Микены

Город бронзового века

Руины Микен находятся на полуострове Пелопоннес, на восточной стороне скалистого хребта, в 2 км от небольшого города Микенес, в 90 км в юго-западную сторону от столицы Греции, Афин, в 32 километрах на север от залива Арголикос. На географической карте этот древний греческий город можно вычислить по следующим координатам: 37° 43′ 50″ с. ш., 22° 45′ 22″ в. д.

Микены и Троя были обнаружены немецким археологом-любителем, Шлиманом. Нашёл он эти уникальные памятники бронзового века довольно интересным методом, используя гомеровскую «Илиаду» вместо путеводителя: сначала он отыскал знаменитую Трою, а через небольшой промежуток времени – Микены.

Расцвет древней микенской цивилизации относится к концу бронзового века и датируется 1600 – 1100 гг. до н.э. Легенды утверждают, что Микены построил царь Персей, но историки склоняются к выводу, что основателями древнего города являются ахейцы, воинственные представители одного из древнегреческих племён.

Удачное географическое положение и богатство города (микенцы вели активную торговлю по всему Средиземноморью) привело к тому, что к началу XIII ст. древние Микены оказались одним из самых сильных и влиятельных государств, находящихся на территории материковой Греции.

Не удивительно, что город Микены имел хорошо укреплённые стены, предназначенные для защиты от вражеских нападений: захватить его пытались не раз, и нередко – довольно успешно (об этом свидетельствуют многочисленные мифы того периода, чей сюжет причудливо смешался с реальными событиями, подтверждения которым обнаружили археологи).

Микенцы и сами были довольно воинственны: царь Агамемнон организовал поход на Трою, которая конкурировала с Микенами за господство в регионе, и после десятилетней осады добыл важнейшую победу. По одной из легенд, победа была ему дарована богами за то, что он, исполнив повеление Оракула, принёс в жертву свою дочь, Ифигению (впоследствии это послужило причиной смерти царя: жена Агамемнона, не смирившаяся со смертью дочери, организовала против него заговор).

Надо заметить, что плодами долгожданной победы грекам воспользоваться не удалось: около 1200 г. до н.э. на территорию Греции вторглись племена дорийцев, разрушившие практически все города Пелопоннеса, среди которых также оказались Микены и Троя (последняя даже не успела оправиться от поражения и как раз пережила сильнейшее землетрясение). Жители городов какое-то время своей территории не покидали, прятались в горах, но впоследствии были вынуждены покинуть свои земли – одни перебрались на острова, другие переселились в Малую Азию.

Литература

  • Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — нач. I тысячелетия до н. э.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — 864 с. — ISBN 5-86007-273-2.
  • Ардзинба В. Г., Янковская Н. Б. Хеттское царство и Эгейский мир // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — Ч. II. Передняя Азия, Египет. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 118—201.
  • Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. — М.: Наука, 1976. — 192 с.: ил.
  • Блаватская Т. В. Греция в период формирования раннеклассового общества (XXX—XII вв. до н. э.) // История Европы. — Т. 1. Древняя Европа. — М.: Наука, 1988. — С. 138—173.
  • Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. — М.: Издат. фирма «Восточная литература», 1996. — 328 с.
  • Гринбаум Н. С. Микенологические этюды (1959—1997). — СПб.: Алетейя, 2001. — 242 с.
  • Лурье С. Я. Язык и культура микенской Греции. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. — 402 с.
  • Удивительные эгейские царства / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. — М.: Терра, 1997. — 168 с.: ил. — (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»). — ISBN 5-300-00871-0.
  • Щукарев А. Н. Микенские древности // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Раннеэлладский период Греции[править | править код]

См. также: Элладская цивилизация и Догреческий субстрат

Является частью Эгейской цивилизации греческой истории.

В III—II тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги, лелеги и карийцы; вся страна, по словам Геродота, называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали эти народы варварами, то есть говорившими не на греческих наречиях. Культура этих народов находилась на более высоком уровне развития (об этом свидетельствуют археологические данные), чем культура греков-ахейцев, вторгшихся на территорию Греции на рубеже III—II тыс. до н. э. Данные культуры или одна из них могли быть связаны с хронологически предшествующей культурой Винча, 5—3 тыс. до н. э., южная граница которой находилась на севере Греции.

Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида — это цитадели (например, «дом с черепицей» в Лерне), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес), заселенные, в основном, крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях.

Помимо занятия земледелием, в раннеэлладский период возникает ремесло (гончарное, кузнечное), но численность ремесленников была мала, и продукция обеспечивала местный спрос, но не исключено, что она также выходила за пределы отдельной общины.

Разделение поселений на цитадели и посёлки может говорить о начале классообразования во второй половине III тыс. до н. э. Цивилизация этого периода уже опережала в своём развитии другие европейские культуры, однако дальнейшему прогрессивному росту помешало передвижение древнегреческих племён по территории Балканской Греции.

История Микен

План древних Микен

Город, пребывающий сейчас в руинах, некогда славился на всю Элладу. Во-первых, согласно преданиям, его основал Персей – сын Зевса, герой, одержавший победу над Медузой Горгоной (по версии официальной науки, было это примерно в XVI в. до н. э). Мощную городскую стену возвели циклопы – огромные одноглазые существа. С тех пор кладку стен, выполненную при помощи больших необработанных каменных глыб, называют циклопической.

Во-вторых, город дважды переживал расцвет и упадок. В доантичную эпоху Микены (Мекены) были одним из крупнейших городов Эгейской цивилизации, пока она не погибла при извержении вулкана Санторин. Затем, в мекенскую эпоху, в городе располагалась резиденция царя, а подчинялись ему земли чуть не всего северного Пелопоннеса. Но потом влияние города уменьшалось, а сам он постепенно опустел. Считается, что последние жители покинули Микены во IIв. н. э.

Золотая посмертная маска Агамемнона

Но самый известный факт о Микенах состоит в том, что именно здесь жил великий греческий герой Агамемнон, предводитель всего эллинского войска в войне с Троей.

В «Илиаде» Гомер называл жителей Микены ахейцами – храбрым и отчаянным народом, сыгравшим главную роль в Троянской войне.

Трагична судьба Агамемнона: после возвращения с победой в родной город он был убит своей женой Клименестрой и ее любовником Эгисфом.

Но слава его жила, и на протяжении многих веков знатные семьи Микен считали героя своим предком.

Жизнь на острове

Несмотря на то, что жители Крита находились в весьма комфортных условиях, природные силы не всегда были благосклонны к микенцам. На острове случались сильные землетрясения. Некоторые из них достигали такой силы, что разрушали даже самые крепкие здания.

Были и морские штормы, с жуткими ливнями и ветрами. Бушевали на Крите и эпидемии, были засушливые годы. Микенцы много теряли в результате природных катаклизмов. Но жители выработали защиту от стихии. Она состояла лишь в молитвах и задабривании богов. Главной богиней была Владычица. Это весьма грозная дама. Она повелевала не только силами природы, но и животным, растительным миром.

Минойцы были весьма религиозными людьми. У них имелась культовая утварь, которую в огромных количествах нашли археологи при раскопках. Тут и статуэтки великой богини, символы священности – рога быков, топоры. Были и столы для жертвоприношений, и алтари.

Некоторые помещения дворцов были предназначены для святилищ, в которых осуществляли культовые обряды. В ходе них часто приносили жертвы. Это были не только животные, но часто и люди.

Палеогенетика

В 2017 году генетиками были опубликованы данные ископаемой ДНК четырёх микенцев. Определены митохондриальные гаплогруппы H (у одного протестированного образца) и X2 (у трёх протестированных образцов), а также Y-хромосомная гаплогруппа J2a1 (у одного протестированного образца). Хотя было выявлено генетическое родство минойцев и микенцев, последние отличались связью с истоками среди «охотников-собирателей Восточной Европы и Сибири, опосредованных населением евразийских степей или Армении». Впрочем, сами авторы признают, что их исследование не закрывает дискуссий о происхождении микенцев.

Микены

Микены — старейший город материковой части Греции. Древнее лишь Кносс, центр минойской цивилизации, на Крите. Микены датируются вторым тысячелетием до н.э. В настоящее время город находится в руинах. В свою очередь руины превращены в музей. На 29 день прибывания в Греции смотреть руины стало совсем скучно, в Микенах мы провели около двух-трех часов. Комплекс совсем небольшой и достаточно однообразный.

Могильный круг А (grave Circle A). Микенский акрополь. Справа вход, ниже — стоянка туристических автобусов.

Микены — одна из самых легкодоступных достопримечательностей Пелопоннеса. 120 км от Афин, причем 110 из них по магистрали. По времени примерно 1 час 10 минут. Мы же приехали с другой стороны, в эти дни наша база была в Эпидавре.

Микенский акрополь. Стен на холме практически не видно.

Львиные ворота (Lions Gate). Центральный вход в Микенский акрополь.

Микенская крепость занимала очень выгодное стратегическое положение, она возвышалась над равниной Аргос и контролировала все горные проходы к северу, до самого Коринфа. Главный вход в город украшали Львиные ворота, сооруженные около 1260 года до н. э. Над ними были высечены два больших каменных льва. Все сооружение венчала крыша, длина которой составляла 8 м, высота — 90 см, а ширина — 2,4 м.

В музее. Микены.

От ворот шла дорога к царскому дворцу. Его стены украшали фрески, наподобие критских росписей. Таким образом, жители Микен имели представление о минойской культуре. Вокруг теснились дома менее высокопоставленных горожан. Один из них, так называемый Дом с колоннами, был трехэтажным.

Ну вот как-то так сейчас выглядят Микены. На территории акрополя.

Могильный круг А (grave Circle A). Микенский акрополь.

Вид в сторону Нафплиона. Тут очень красиво.

То что осталось от строения гамма. 13 век до нашей эры. На информационном щите нет ни чего о том как использовалось это здание.

Я не специалист в области истории и археологии. Но мне хотелось бы знать кто тут жил, когда, для чего использовалось здание. Зачастую такой информации просто нет. На информационных стендах примерные даты и описание внешнего вида…хотя даже не внешнего вида, а остатков внешнего вида.

Окрестности Микен. Опять Пелопоннес совсем другой.

Вход к подземному хранилищу воды. Микенский акрополь.

Вход к подземному хранилищу воды. Микенский акрополь.

Микены. Вид на окрестности. Крыша музея. Остатки стены акрополя.

Подземная гробница Льва (Lions grave).

До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах — «толосах», построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола. В одну из гробниц — сокровищницу Атрея — ведёт вход высотой почти в 6 метров, открывающий погребальную камеру: круглую в плане, 13 метров высотой и 14 шириной, с ульевидным сводом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.

Сокровищница Атрея. Гробница в Микенах.

Ссылки по теме

  • Все посты с этой поездки;
  • Микены на Википедии;

Мифы и легенды о Львиных воротах

Львиные ворота в Микенах окутаны тайнами и легендами. До сих пор ученые не устают выдвигать версии о том, кто, как и когда возвел это сооружение.

Легенда о Персее и циклопах

Микены в период своего появления и расцвета — это город-крепость, построенный на скалистом холме. Он делился на две части: в верхней части холма (акрополь) проживала знать, в нижней (у подножья) — простолюдины.

По преданию, для разделения города на две части Персей пригласил циклопов. Именно они построили величественную крепостную стену длиной почти километр, высотой 12 м и толщиной 8-10 м. Древние греки верили, что это было под силу только одноглазым гигантам. Именно поэтому кладка из тесаных глыб получила название «циклопическая».

Тайны львиного барельефа

Львиный барельеф — это один из первых декоративных элементов на крепостных стенах тех времен. Вопрос о том, что он символизирует и для чего предназначен, до сих пор остается открытым.

Версий несколько:

  • изображение львов служило для устрашения проходящих через ворота (наиболее вероятная);
  • львицы на алтаре — герб правящей династии;
  • барельеф олицетворял величие города и могущество его правителя;
  • животные на алтаре символизировали Великую минойскую богиню.

Отсутствующие головы львиц — тоже тайна. Или они были разрушены под влиянием времени и атмосферных явлений, или отлиты из золота и просто украдены. Тот факт, что головы на барельефе были сделаны из отличного от известняка материала, не подвергается сомнению. Об этом говорит место их излома.

Экскурсоводы готовы рассказать туристам еще несколько версий о Львиных воротах в Микенах и приправить их своими догадками. Это делает ореол таинственности вокруг древней постройки еще ярче.

Необъяснимые тайны памятника

На первый взгляд, львиные ворота являлись элементом городской фортификационной линии. Но если судить по характеру прилегающей местности и конструктивным характеристикам сооружения, то можно говорить про малую оборонительную ценность ворот. Вероятно, уникальный архитектурный артефакт имел еще какое-то скрытое предназначение.

Знаменитую золотую погребальную маску «царя Микен», экспедиция Генриха Шлимана откопала под воротами, в гробнице Агамемнона, забитой драгоценными артефактами. Это, и другие уникальные, нетипичные для греческой архаичной культуры захоронения задают больше вопросов, чем рассказывают про историческую эпоху.

Исследователи предполагают, что проход через ворота был доступен ограниченному числу посвященных людей. На это указывают, священные для жителей Микен, шахтные могилы, расположенные вдоль дороги, ведущей к воротам. Почему и зачем микенские ахейцы создали такой мемориал археологи не могут объяснить до сих пор.

Потрясающие исторические ландшафты Греции, представляют из себя «туристический рай» современности. В этом «раю», по праву выделяются величественные и таинственные Львиные ворота, способные потрясти и заворожить любого, кто собственными руками может прикоснуться к вечности в «златообильных Микенах», одном из стержневых центров цивилизации древней Эллады.

Немного истории

Основал ли Микены Персей решив оставить о себе память еще и как о строителе городов, или в знак очередной победы — неизвестно. Но правили им многие поколения его потомков, пока на смену не пришла царская династия Атрея.

Одни легенды утверждают, что Персей выбрал это место, потому что потерял здесь наконечник меча (микес), другие, что Персей нашел гриб (по-гречески- микес) и, спасаясь от жажды, напился воды из него.

Более прозаическое предание гласит, что Микены основали ахейцы, древнее воинственное племя.
Как бы то ни было, город расположился в стратегически удобном месте. Заложили его у подножья одной из гор на северо-востоке .

Первое упоминание о Микенах, как о «златообильном» или «наполненном золотом» городе было сделано еще Гомером в своем эпосе.

Позднее немецкий археолог Генрих Шлиман при раскопках Микен нашел этому объяснение. Гробницы и усыпальницы на его территории были наполнены золотыми украшениями и просто безделушками весьма искусной работы.

Все это свидетельствовало о баснословном богатстве правителей и знати. Их останки были похоронены под грудой золотых изделий. Интересно, что не было обнаружено ни одного предмета из железа.

Среди найденных археологами золотых вещей были:
диадемы, браслеты тонкой работы, медные котлы с изящными золотыми пуговицами, золотые чаши и кувшины, множество золотых фигурок животных, посмертные маски, самая известная из которых маска Агамемнона, а также множество бронзовых мечей.

Археологические находки, обнаруженные в усыпальницах, стали самым крупным кладом в мире не только по количеству (было найдено более 30 кг золотых изделий), но и по художественной и исторической значимости. Позднее их превзошли только находки, найденные в гробнице Тутанхамона.

Все артефакты переданы в Археологический музей Афин и в Археологический музей Микен.

Удачное географическое положение Микен способствовало ведению жителями торговли.
Экспортировались вино, духи, ткани, изделия из бронзы, золота и янтаря.

Богатство быстро росло, государство процветало. Микены стали весьма влиятельны, и согласно утверждениям ученых, контролировали все Средиземноморье. Их правители даже возглавляли конфедерацию Пелопоннесских царств.

Культура, оружие и даже мода Микен распространились по всему известному миру. Это послужило причиной неоднократных нападений на город. Однако микенцы и сами были воинственны.

За время своего существования Микены и Микенское государство оставило солидный след в истории. Правители города — это герои легенд и мифов. С историей Микен связано множество трагических и героических событий.

Например, легендарная Троянская война была развязана микенским царем Агамемноном. Не будем вдаваться в подробности божественных междоусобиц, связанных с яблоком раздора и борьбой олимпийских красавиц за титул «прекраснейшей», в которую были вовлечены царь Менелай и его супруга Елена Прекрасная, приведших к падению Трои.

Историки склоняются все же к более реалистичной версии, что именно правитель Микен Агамемнон пошел войной на город, так как Троя конкурировала с ними за господство в регионе. Десятилетие длилась осада города.

Исследователи относят эти события к XIII–XII вв. до н. э., но дата является спорной. Победа же была дарована богами царю Микен за то, что он принес в жертву свою дочь, за что позже, по одной из легенд, и был убит женой, не простившей ему убийство своего ребенка.

Согласно другому преданию за время длительного отсутствия супруга Клитемнестра завела любовника – двоюродного брата Агамемнона. И когда законный супруг вернулся с войны, они просто убили его, изгнали детей – законных наследников трона, и стали править Микенами.

Стремительное развитие микенской цивилизации столь же необъяснимо, как и ее внезапное исчезновение. Точно не установлено, как и почему пало их государство. Историки выдвигают различные гипотезы, согласно которым разрушение города и гибель государства могли произойти в результате межклассовых столкновений.

Согласно другим теориям серия землетрясений, разрушение торговых путей вызвали стремительное падение цивилизации. Не исключено, что этому окончательно поспособствовало вторжение Морского народа – дорийцев. Но точно известно, что гибель Микенской цивилизации совпала с окончанием бронзового века.

«Бронзовый коллапс» сопровождался падением государств и разрушением крупных городов. Была утрачена письменность и традиции, сошла на нет торговля. Восточное Средиземноморье погрузилось во тьму.

Царский дворец

Туристы, покупающие экскурсионный тур в Микены, могут увидеть и другие исторические памятники этого когда-то богатейшего города. Прямо от Львиных ворот дорога вела в царский дворец. Развалины этого сооружения даже сейчас восхищают туристов. В центре здания располагался огромный прямоугольный зал с очагом – мегарон. Очаг был тщательно отделан и украшен витиеватыми рисунками, по четырем углам очага стояли массивные колонны, подпиравшие свод. Стены парадного зала украшали рисунки в критском стиле. Гомер называл в своих поэмах этот зал “сияющим”. Нужно отметить, что минойцы были великолепными инженерами и архитекторами. Все сооружение было выстроено в разных уровнях, соединенных между собой вереницей коридоров и залов. Под дворцом располагалась система коммуникаций и водоснабжения города. Многие здания в пределах Микен строились в два или три этажа, что говорит не только о финансовой состоятельности горожан, но и об искусстве строителей.

В самом дворце предположительно располагалось древнее святилище. Археологи нашли несколько скульптур богинь и ребенка. Кому поклонялись микенцы, ученые не знают абсолютно ничего. Так же как не известны и не понятны историкам их погребальные обряды.

Микены: цитадели

Эгейское искусство достигло своего расцвета примерно в 1650- 450-х гг. до Р. X. Наиболее выдающиеся памят­ники находятся на острове Крит, а са­мым развитым государством были Микены. Первый минойский период сменился крито-микенским.

Микен­цы – народ воинов – процветали в Гре­ции с 1600 по 1200 г. до Р. X. Это время было названо «героическим», или «гомеровским веком», поскольку уклад жизни и образы зданий микенцев схожи с повествованиями гомеровского эпоса, в частности «Илиадой» и «Одиссеей». Но, возможно, критские ремесленники возводили микенские цитадели. Постройки микен­ отличаются тщательной сплани­рованностью и расположением вокруг мегорона. Напротив, минойцы в свою очередь предпочитали более сложные формы, напоминающие лабиринт.

Расположение дворцов

Дворцы строили в цитаделях, которые были хорошо защищены. Двор в Тиринфе (конец XIII в. до Р. X.), находившийся недалеко от Ми­кен, был окружен множеством стен и дворов, через которые еще требовалось пройти, перед тем как попасть к воротам – пропилеям, а затем к самому дворцу.

Цитадель в Микенах располагалась на крутом холме и изначально занимала только его верхнюю часть, где позже был построен дворец. Также за стенами были построены зернохранилище и дома знати. К западу от дворца разросся некрополь. Большинство населения жило за стенами крепости.

Львиные ворота. Микены (ок. 1250 г. до Р. X.)

В цитадель попадали через величественные ворота, в Микенах их было двое – Львиные и Малые. Первые были образованы двумя вертикальными камнями, не­сущими балку, сверху которой находился разгрузочный треугольник с плитой из известняка. Плита была украшена рельефом, а именно двумя львами.

Микенцы думали, что внушительные стены, которые сложены из монументальных каменных блоков  различной формы, были изготовлены мифическими Циклопами, то есть народом гигантов. Вследствие этого подобная кладка и называлась циклопической.

Триглифный фриз

Фризы с критскими элементами из полурозеток и триглифов, сочетающиеся с волной  были выполнены из мягкого камня, – распространенная форма украшений минойских, а также и микенских двор­цов. Предполагается, что этот греки создавая дорический фриз из мето­пов и триглифов, вдохновлялись триглифным фризом, однако это только предположение.

Мегарон

Данный тип жилища имел прямоугольный зал, который был разделен­ несколькими рядами столбов, в центре располагался очаг, аванзал и входной портик. В мегарон попадали из парадного двора, который был об­несен портиками.

По центру мегарона как правило располагался круглый очаг, который был обнесен со всех колоннами, выполненными из дерева, которые поддерживали кры­шу. Пол представлял собой залитый известняко­вый раствора, разбитый на шашки, стены ук­рашались фресками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector