Караванинг

Вместо заключения

На современном этапе, по крайней мере на момент написания «Книги начинающего караванера», в России еще не сложился рынок услуг для караванеров. В отличии от Европейских стран индустрия этой отрасли находится в зачаточном состоянии. Конечно, делались и делаются попытки изготовить жилой прицеп в промышленных масштабах. Но дальше единичных образцов дело не идет. В России нет инфраструктуры для караванеров, а именно кемпингов для автотуристов. Нет комплектующих и технологий для изготовления караванов. Это произошло потому, что Россия была на целых 70 лет отрезана от мирового рынка, а значит не чувствовала конкуренции и не пыталась угодить потребителю. Отсюда провал с отечественным автопромом и караваностроением, хочется верить, что через десяток лет на рынке появятся, не уступающие западным, дома на колесах, и счастливые путешественники заколесят на них по бескрайним просторам России.

TopCrop.ru благодарит Игоря Алясьева за возможность права публикации главы из «Книги начинающего караванера».

21 декабря 2015 года

Прицеп «Airstream» или американское караваностроение

В девяностые в Европу завозятся прицепы «Airstream». Их кузовы полностью изготавливаются вручную. Экстерьер трейлера делает похожим его на самолет. В США он считается символом гордости, как само понятие «квартира на колесах», как «мобильная недвижимость». Многие американцы  живут именно в таких трейлерах, если нет дома или квартиры. И лишь немногие граждане США используют его в качестве туристического прицепа.

Современный вид прицепа «Airstream»

Свой наружный дизайн трейлер сохранил с начала 30-х годов. Производитель этого легендарного трейлера Вилли Байм (Wally Byam) работал главным пилотом в небольшой авиакомпании, занимающейся перевозкой почты. Свой первый жилой прицеп Вилли Байм строит в 1932 году из фанеры и древесины. В 1936 году он получает заказ от военного ведомства на изготовление трейлера «поддержки» при боевых действиях. Он строит его уже из алюминиевых листов. На тот момент прицеп имел  революционную конструкцию, так как был изготовлен из 2-х частей: несущей рамы и самого корпуса. Технология его постройки отличается, от европейских традиций. Каркас усилен ребрами жесткости, к которым приклепаны листы алюминия. Строился прицеп по технологиям изготовления корпуса самолета. Поэтому он рекламировался, как самый легкий жилой прицеп, который способен был передвигать даже велосипедист. На тот момент он имел на своем борту воду, газ, электричество, холодильник.

Реклама прицепа «Airstream» с велосипедистом

Чуть позже, а именно в 50-х годах, фирма получила красивое название «Airstream». С этого момента она стала выпускать эти легендарные жилые трейлеры в своих сегодняшних размерах, формах и величинах. Компания «Airstream Motorhomes» до сих пор существует и строит свои прицепы по тому же принципу, что и 80 лет назад, оснащая их по последнему слову техники. Сегодня стильные прицепы «Airstream» переделываются в передвижные кафе, пиццерии и пункты мобильного питания. Они являются символом американского караваностроения и по праву заслужили свое место в истории  производства жилых прицепов.

Так обстояли дела с карованостроением в Германии, которая, как было указано выше, является флагманом этой отрасли и Америке. Кроме этих стран производством караванов занимались и другие, в частности, страны Восточной Европы, оказавшиеся после Второй мировой войны под железным занавесом и эгидой Советского Союза.

Первые упоминания караванинга

История караванинга или мобильного путешествия с жилой повозкой началась задолго до начала нашей эры. Первое упоминание относится к царице Клеопатре (69 – 30 гг. до н.э.) которая, будучи правительницей Египта, выезжала в, так называемой, «солнечной палатке», оборудованной всем необходимым, для охоты на птиц. Также в истории есть упоминание об итальянском путешественнике из Венеции Марко Поло (1254 – 1324 г.г), у которого была специально оборудованная «телега со всеми удобствами». Она передвигалась c помощью быков. А на стоянке, опять же c их помощью, натягивался большой шатер, наподобие современной маркизы, чтобы увеличить жилую площадь повозки.

Шикарная повозка хх века украшена резьбой и инкрустацией по дереву

Разумеется, люди всегда приходили к мысли, что можно использовать повозку в качестве передвижного дома. Цирковые артисты, актеры и лицедеи ездили в передвижных караванах. Первые жилые повозки, приспособленные для нормальной жизни, использовали бродячие европейские комедианты в начале XIX века. Осталось много воспоминаний об этих повозках. Одна из самых запоминающихся — построенная в тридцатые годы XIX века для владельца цирка Антуана Франсонье. В ней были кухня, столовая и даже ванная.

Обычный цыганский табор начала хх века

Первооткрыватель озера Альберта, в Уганде (Африка), Сэмюэл Уайт Бейкер (Samuel White Baker), был первым человеком, который взял жилую повозку именно для путешествий. Он ездил в ней по Кипру. В 1878 году Сэмюэл купил цыганскую повозку специально для этой цели. По его заказу там была установлена кровать с полками и ящиками над ней, буфет, складной стол, печь и даже камин. Вместе с женой, полудюжиной слуг и тремя спаниелями 29 января 1879 года он отправился в путешествие по острову.
Весной 1885 года фирмой «Brioal Wagon Cо» по специальному заказу Вильяма Гордона Стаблеса (William Gordon Stabless) — английского писателя была построена жилая повозка,  спроектированная по его чертежам.

Повозка Вильяма Стаблеса в разрезеПовозка Вильяма Стаблеса

Что сдерживает развитие караванинга в России

Для развития автомобильного туризма в России существуют все предпосылки. Страна богата природными ресурсами, климатические условия позволяют заниматься туризмом в любое время года, богатое культурное наследие и этнические особенности регионов вызывают огромный интерес у многих людей. Туристам всегда найдется, на что посмотреть в нашей стране.

В России необходимо создавать условия, связанные с внедрением и использованием автодомов и караванов. Современное отечественное производство, к сожалению, не предусматривает выпуск для этой индустрии отдыха необходимой продукции. Приобретать караваны и автодома за рубежом проблематично. Дело не в самой стоимости автомобилей, а в таможенных налогах, которые взимаются при их ввозе в страну. Для успешного развития автотуризма в России, снижение таможенных пошлин на ввоз такого рода транспорта, помог бы развивать его быстрыми темпами. А внедрение производства домов на колесах дало бы толчок не только всей индустрии к скорейшему развитию, но и позволило бы создать новые рабочие места, получать прибыль в казну государства.

Поддержка государства, строительство кемпингов по всей территории страны, привлечение инвесторов может создать в России достаточно мощную туристическую инфраструктуру, которая принесет государству хороший и стабильный доход.

Проблемы туристической сферы в стране

Если рассматривать эту проблему более детально, сложность в развитии российского туристического бизнеса в первую очередь связана с недостатком хорошо оснащенных гостиниц и отелей. Статистика показывает, что число курортов, санаториев и баз для отдыха не увеличивается, а постоянно уменьшается. Качество предоставляемых ими услуг, к большому сожалению, абсолютно не соответствует цене.

Сейчас не только туристы из-за рубежа не стремятся провести отдых в нашей стране, но и наши соотечественники предпочитают проводить отпуска на зарубежных курортах, отправляясь в турне и круизы. Для того чтобы кардинально изменить печально сложившуюся ситуацию, необходимо принять меры на государственном уровне. Но отчасти решить эту ситуацию можно и начав активно развивать автотуризм, или как его еще называют — караванинг. Он  разнообразит и даст новый импульс всей туристической отрасли страны. Для России такой вид активного отдыха является еще относительно новым, необычным  и только начинает свое развитие. Его преимущества нашим гражданам еще предстоит оценить в полной мере.

Что такое караванинг

Караванингом называется один из видов автотуризма, при котором путешественник проживает в специальных автоприцепах или автофургонах.  Он очень популярен в Европе и Америке. У нас пока еще не очень много его приверженцев, но в последние годы ситуация начала изменяться в лучшую сторону.

Родиной караванинга считается Америка. В Европе это направление туризма стало развиваться с 30-х годов двадцатого столетия.

Преимущества  караванинга

Караванинг – это не просто путешествие вместе со своим домом, а целая философия свободы передвижения. Собираясь в поездку, турист может взять с собой абсолютно все вещи, которые ему могут понадобиться на отдыхе (горные лыжи, лодку, велосипед или даже квадрацикл).  При этом ему не приходится беспокоиться о размерах и весе своего багажа, переплачивать за его перевозку немалые суммы. Ведь автодом с легкостью вместит в себя весь необходимый туристу багаж и позволит путешествовать с небывалым комфортом.

Караванер может отдыхать на лоне природы с огромным комфортом, не отказываясь от своих любимых занятий. Он всегда может почитать книгу, посмотреть фильм, полежать на любимом диване или послушать музыку. Прицеп-дача очень удобна для поездок загород. 

Караванеры могут остановиться на отдых в любом, понравившемся им месте. Например, на живописной лесной поляне, берегу озера или в горах. Караванинг предоставляет уникальную возможность изучить культурные и природные достопримечательности, как своей страны, так и зарубежных стран. И при этом при путешествии вы будете жить в собственном доме, по удобному, заведенному вами порядку, тем более что многим путешественникам не по душе однообразный, казенный уют отелей.

Караванинг может рассматриваться как дополнительная степень свободы и комфорта путешественника. Он позволяет не только оказаться в любом нужном путешественнику месте, порой даже в «диком» и необжитом, но и жить там с достаточным уровнем комфорта, в своей среде. А ведь возможность такого отдыха не может предоставить ни один, даже самый дорогой, отель.

За время отпуска можно с легкостью сменить несколько мест отдыха. При этом не нужно покупать билеты на поезд или самолет, искать свободные номера в гостиницах.

Дом на колесах может использоваться не только для комфортного отдыха, но и для бизнеса. В них можно разместить охотничьи домики, мобильные гостиницы, медицинский пункт, передвижную парикмахерскую или магазин.

Проблемы

Самой большой проблемой для развития караванинга является высокая цена на автодома. Но, как утверждают опытные караванеры, затраченные деньги окупаются уже через несколько лет, т.к. при путешествии не нужно покупать билеты, снимать номера в отелях, оплачивать питание в ресторанах и кафе. Так что этот недостаток не такой уж и большой.

Караванинг как отрасль туризма

Караванинг и кемпинг  являются самой крупной европейской туристической сетью. Например, в Германии ежегодно отправляются в путешествие  более 5 миллионов караванеров, а  еще один миллион автотуристов въезжает в эту страну из других стран. В 2005 году доход от  кемпинг-туризма в Германии составил 4 миллиарда евро. При этом его рентабельность достигла фантастического уровня – 43% от оборота денежных средств! Вряд ли есть еще какие-либо отрасли, которые могут похвастаться такой рентабельностью.

В СССР караванинг был достаточно хорошо развит, особенно по направлению «Золотого кольца»

Большое количество кемпингов привлекало к себе внимание как советских, так и иностранных туристов. В настоящее время эта некогда популярная в России отрасль туризма начала вновь возрождаться

Рост популярности караванинга в России во многом объясняется соответствием этого вида туризма мировоззрению наших сограждан. Российский турист, в представлении большинства из них – это путник с рюкзаком или котомкой за плечами. Но в настоящее время рюкзак можно сменить на автодом и путешествовать не пешком и с тяжестью за спиной, а на колесах и с немалым удобством!

Новое слово в строении жилых прицепов

В начале 60-х годов в обиходе появилось слово — пластик. Химическая промышленность стремительно развивалась, и изделия, созданные таким путем, стали использоваться в производстве жилых прицепов.

Прицеп полностью изготовленный из пластика

В 1961 году немецкими инженерами впервые был изготовлен караван из сэндвич-панелей. Снаружи пластик, а изнутри шпонированная фанера. В этом же году появился и стал сенсацией первый прицеп, полностью изготовленный из стекловолокна и усиленной пластмассы. Из металла осталась только несущая рама и шасси. Мебель традиционно изготавливалась из облегченной фанеры. Конечно, караваны были оборудованы всем, что было необходимо для путешествий.

В 1961 году прошла первая выставка жилых автоприцепов. В ней приняло участие более 60 производителей. Было представлено 150 единиц техники. Самое интересное, что производители договорились о ценах на жилые прицепы, которые должны были составлять менее 3000 DM (немецких марок), что давало возможность многим немецким семьям  влиться в число караванеров, это повышало спрос на  продукт и  способствовало развитию отрасли в целом.

Между тем на выставке выяснилось, что на рынке не существует прицепа для длительных путешествий с длиной кузова от 6 метров и в нижней ценовой категории. Через несколько лет это нишу заняли «Wilk», «Tabbert» и «Knaus».

Семидесятые годы внесли свои коррективы в производство караванов. Нефтяной кризис стремительно развивался и приносил свои плоды. После успешных шестидесятых в период с 1970 по 1973 годы денежный оборот  в отрасли по производству жилых прицепов в Германии снизился почти на 27%. Нефтяной кризис коснулся всех автопроизводителей, которые вынуждены были выживать в новых экономических условиях.  В 1975 году кризис пошел на спад. Годом позже компания «Bürstner GmbH» покупает  фабрику во Франции и основывает «Bürstner S.A.F Wis Sembourg».

«Westfalia» строит в 1976 жилой прицеп «Колумб» с пластмассовым кузовом и дорогостоящем шасси. Этот прицеп шел далеко впереди своего времени, но его качество и неоспоримые преимущества пали жертвой высокой цены. Его производство возродится только в 1990 году.

Прицеп «Westfalia» с волнистыми боками — самый крепкий из прицепов.

В 1977 году инженеры компании «АЛ-КО» предлагают производителям жилых прицепов дельтовидную ось, которая более устойчива к раскачиванию прицепа на больших скоростях, это делало управление автоприцепом более комфортным, и гарантировало больший срок службы шасси.

К концу 70-х годов компания «Hobby» становиться лидером в производстве жилых прицепов и отрасли в целом. При этом на начало 80-х в Германии зарегистрировано уже более 30000 жилых прицепов.
80-е проходят под девизом «Caravaning 90-х», где появляются футуристические проекты жилых прицепов. В 1981 году компанией «Dethleffs» был изготовлен прототип жилого прицепа с «космической» формой кузова и большой площадью остекления в носовой части. На тот момент в его создании использовались самые передовые технологии. В 1983 году, «Dethleffs» становится частью холдинга компании «СМС», которой так же принадлежат фирмы «Eriba-Hymer» и « T.E.C». Далее свою деятельность осуществляет по средствам финансирования холдинга.

В 1986 году, при содействии «Knaus» прошли первые краш-тесты прицепов, которые  задали вектор развития караваностроения. Ставились вопросы, касающиеся аэродинамики кузова и внутреннего обустройства. И уже в 1987 году на суд публики был выставлено серийный жилой прицеп, в котором были учтены все недостатки предыдущих версий.

В итоге восьмидесятые годы проходят для производителей жилых прицепов под девизом роста и дальнейшей модернизации своей продукции и отрасли в целом.

Объединение и укрупнение компаний характерное для 80-х, продолжилось в девяностые, оно были обусловлены необходимостью выживать в ожесточившихся рыночных условиях.

К концу 90-х основными производителями автоприцепов в Германии стали три группы компаний:

  • Hymer с Bürstner, Dethleffs, EribaHymer, LMC и T.E.C.
  • Knaus-Tabbert Group с Eifelland, Knaus, T@B, Tabbert и Wilk.
  • Hobby с Fendt.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector