Концертный зал мариинского театра

Репертуар

Ежедневно уникальные представления дает концертный зал Мариинского театра. Отзывы слушателей только подтверждают значимость, ценность этой площадки. Каждый любитель классической органной музыки, приехав в Петербург, считает обязательным посещение концертного зала. Зима 2017 года ознаменовалась высокими выступлениями, вот лишь некоторые из них:

• Классика всех времен (Бах, Лист, Моцарт, Сметана, Дебюси).• От барокко до современности (музыка для альта). • Барокко-джаз.• Серебряные свирели (кларнет).• Весенняя сказка (из оперы «Снегурочка»).• Гайдн (ансамбль Мариинского театра).• Хор Chanticleer.• Любовь к трем апельсинам (опера).• Золушка (опера).• Волшебная флейта (опера).

Театр величественной истории

Мариинский театр основан в 1783 году: тогда, велением императрицы Екатерины Великой, в составе Императорских театров России появился Большой театр. Тогда же издан указ о создании театрального комитета для управления зрелищами и музыкой. Располагался он в здании на Карусельной площади, позже переименованной в Театральную. Переезд театра в новое здание произошел благодаря случайности: в 1859 г. сгорел Театр-цирк напротив Большого театра, на его месте выстроили новое здание театра и нарекли его Мариинским в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Туда, в новые прекрасные условия, и переехала труппа Большого театра, а его бывшее здание на Карусельной площади перестроили и отдали консерватории. Вместе с русскими актерами в театре выступали итальянцы и французы. Драматические спектакли чередовались с концертами. Репертуар Мариинского театра состоял из золотых произведений сцены: «Волшебная флейта», «Золушка», «Семирамида», «Севильский цирюльник», «Баядерка», «Жизель», «Пиковая дама», «Иоланта», «Иван Сусанин». Здесь играли и романтическую оперу, и легкие водевили, и героическую оперу. Здесь звучали произведения Моцарта, Россини, Беллини, Верди. Именно здесь зародилась мировая слава русского балета, в котором танец уподобился музыке… Купить билет в Мариинский театр стремились все иностранные гости. При Советской власти бывший императорский театр оказался в распоряжении комиссариата просвещения и стал Государственным. … Два века – очень долгий для театра срок. Он видел многие эпохи, смену правительств и идеологий, но искусство здесь всегда оставалось чистым, не зависящим от времени. Сцена Мариинского помнит великих деятелей оперы и балета, здесь прославили отечественное искусство Федор Шаляпин, Иван Ершов, Софья Преображенская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников.

Описание — архитектура и интерьеры

Архитектура

По мнению большинства критиков, архитектура нового сооружения просто отсутствует. Здание на берегу Крюкова канала должно было вписаться в потрясающую архитектуру Санкт-Петербурга и быть в гармонии со старинными зданиями. На деле мы видим разновысотные формы из стекла, металла и сайдинга, нарочито несимметричные окна и маленькие балкончики.

Особое удивление вызывает стеклянный мостик, соединяющий старое и новое здания Мариинского театра, необходимый Мариинскому театру для перемещения декораций. Этот мост заслоняет собой вид на такие достопримечательности Санкт-Петербурга, как колокольня Никольского морского собора и Новая Голландия.

Истину, на наш взгляд, выразила газета Saint-Petersburg Times в заголовке статьи «Незамысловатый фасад прячет за собой ослепительный интерьер».

Интерьеры

Зрительный зал выполнен в лучших традициях XVII–XVIII веков. Он изогнут в виде подковы и имеет три яруса балконов. Зал большой, но в тоже время в нем сохраняется камерная обстановка. 

Фойе

Фойе имеет два уровня, его стены облицованы ониксом янтарного цвета, а окна оформлены юрским мрамором бежевого цвета. Благодаря прозрачному фасаду в светлое время суток обеспечивается естественное освещение и с улицы зал выглядит как сгустившийся солнечный свет. Ночью залы подсвечиваются с помощью люстр, изготовленных компанией Swarovski.

Одна из лестниц, расходящихся из фойе, уникальна, она создана из специального стекла, имеет высоту 33 метра и соединяет все уровни здания. 

Акустика

Зал предназначен именно для исполнения опер и поэтому отличается очень хорошей акустикой. Она достигается с помощью гипсовых панелей, которыми облицованы потолок и стены. Между паркетным полом и бетонным основанием уложено специальное деревянное покрытие, поглощающее шум. Также лучшему распространению звука способствуют облицовочные панели из бука и большое расстояние между ярусами. Таким образом, зрители, сидящие в дальнем конце зала, могут слышать даже самые тихие ноты.

Освещение

Все светильники Мариинки-2 светодиодные, сберегающие электроэнергию. По всему зданию развешены 230 хрустальных люстр фирмы Swarovski, создающие обилие теплого завораживающего света.

Удобства для зрителей

В новом здании Мариинского театра Вы ощутите комфорт с первой минуты. Здесь много лифтов и туалетных комнат, имеются камеры хранения, а в гардеробе — плечики. Зрители с детьми маленького роста для их удобства могут взять подушки. Текст оперы транслируется на табло на русском и английском языках.

Удобные кресла и достаточное расстояние между рядами позволят Вам комфортно провести время.

Надо признать, что Мариинка-2 — современное, гостеприимное и очень яркое здание, в котором светло и просторно.

По мнению Валерия Гергиева новое здание Мариинского театра через четверть века будет считаться ценной достопримечательностью Санкт-Петербурга, известной своей хорошей акустикой, достаточными производственными возможностями и высоким уровнем комфортности для зрителей.

По законам технического прогресса

При своем рождении театр был оборудован по последнему слову театральных технологий тех времен. И он никогда не собирался отставать от технического прогресса! Да ведь и сам Петербург непрерывно рос, меняя облик в соответствии с веяниями времени. Первая крупная реконструкция театра состоялась в 1802-1803 гг. по проекту знаменитого архитектора Тома де Томона: была изменена и внутренняя планировка, и внешний вид. В 1836 г. внесены изменения для лучшей акустики: купол зала заменили плоским перекрытием, убрали колонны, увеличили объем зала и придали ему форму подковы. Всё это случилось еще до пожара. За этим последовал переезд в новое здание – еще более совершенное. В 1885 г. к левому крылу здания пристроен трехэтажный корпус для театральных мастерских и других технических помещений. В 1894 году деревянные стропила заменили стальными, надстроили боковые флигели, расширили фойе. В 1968–1970 гг. во время очередной генеральной реконструкции было увеличено левое крыло здания. В последние годы Мариинка тоже прошла через реконструкцию. Сегодня у театра три сцены, и одна из них от открыта совсем недавно – в 2013 г.

Краткое описание

По замыслу автора проекта исторический фасад 1900 года, выходящий на улицу Писарева, был сохранен и стал одной из стен нового здания. Другой фасад, выходящий на ул. Декабристов, олицетворяет новое время и представляет современные архитектурные достижения.

Зал имеет необычную изогнутую форму, похожую на колыбель, его интерьер строгий и выдержанный. Сцена находится в самом центре, а зрительские места расположены вокруг в виде террас, что позволяет улучшить акустику и видимость происходящего.

Акустика

Акустика — это ноу-хау зала. Волнообразный потолок выполнен из специальных шероховатых панелей, способных рассеивать звуки высокой частоты. Оригинальная обшивка состоит из попеременно выпуклых и вогнутых деревянных панелей, создающих эффект «плетения» и также оказывающих значительное влияние на распределение звука.

Основные характеристики

Зал Мириинки-3 рассчитан на 1100 зрителей. Имеется хоровой ярус, который при аншлаге также занимают зрители. На подъемной оркестровой площадке может одновременно находиться до 130 музыкантов.

Ширина зала — 24 метра, длина — 52 метра и высота в среднем — 14 метров.

Сцена оснащена приспособлениями, позволяющими проводить здесь как концерты большого симфонического оркестра с хором, так и оперные и балетные представления.

Интересные факты о Мариинском театре

Хотя нынешнее здание было открыто для публики в 1860 году премьерой знаменитой оперы «Жизнь за царя», официально датой рождения Мариинки считается конец XVIII века. В октябре 1783 года состоялось торжественное открытие Большого театра, построенного по личному приказанию императрицы Екатерины и спроектированного известным итальянским архитектором Ринальди. Здесь часто шли итальянские и французские оперы, а также проводились вокальные концерты и музыкальные вечера.

В XIX веке большинство представлений устраивались на сцене Театра-цирка, возведенного напротив Большого и практически полностью уничтоженного пожаром 1859 года. В это же время начались работы по строительству нового императорского театра, ставшего настоящим архитектурным украшением города. Руководил ими талантливый итальянский архитектор Альберто Кавоса.

Что смотреть в новой Мариинке в мае

«Иоланта»

3 мая

Совместный проект Мариинки и Festspielhaus Baden-Baden, оперная постановка 2009 года. Иоланту поет Анна Нетребко. Билеты

«Драгоценности»

3 мая

Постановка балета Джорджа Баланчина. В «Бриллиантах» танцует Ульяна Лопаткина (на фотографии), в «Рубинах» — Екатерина Кондаурова. Билеты

«Болеро. Симфония до мажор»

4 мая

Вечер балета, участвуют артисты труппы «Бежар Балет Лозанна» и Мариинского театра. В главной роли — Диана Вишнева (на фотографии). Билеты

«Блудный сын. Весна священная»

13 мая

Одноактные балеты, дирижер — Валерий Гергиев. «Блудный сын» Джорджа Баланчина идет в постановке 2001 года. «Весна священная» — премьера в хореографии Саши Вальц. Билеты

Сольный концерт Дениса Мацуева

19 мая

Самый народно известный российский пианист сыграет то, что публике всегда приятно услышать: «Времена года» Чайковского и «Картинки с выставки» Мусоргского. Билеты

«Русалка»

24 мая

Редкая опера Даргомыжского в новой постановке Василия Бархатова. Откроет фестиваль «Звезды белых ночей». Билеты

«Шостакович. Берлиоз»

26 мая

Лондонский симфонический оркестр играет «Концерт для фортепиано с оркестром № 2 фа мажор» и «Фантастическая симфонию». Дирижирует Гергиев. Билеты

Акустический тест

Главный повод, по которому собрали журналистов в новой Мариинке – проведение акустического теста в просторном зрительном зале на 2000 мест. Мероприятие заинтересовало большое количество СМИ – вторую Мариинку действительно ждут, негласно называя ее в народе «Открытием десятилетия».

Валерий Гергиев лично продирижировал фрагменты из опер Чайковского, Верди и Мусоргского. С первых же нот стало понятно, что акустика действительно потрясающая! И даже если ты не профессионал в этой области, нельзя не отметить уникальное звучание – как будто музыканты играют не в оркестровой яме, а вокруг тебя

Архитектор Даймонд в интервью за интервью обращал внимание на то, что именно звучание становилось в центр его сооружения – учитывая многие звуковые особенности, проектировали этот уникальный театр

Решение самого зрительного зала базируются на проверенной и надежной форме для оперного театра – форме подковы. Однако и тут есть отличие – в исторических театрах преломление звуков низкой, средней и высокой частоты осуществлялось, как правило, через классические декоративные элементы – колонны различных масштабов, кривизну передней части балконов, а также барельефы путти и орнаментальные гирлянды. Современный эквивалент был достигнут более органичным способом. Модернизм заключается в особой форме выпуклости всего зрительного зала и, в частности, задней стены. Естественная акустика создается с помощью гипсовых стен ручной работы, изготовленных из полос твердого гипса различной размерности. Натуральность звуку придает деревянная облицовка из резонирующей ели, причем древесина для отделки поступала не в досках, а выпиливалась из цельных стволов, что имеет особое значение для акустики.

400 замечаний

Количество недочетов, которые Главгосэкспер­тиза нашла в проекте отправленного в отставку архитектора Доминика Перро. Француз обошел в архитектурном конкурсе сильных конкурентов (среди них — Эрик ван Эгерат, Ханс Холляйн, Арато Исодзаки) и заключил с Мариинкой контракт, который оценивают в 20 миллионов евро. Через 5 лет его отстранили, но замдиректора его бюро в России Людмила Лихачева считает, что проект не понравился Гергиеву сразу, как и сам архитектор: «Две звезды не договорились». По мнению других экспертов, Перро предупреждали, что он должен нанять правильных российских субподрядчиков, но он этого не сделал. Зато по его проекту успели снести целый квартал — в том числе одну школу и конструктивистский ДК имени Первой пятилетки.

«Очень живая акустика»

Характеристика звуковых возможностей новой сцены, которую дал Валерий Гергиев. С ним согласны оперная прима Анна Нетребко и балерина Майя Плисецкая, которая считает, что деревянная отделка зала — залог хорошего звука. Однако один из побывавших на акустическом тесте музыковедов, просивший не называть своего имени, утверждает: «В восторге от акустики журналисты новостных изданий, которые записали все, что им сказал Гергиев. Но почему так резко, грубо звучит знаменитая мариинская медь, которая славится своей мягкостью и округлым звуком? Почему проваливается хор, почему солистка лучше звучит из глубины сцены?» Представители Мариинского поясняют, что зал — тоже инструмент, к которому еще надо приноровиться.

За кулисами

Качеством звука остались довольны и сам дирижер, и большинство слушателей – придирчивых критиков и журналистов, а когда занавес открылся, то всех поразила невероятная глубина сцены – 80 метров! Закулисная часть нового Мариинского также существенно отличается от исторического оперного театра: технически это чудо автоматизации с передовыми производственными, артистическими и административными помещениями. С особой гордостью рассказывает Валерий Гергиев о новых возможностях театра – теперь, благодаря современному техническому оснащению сцены, можно ставить даже самые сложные по декорациям постановки. Если раньше на сбор и разбор некоторых элементов декораций необходимо было потратить до 5-дней, из-за чего наступал вынужденный перерыв в репертуаре, то на новой сцене такого не будет. Мариинка-2 будет работать бесперебойно, выдавая максимальное количество театральных шедевров. «При нынешнем техническом оснащении мы утром можем показывать детский спектакль, а вечером – давать самую сценографически сложную постановку». При этом одновременно на репетиционной сцене может идти полноценная репетиция, в зоне монтажной – осуществляться сборка декораций следующего спектакля, а в грузовом доке – погрузка или разгрузка других декораций. Также планируется, что новый театр будет обеспечивать производство необходимого инвентаря как для нового, так и для старого зданий.

Приятно удивили и другие нововведения – например, собственная звукозаписывающая студия, в которую звук в режиме реального времени будет попадать со сцены. И даже телевизионная студия с возможностью трансляции любого спектакля в формате HD.

Валерий Гергиев решил показать журналистам и то, что обычно скрыто от посторонних глаз, – служебную часть театра со столовыми, репетиционными залами, коридорами и комнатами. Все продумано до мелочей: современный дизайн, независимые друг от друга системы акустики во всех залах для репетиций, естественный свет от больших окон. Места в новом театре хватит всем: общая площадь новой Мариинки – около 80 000 кв. м, но здание, стоит заметить, не выглядит слишком огромным. В новом театре семь надземных и три подземных этажа. Помимо главной сцены есть репетиционная и арьерсцена (задняя часть сцены), репетиционные залы для хора, балета, оркестра, камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше. В фойе есть специальный «уголок», который назван «камерным пространством», и там, прямо на многочисленных ступеньках, могут устроиться 300 зрителей, чтобы послушать отдельную программу. А из расположившегося на крыше амфитеатра открывается замечательная панорама Петербурга. Этот амфитеатр, вмещающий до 200 человек, будет использован уже в ходе музыкального фестиваля «Звезды белых ночей».

Архитектурное решение

Свой юбилей, 60 лет, Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, генеральным партнером которого выступает банк ВТБ, как и принято у истинных любителей своего дела, будет отмечать на сцене – на новой сцене современного и высокотехнологичного театра Мариинки-2.

«Мы хотели построить не просто новый театр. Наша задача куда глобальнее – настоящий театральный квартал! Мне кажется, эта задумка вполне удалась! Новый театр прекрасен и отлично вписывается в уже состоявшуюся композицию старого театра и концертного зала!» – поделился своими впечатлениями Валерий Гергиев после акустического теста на новой сцене, куда позвали журналистов оценить качество звука и внутреннее убранство театра.

На самом деле, с архитекторами и строителями у Мариинки не складывалось изначально. То проект всех порадовал, но оказался не жизнеспособен, то изначально утвержденная куполообразная концепция показалась слишком вычурной для исторической части города. В итоге был приглашен канадец Джек Даймонд – талантливый специалист, на счету которого всемирно известные постройки, такие как Зал Сиднея Хармана в Вашингтоне, концертный зал «Дом симфоний» в Монреале, центр исполнительских искусств в Сент-Катарине в Канаде, Центр исполнительских искусств «Времена года» в Торонто и многие другие. Последний, кстати, и вдохновил Валерия Абисаловича на сотрудничество с Даймондом. «Я видел этот зал и он впечатлил! Хочу сказать, что сейчас он считается современным образцом дизайна театральных залов. Только представьте, из 2000 мест – менее четверти отстоят от сцены на расстоянии более 30-ти метров. Это придает эффект настоящей вовлеченности зрителей в сценическое действо. И ни на одном месте зритель не испытывает помех в видении сцены. А у нас во многих театрах продают даже такие билеты, откуда совсем ничего не видно! В новой Мариинке такого точно не будет – все зрители останутся довольны!» – рассказывает Валерий Гергиев.

И действительно, журналисты, во время акустического теста перемещающиеся по залу с одного мягкого итальянского сиденья на другое, с партера на балкон, единогласно подтвердили – сцену видно хорошо везде!

Из истории создания

В 1900 году в конце улицы Писарева по проекту знаменитого архитектора Виктора Александровича Шретера было сооружено здание из красного кирпича, в котором разместился Декорационный магазин и зал Дирекций Императорских театров (здесь магазин — не место торговли, а склад декораций).  На первых трех этажах строения хранились декорации, а выше находился зал для их росписи и мастерские.

Осенью 2003 года пожар уничтожил большую часть постройки. Сгорели крыша и металлические перекрытия, декорации и костюмы к спектаклям, в том числе к идущим в настоящее время. Чудом выстояли только старинные стены, созданные Виктором Шретером и простоявшие более 100 лет.

Руководство Мариинского театра решило возвести на месте руин концертный зал, позже получивший неофициальное название «Мариинка-3».

Сооружение концертного зала можно определить двумя словами — он был возведен «быстро и качественно». Менее года ушло на разработку проекта и год потребовался, чтобы построить здание.

К работам были привлечены авторитетные зарубежные компании. Автор проекта — французский архитектор Ксавье Фабра, Под его руководством работы выполнило архитектурные бюро FABRE & SPELLER и PUMAIN, Париж. Генеральным подрядчиком выступило петербургское строительное предприятие «НЕВИСС-Комплекс». В строительстве Мариинки-3 участвовали компании Франции, Японии и Германии, а также Санкт-Петербурга и Москвы.

Для создания хорошей акустики был приглашен специалист мирового уровня Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota), ранее выполнявший аналогичные работы в Копенгагене, Лос-Анжелесе и Токио. Оформлением интерьера занималась группа художников, возглавляемая Михаилом Шемякиным.

В 2006 году новый концертный зал распахнул свои двери для любителей музыки. Через три года здесь был установлен орган, созданный знаменитой французской фирмой «Даниэль Керн».

Даймонд и Шмитт

По выражению Валерия Гергиева, «наша палочка-выручалочка». Имеется в виду не слишком амбициозное канадское бюро Diamond Schmitt Architects, специализирующееся на функциональных стеклянных параллелепипедах. От Перро решили оставить начинку: подземные этажи, фойе, атриум, общую планировку, а на отделку фасада объявили новый тендер. Его выиграло созданное по этому случаю петербургское Конструкторское бюро высотных и подземных сооружений — а канадцы выступили в качестве консультантов на удобных русской стороне условиях. Хотя проект бюро оказался самым дорогим (около 155 долларов за квадратный метр против средней российской цены 50 долларов за метр), а о фасаде не сказал доброго слова ни один из архитектурных критиков или разгневанных горожан, сроки исполнения и связи со Смольным оказались важнее. Член тендерной комиссии, ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский сказал, что у него канадцы за такую дипломную работу получили бы удовлетворительно. А карьера конструкторского бюро пошла в гору: они также выиграли тендеры на реконструкцию БДТ и Консерватории, участвуют в строительстве «Лахта-центра» и стадиона «Зенит-Арена».

За строительными лесами

В Санкт-Петербурге так исторически сложилось, что классические здания, которые составляют основную часть архитектуры города, состоят из трех основных компонентов: каменная или кирпичная база высотой от трех до шести этажей; вертикальные пропорции с регулярно расположенными оконными проемами и неким облегчением фасада в виде самых разных колоннад, портиков над входами, а также – металлические крыши с мансардными окнами, дымоходами и другими элементами кровли. Фасадное решение Мариинки-2 – это как раз современная интерпретация именно этих компонентов: каменная база высотой около 5-6 этажей и вертикальные по пропорции оконные проемы, а вместо классических портиков для облегчения однообразия фасадов и обозначения входов введены большие эркеры из несущего стекла.

У огромных стеклянных окон своя идея – когда стоишь в фойе театра, пространство расширяется и перед тобой открывается вся улица, точнее даже – складывается ощущение, как будто ты становишься частью этой улицы и самой Старой Мариинки, которая расположена совсем рядом. Ты наблюдаешь за всем происходящим за окном, видишь прохожих на улице, а они тебя и то, что происходит в фойе театра. Внутренняя отделка – по-своему уникальна. Она одновременно является и частью внешнего оформления. Фойе отделано панелями из медового оникса. Этот камень специально закупали в Иране, привозили в Петербург, где аккуратно распиливали на пластины и шлифовали. Общая площадь отделки составляет примерно 4000 квадратных метров, а высота самой большой панели – около 12-ти метров. Джек Даймонд рассказал, что выбран именно такой цвет и материал не случайно — когда вечером перед спектаклем в театре загорится свет и прольется медовым оттенком на улицы, театр преобразится и приобретет торжественный вид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector