Ючюгей (60 км;
1:00)
Ючюгей 100 км 1:40
Ючюгей — Аэропорт (337 км;
3:45)
Аэропорт 437 км 5:25
Аэропорт — Тёплый Ключ (2 км;
0:01)
Тёплый Ключ 439 км 5:27
Тёплый Ключ — Хандыга (69 км;
0:37)
Хандыга 508 км 6:04
Хандыга — Ытык-Кюёль (151 км;
1:22)
Ытык-Кюёль 658 км 7:27
Ытык-Кюёль — Боробул (11 км;
0:07)
Боробул 669 км 7:35
Боробул — Черкёх (19 км;
0:10)
Черкёх 688 км 7:45
Черкёх — Кыйы (13 км;
0:06)
Кыйы 701 км 7:52
Кыйы — Харбала 2-я (18 км;
0:09)
Харбала 2-я 719 км 8:02
Харбала 2-я — Харбала 1-я (11 км;
0:06)
Харбала 1-я 731 км 8:08
Харбала 1-я — Чурапча (6 км;
0:03)
Чурапча 737 км 8:12
Чурапча — Молодёжный (2 км;
0:01)
Молодёжный 739 км 8:13
Молодёжный — Маралайы (28 км;
0:15)
Маралайы 767 км 8:28
Маралайы — Нуорагана (53 км;
0:28)
Нуорагана 820 км 8:57
Нуорагана — Тюнгюлю (19 км;
0:10)
Тюнгюлю 840 км 9:08
Тюнгюлю — Тумул (3 км;
0:01)
Тумул 843 км 9:09
Тумул — Нижний Бестях (50 км;
0:27)
Нижний Бестях 893 км 9:37
Нижний Бестях — Якутск (16 км;
0:11)
Якутск 910 км 9:48
Якутск — Магарас (103 км;
1:12)
Магарас 1013 км 11:00
Магарас — Бердигестях (86 км;
0:57)
Бердигестях 1099 км 11:58
Бердигестях — Асыма (32 км;
0:21)
Асыма 1131 км 12:19
Асыма — Орто-Сурт (93 км;
1:02)
Орто-Сурт 1225 км 13:22
Орто-Сурт — Илбенге (55 км;
0:36)
Илбенге 1280 км 13:58
Илбенге — Лёкёчён (34 км;
0:22)
Лёкёчён 1314 км 14:21
Лёкёчён — Эбя (72 км;
0:47)
Эбя 1386 км 15:09
Эбя — Хампа (36 км;
0:23)
Хампа 1422 км 15:33
Хампа — Тасагар (12 км;
0:08)
Тасагар 1434 км 15:41
Тасагар — Екюндю (29 км;
0:19)
Екюндю 1462 км 16:00
Екюндю — Сосновка (15 км;
0:10)
Сосновка 1478 км 16:10
Сосновка — Вилюйск (12 км;
0:08)
Вилюйск 1491 км 16:19
Вилюйск — Кюль (43 км;
0:28)
Кюль 1534 км 16:48
Кюль — Тамалакан (9 км;
0:05)
Тамалакан 1542 км 16:53
Тамалакан — Оросу (5 км;
0:03)
Оросу 1547 км 16:57
Оросу — Хомустах (12 км;
0:07)
Хомустах 1559 км 17:05
Хомустах — Верхневилюйск (11 км;
0:07)
Верхневилюйск 1570 км 17:12
Верхневилюйск — Хоро (19 км;
0:14)
Хоро 1589 км 17:26
Хоро — Едей (42 км;
0:28)
Едей 1631 км 17:54
Едей — Ынахсыт (13 км;
0:08)
Ынахсыт 1644 км 18:03
Ынахсыт — Мар (14 км;
0:09)
Мар 1658 км 18:12
Мар — Жархан (11 км;
0:07)
Жархан 1669 км 18:20
Жархан — Чаппанда (16 км;
0:10)
Чаппанда 1685 км 18:30
Чаппанда — Антоновка (19 км;
0:12)
Антоновка 1703 км 18:43
Антоновка — Нюрба (3 км;
0:01)
Нюрба 1706 км 18:44
Нюрба — Кюндяде (17 км;
0:10)
Кюндяде 1722 км 18:55
Кюндяде — Шея (57 км;
0:38)
Шея 1780 км 19:34
Шея — Кутана (19 км;
0:14)
Кутана 1799 км 19:48
Кутана — Толон (15 км;
0:10)
Толон 1814 км 19:59
Толон — Устье (54 км;
0:36)
Устье 1869 км 20:36
Устье — Сунтар (2 км;
0:02)
Сунтар 1871 км 20:38
Сунтар — Аллага (38 км;
0:26)
Аллага 1910 км 21:04
Аллага — Тойбохой (16 км;
0:10)
Тойбохой 1926 км 21:15
Тойбохой — Крестях (35 км;
0:24)
Крестях 1962 км 21:39
Крестях — Алмазный (107 км;
1:11)
Алмазный 2069 км 22:51
Алмазный — Мирный (16 км;
0:10)
Мирный 2093 км 23:09

ПРОЕКТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

  • туризм — только средство, не самоцель
    Целевой сценарий предъявляет требования к дизайну гостевой и туристической инфраструктуры, а он, в свою очередь, отвечает на вопрос «как развивать туризм именно на этой территории в перспективе такого её развития».
  • безопасность > доступность > планируемость
    Уверенность в безопасности — ключевое свойство конечного решения, без которого все прочие попросту не будут работать. Уверенность в безопасности в условиях Оймякона обеспечивается тотальным покрытием связью всей территории проекта. Предусматривается сеть убежищ (шельтеров) различной емкости. В целевом сценарии сделан упор на развитие беспилотного снабжения, и в исключительных условиях Оймякона некоторые предлагаемые средства обоснованно нетривиальны.
    Как средство снабжения и пассажирских перевозок в качестве пассивного шага на фазе запуска предлагается использовать перманентные понтонные парки в зонах затопления/подтопления. В целевом сценарии снабжение доверяется в основном наземным и воздушным дронам, что снижает риск в случае эксцессов. Повышение доступности и ее качества в свою очередь повышает как качество безопасности, так и планируемость поездок — скоординированность всех компонентов сети гостевой инфраструктуры.
  • декарбонизация+
    Экосистема региона и в целом вечная мерзлота чутко реагируют на глобальное изменение климата вследствие антропогенного воздействия. В качестве альтернативных материалов перейти к применению: технологии MHM (Massive hoelz mauer), карбонизированное дерево, полиэфирная пленка ETFE, сталь Cor-ten, земляные кровли.
  • автономизация+
    Применение решений автономного ресурсообеспечения, повторного использования и регенерации ресурсов позволят привести дискретный характер расселения к дискретной же структуре ресурсообеспечения и позволят развивать новые проекты и инициативы в новых местах на территории.
  • radical >> shift
    Радикальные условия требуют радикальных решений — таких, какие не применялись для обычных задач, но в Оймяконе обеспечивают исполнение обычных функций эффективнее обычных средств со сравнимыми, либо меньшими затратами.
  • область тестирования технологических и социальных инноваций
    Оймякон — уникальная площадка не только тестирования инновационных технологических решений в экстремальных обстоятельствах, но и изучения социальных аспектов использования этих инноваций.
  • инфраструктура жизни > гостевая инфраструктура > инфраструктура созидания
    Экосистемный подход: все создается прежде всего для жителей Оймякона во обеспечение лучшей связности, доступности, безопасности и ресурсообеспечения, всем могут пользоваться туристы — образуется дополнительное качество ландшафта.
  • перейди Оймякон
    Лозунг отсылает к известному выражению «перейти Рубикон». Проект — призыв к решительному шагу к желаемому будущему, обращенный к жителям, туристам, исследователям, инноваторам, руководству региона, улуса, села.

Верхоянск – официально признанный полюс холода Северного полушария

Верхоянскай (по-якутски) – один из самых северных (за полярным кругом) и самых маленьких по численности городов России (на третьем месте с конца): там живут всего лишь 1150 человек. Добраться до него можно так: сначала самолетом из Москвы до Якутска, затем самолетом местных авиалиний через реку Лену и Верхоянский хребет до поселка Батагай (это центр Верхоянского улуса (района)), затем по грунтовке до Верхоянска. Аэродрома в городе нет, вернее, он не действует — был закрыт при развале СССР.

Жизнь в городе сложная: семь месяцев в году (с октября по апрель) зима, столбик термометра опускается до отметки минус 67 градусов по Цельсию.

Весной начинает таять снег, и если кто-то не запасется льдом с озер (их тут огромное количество), то пить будет нечего – растаявшая вода мутная, зато рыбалка отличная.Верхоянск свою историю начал как казачье поселение, затем стал местом ссылки многих политических заключенных. Один из них, С. Ф. Ковалик, в 1885 году, пятнадцатого января, зарегистрировал (записал в журнале наблюдений метеорологической станции) минимальную температуру воздуха в −67,1 °C. А в 1892 была отмечена еще более низкая температура: −67,8 °C. В 2005 году в честь регистрации самой низкой температуры в Северном полушарии городские власти воздвигли мемориальную доску.

Аэропорт

Аэропорт является важной составляющей всей инфраструктуры улуса. Поселки Оймякон и Томтор расположены как бы в тупике, тут когда-то проходила трасса Колыма, теперь она идет через райцентр Усть-Неру, намного севернее Томтора, в сторону Магадана

Старая дорога теперь не обслуживается, мостов нет. Воздушное сообщение — единственная возможность добраться до этих мест

Поселки Оймякон и Томтор расположены как бы в тупике, тут когда-то проходила трасса Колыма, теперь она идет через райцентр Усть-Неру, намного севернее Томтора, в сторону Магадана. Старая дорога теперь не обслуживается, мостов нет. Воздушное сообщение — единственная возможность добраться до этих мест.

Так выглядит аэропорт в наши дни

Сегодня аэропорт в 4 км от Томтора это всего авиаплощадка. А всего 30 лет назад это была легенда: аэропорт с двумя взлетно-посадочными полосами являлся частью воздушной трассы Аляска – Сибирь, принимал до 100 самолетов, такое количество не принимал даже Якутск.

Северные летчики творили чудеса, ежедневно поднимая в воздух и сажая обледенелые машины. Здесь садились бомбардировщики Митчел Б-25, истребители Аэрокобра Р-39, здесь совершали посадку на брюхо.

Когда стойки шасси примерзали к люкам, труженики аэропорта выкатывали на полосу бочки в большом количестве и самолет катился по ним, благополучно приземляясь без шасси. Доблесть военного и послевоенного времени.

Сегодня отсутствует элементарная инфраструктура, нет зала ожидания, диспетчеры в маленьком помещении мерзнут в стужу и мокнут под дождем, протекает крыша. Старая аппаратура и прочие проблемы. Но и сейчас аэропорт работает, летают знаменитые «чебурашки», самолеты Л-410 и другие машины малой авиации.

Комментарий туриста: зимой до Якутска самолеты не летают. Добраться можно до Усть-Негры, оттуда дальше в Якутск из него в Москву и многие города страны. Летом с мая по сентябрь самолет в столицу Саха летает раз в неделю.

Зимой до райцентра и других населенных пунктов добираются по автомобильному зимнику.

Как живут люди

Краевой центр находится в 900 километрах от деревни. Билет на самолет стоит примерно 27000 рублей. Зимой до Якутска ездят на такси, маршрутка находится в пути больше 16 часов. Оймяконцы ездят в столицу по своим делам.

Народ здесь выдержанный, крепкий. Едят мясо оленей, лошадей, промышляют охотой, рыбной ловлей. Якутская лошадь — уникальный зверь: живет на улице, ей хлев не нужен, кормится, выкапывая корни из мерзлой земли.

Это вольный зверь, живет рядом с хозяевами и помогает им за то, что те подкармливают его. Её мясо содержит витамины и микроэлементы, позволяющие получать человеку полноценное питание без овощей и фруктов.

Дома без удобств. Обычные русские избы отапливаются углём и дровами. За отопление 8-ми месяцев зимнего сезона выкладывают 50000 рублей. Электричество есть.

Давно привыкли к тому, что батарейки быстро «садятся» на холоде, чернила стынут, а машины оснащают двойными стеклами. Хоронят покойников в вечную мерзлоту. Перед тем как вырыть могилу три дня жгут костры, отогревая землю.

Полезно знать: местные считают свои условия лучшим на земле, а климат теплым. Хотя живут здесь мало — около 56 лет.

Оймяконская долина сталинских времен стала пристанищем 29 лагерей, что оставило свой мрачный отпечаток на этой прекрасной земле. Томторский школьный музей ГУЛАГа о многом может рассказать. Эти мрачные времена никогда не будут забыты.

Но жизни продолжается, рождаются дети, приезжают туристы. Полюс не замерзает потому, что несет свои воды Индигирка, и бьют теплые ключи.

Подробнее о плюсе холода смотрите следующее интересное видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector