Ангкор-ват

Архитектурный план Ангор-Вата

Ангкор Ват

Когда идешь по самому Ангкор-Вату, определить его архитектурный план очень тяжело из-за огромных размеров храмового комплекса

Такая сложность и красота и привлекают, и отвлекают внимание. Издалека Ангкор-Ват кажется колоссальным каменным массивом, к которому ведет длинная мощеная дорога.

Высота Ангкор-Вата от земли до вершины центральной башни больше, чем может показаться: 65 метров. Храм состоит из трех треугольных или квадратных уровней (1-3). Каждый последующий меньше и выше предыдущего.

Первый и второй уровень окаймляются крытыми галереями с колоннами. Третий уровень поддерживают пять башен — четыре по углам и одна в середине. Эти башни являются наиболее выразительным архитектурным элементом Ангкор-Вата. Иногда такая форма расположения называется квинканс. Возвышающиеся один над другим уровни придают башням коническую форму.

Культ крупного рогатого скота

Более 10 000 лет назад Северная Африка отошла от холодного, сухого климата Ледникового периода, который сохранялся в течение десятков тысяч лет. С этим сдвигом африканские муссоны относительно быстро мигрировали на север, заполняя сезонные озера, или Плайя, которые обеспечивали кратковременные оазисы для жизни.

Для кочевых народов, которые жили в этом районе, эти летние дожди, вероятно, были священными. В ту эпоху, когда сельское хозяйство еще не распространилось по всему земному шару, эти кочевники выживали главным образом за счет диких ресурсов. Но примерно в то же самое время в том же самом регионе люди начали одомашнивать коз, а также древний вид скота, называемый зубрами.

Крупный рогатый скот был центральной частью культуры Набта-Плайя. Когда команда Вендорфа раскопала центральную гробницу этого места, они надеялись найти человеческие останки. Вместо этого они откопали кости крупного рогатого скота и огромный камень, который, казалось, был вырезан в форме коровы.

Жители Набта-Плайя путешествовали по Сахаре от сезонного озера к сезонному озеру, приводя свой скот пастись и пить.

«Их опыт был довольно похож на опыт полинезийских мореплавателей, которые должны были плыть из одного места в другое», — говорит Малвилл. «Они использовали звезды, чтобы путешествовать по пустыне, чтобы найти небольшие водопои, такие как Набта-Плайя, где вода была около четырех месяцев в году, вероятно, начиная с летнего муссона.»

В то время еще не было Полярной звезды, поэтому люди ориентировались с помощью ярких звезд и кругового движения небес.

У самого Вендорфа был мощный опыт, который укрепил его веру в эту идею. Однажды, работая в Nabta Playa, команда потеряла счет времени и была вынуждена возвращаться по пустыне ночью. Марифф, бедуин, который впервые открыл Набта-Плайя, сел за руль и пересек Сахару, высунув голову в окно, чтобы ориентироваться по звездам.

Этот вид небесной навигации сделал бы каменный круг Набта-Плайи мощным символом для древних кочевых народов. Камни были бы были бы видны с западного берега озера.

«Вы могли бы наблюдать за отражением звезд от темных вод озера, и вы могли бы видеть камни, частично погруженные в воду, выстраивающиеся вместе с отражением звезд на горизонте», — говорит он.

Туристам на заметку

Ангкор-Ват на карте находится рядом с Сием Рип — самым посещаемым городом Камбоджи. Именно отсюда начинаются все экскурсии в знаменитый храм. Всего в нескольких километрах находится международный аэропорт, проезд от него до любого отеля будет стоить несколько долларов. В случае брони на 2 ночи трансфер . Из любого крупного города страны, а также Лаоса, Таиланда и Вьетнама сюда можно добраться на автобусе.

До начала туристического бума Сием Рип был маленькой деревушкой, затерянной в джунглях. Теперь это большой город с населением около 200 тыс. человек, половина которых занята в сфере туристического бизнеса. Для желающих насладиться местными достопримечательностями созданы все условия: множество больших и маленьких отелей, недорогих гестхаусов, магазины, спа-салоны, экскурсионные бюро, рынки, бары и рестораны. По улицам Сием Рипа ездят только туристические автобусы, поэтому передвигаться приходится пешком или на местных видах транспорта:

  • тук-туках (мотоцикл с прицепом-каретой);
  • мотоциклах в качестве пассажира сзади;
  • арендованных вместе с водителем автомобилях для поездок в другие города или к храмам;
  • велосипедах, которые берутся в аренду.

У любого камбоджийца в каждой точке страны можно узнать, где находится исторический храм Ангкор-Ват и как до него добраться. Единственная проблема — языковой барьер. Однако на основных туристских маршрутах есть надписи и названия на английском.

Ангкор является самым крупным в мире храмовым комплексом. Он настолько значим для Камбоджи, что присутствует на флаге государства, и не менее бесценен для исторической памяти всего человечества.

Входные билеты

Для посещения храмов и достопримечательностей в Археологическом парке Ангкора вам требуется пропуск («Пропуск в Ангкор»). Пропуск можно приобрести у главного входа по дороге в Ангкор-Ват. Однодневные билеты можно купить только в аэропорту и в храмовом комплексе Бантеайсрей.

С 1 Февраля 2017 года действуют новые тарифы. Пропуска продаются на один день ($37), три дня ($52) — три любых дня в течении недели, на семь дней ($72) — семь любых дней в течении месяца.

Часы посещения — с 5 часов утра до 6 часов вечера. Ангкор-Ват закрывается в 6 часов вечера, Бантеай Срей — в 5 часов, а Кбал Спин — в 3 часа дня. При себе всегда необходимо иметь билет. Билеты проверяются у входа в каждый парк и во все главные храмы. За нахождение на территории комплекса без билета полагается значительный штраф. Для посещения национального парка Пном Кулен, храмового комплекса Кох Кер и храма Бэнгмеалеа обычный пропуск не требуется. Вместо него взимается отдельная плата за вход: $20, $10 и $5 соответственно.

«В 17:30, когда еще светло, вы можете свободно проехать или пройти на территорию комплекса Ангкор. У вас будет еще около часа до наступления темноты. Можете использовать это время для осмотра совершенно бесплатно. Также на территорию комплекса мимо постов полиции ведут многочисленные тропинки, однако в самых посещаемых храмах стоят полицейские которые при входе в этот храм спрашивают билеты и вам вряд ли удастся попасть внутрь, но находиться в непосредственной близости никто не запретит. Для велосипедных прогулок самый лучший вариант. Минуя все посты можно оказаться внутри комплекса Ангкор и насладится свежим воздухом и видом величесвтенных древних храмов.»

Байон

В XI-XII веках древний город, центром которого был храмовый комплекс, насчитывал около миллиона человек и был самым большим городом на Земле. Самые древние из дошедших до нас построек относятся к IX веку, а самые большие и роскошные, такие как храм Байон — к XII веку, времени расцвета кхмерской империи с индуизмом в качестве доминирующей религии; позже, начиная с короля Джаявармана VII, индуизму пришел на смену буддизм.

Храмы олицетворяли индуистские микрокосмы, на стенах — барельефы на темы индуистских эпосов. Лица на башнях, обращенные к четырем сторонам света, долгое время оставались загадкой для исследователей — в наше время считается, что они принадлежат одному и тому же существу, Авалокитешваре, олицетворяющему сострадание, но также есть сходство с инициатором строительства королем Джаяварманом VII. Самая высокая башня символизирует гору Меру — в индуизме это центр Вселенной, место, где живут боги. После смерти короля храм был переделан в мавзолей, в котором почивший правитель, как верили подданные, слился с божеством храма и сам стал богом.

Где находится Ангкор-Ват: храмовый комплекс расположен в северо-западной части Камбоджи, к северу от озера Тонлесап, в 320 км от столицы страны Пномпеня и 550 км от главного морского курорта Сиануквиля. Хоть расстояния и не очень большие, но из-за качества камбоджийских дорог времени на их преодоление уходит изрядно. Я, например, путь от Ангкора до Сиануквиля проделал на автобусе за 13 часов: сначала 6 часов до Пномпеня, затем пересадка на другой автобус и час отдыха, далее около часа мы потеряли в пробке на выезде из Пномпеня и затем еще 5 часов до Сиануквиля. Так что если жить в Сиануквиле и оттуда ехать в Ангкор, имеет смысл наряду с автобусом рассмотреть вариант перелета на самолете.

Как дешево добраться до Сием Реапа из Пномпеня: на автобусе, билет можно заказать в любом отеле, цена около 5 долларов.

Как добраться до Ангкора из Сием Реапа: храмовый комплекс расположен примерно в 7 километрах к северу от Сием Реапа, добраться можно на такси, моторикше, арендованном мотобайке или на велосипеде. У меня на дорогу на велосипеде от моего отеля в Сием Реапе до касс археологического комплекса ушло примерно полчаса. Билет-пропуск в археологическую зону стоит 40$, действителен в течении трех суток.

Как перемещаться по территории археологической зоны Ангкора: а) на тук-туке с водителем, б) на арендованном мотобайке, в) на велосипеде. Стоимость аренды рикши — примерно 15 долларов на весь день (цена зависит от маршрута, по которому вы планируете ехать).

Мотобайк: те же 15 долларов в день, велосипед 3-4 доллара за нормальный «горный» и 1 доллар за обычный «прогулочный». По сравнению с Таиландом, цены на мотобайки и в Мьянме, и в Лаосе, и в Камбодже негуманные. Но 15$ в день это уже совсем несерьезно (позднее в Сиануквиле я брал мотобайк за 5$/день). В принципе, при некоторой физической форме даже «зеленый» маршрут вполне можно проехать на велосипеде, выйдет около 40 км за весь день с учетом дороги от Сием Реапа, но я бы очень не рекомендовал отправляться в этот путь на обычном прогулочном велосипеде за 1 доллар/день: после 5-6 км пути поездка превратится в пытку — «деревянное» седло и общая убогая конструкция убьют все положительные эмоции от осмотра храмов; я совершил такую ошибку в свой первый день в Ангкоре.

Строительные технологии

Верхняя галерея Ангкор-Вата.

Необычный угловой барельеф

Камни, из которых сложено сооружение, чрезвычайно гладкие, почти как полированный мрамор. Кладка осуществлялась без раствора, при этом камни настолько плотно пригнаны друг к другу, что швы между ними иногда невозможно отыскать. Каменные блоки иногда не имеют никаких соединений и удерживаются только под тяжестью собственного веса. В некоторых случаях используется соединение на шип, а также «ласточкин хвост».

Предположительно, камни устанавливались на место с использованием силы слонов, которые служили подъёмной силой в блочном механизме с использованием канатов из койра.

Анри Муо отмечал, что большая часть камней имеют отверстия диаметром 2,5 см и глубиной 3 см, причём чем больше каменный блок, тем больше на нём отверстий. Точное назначение этих отверстий неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что эти отверстия предназначались для соединения камней друг с другом с помощью металлических стержней, другие выдвигают теорию, что в эти отверстия вставлялись временные нагели, которые служили для облегчения управлением перемещения камня во время монтажа.

По большому счёту — все поверхности, колонны, перемычки и даже крыши покрыты резьбой. Километры рельефа показывают сцены из индийской литературы, включая изображения единорогов, грифонов, крылатых драконов, везущих колесницы, отрядов воинов, предводительствуемых лидерами верхом на слонах, обворожительных танцовщиц со сложными изысканными причёсками. Стены галерей украшены более тысячью квадратных метров барельефов.

В некоторых стенах Ангкора имеются отверстия, что может свидетельствовать о том, что стены ранее были украшены бронзовыми листами. Это считалось особым изыском в древние времена, но такие украшения становились главной целью для грабителей.

Для строительства комплекса использовано огромное количество песчаника, сопоставимое с количеством, ушедшим на строительство пирамиды Хефрена в Египте (более 5 миллионов тонн). Песчаник привозился из каменоломен на плато Куленсплавом по реке Сиемреап (англ. Siem Reap River)

Подобная транспортировка должна была производиться с большой осторожностью, чтобы избежать опрокидывания чрезвычайно тяжеловесного груза.

Делались современные оценки, по которым выходило, что строительство в наше время заняло бы не одну сотню лет. Однако, Ангкор-Ват был начат вскоре после вступления Сурьявармана II на престол, а закончен вскоре после его смерти, то есть спустя не более чем 40 лет.

Во время раскопок в Кхаджурахо Алекс Иванс, каменщик и скульптор, воссоздал каменную скульптуру около 1,2 м высотой. У него ушло около двух месяцев, чтобы высечь её из камня. Навыки, которые были необходимы для создания подобных скульптур, были развиты за сотни лет до этого, что подтверждается находками, датированными периодом до VII века, то есть до того, когда к власти пришли кхмеры.

Рекомендации

Если вы отправляетесь с туристическим визитом в Камбоджу впервые, лучше воспользоваться услугами гида. Даже сегодня территория страны усеяна минами и другими опасными для жизни и здоровья напоминаниями о нашествии «красных кхмеров». Поэтому добраться безопасно до храма и получить те впечатления, за которыми вы сюда приехали, проще всего в составе туристической группы под предводительством опытного гида.

Но если вы уже бывали здесь ранее, от услуг гида можно отказаться. Это даст вам существенное преимущество перед другими туристами, которые рассеяно блуждают глазами по стенам строений, следуя по пятам за гидом, что идет по привычному центральному маршруту. Оценить все величие архитектуры и заглянуть в дальние уголки Ангок-Ват в таком случае не удастся.

А ведь самое интересное начинается только тогда, когда вы сворачиваете с центрального маршрута и прокладываете свой собственный посреди башен и храмов, статуй Будды и скульптур других богов. Подобная прогулка принесет немало удивительных открытий и памятных фотоснимков. Для получения истинного наслаждения не забудьте заранее продумать форму одежды и особенно тщательно выберите обувь для пешей прогулки.

Наиболее красив храмовый комплекс на рассвете и закате. Ранний утренний визит избавит вас от толп туристических групп, которых тут огромное количество. Храм любит тишину. И именно в эти утренние часы готов открыть свои тайны истинным ценителям и знатокам восточной религии. Желаем удачного путешествия к истокам индуизма и буддизма и ярких впечатлений!

Ангкор Ват

Местоположение: .

Важно: Ангкор Ват осматривается обычно в рамках Малого круга и это первая точка этого маршрута

Время работы: с 5:00 до 17:30

Важно: Ангкор Ват открывается к посещению раньше всех других храмов Ангкора. Здесь принято встречать рассвет, и это настолько популярно, что за спинами туристов есть риск не рассмотреть сам храм

Я бы рекомендовала приезжать в храм не раньше 10:00, когда основная масса «встречающих рассвет» схлынет. На осмотр Ангкор Вата нужно закладывать минимум 2 часа – это необходимый минимум, лучше больше.

Стоимость посещения:

  • Билет на 1 день – 37$;
  • Билет на 3 дня – 62$;
  • Билет на 7 дней – 72$.

Важно: В стоимость билета входит не только Ангкор Ват, но и другие храмы группы Ангкор. Подробнее о посещении Ангкора можно будет прочитать здесь (пост пока в разработке)

Итак, для начала немного занимательной математики .

  • Ангкор Ват расположен на 72 градуса восточнее пирамид Гизы в Египте;
  • Ангкор Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап;
  • Ангкор Ват окружён рвом, ширина которого 200 метров, а протяжённость каждой его стороны – 1500 метров;
  • Высота главной башни (гопуры, кукурузники) 65 метров от уровня земли, при этом над всей территорией храма она возвышается на 42 метра. Т.е. это примерно высота современного 21-этажного дома!
  • 1800 апсар изображено на стенах Ангкор Вата. Честно скажу, эту информацию я вычитала в не очень проверенном источнике, и сами мы апсар тоже не пересчитывали. Если вдруг кто-то решит взяться за этот нелегкий труд – дайте знать сколько же на самом деле апсар (о том кто этот такие я расскажу как-нибудь отдельно) изображено на стенах Ангкор-Вата.

Как я уже писала выше, Ангкор Ват был изначально индуистским храмом, и сам он символизировал мифическую гору Меру – обитель богов.

Тут нужно понимать, что в представлении кхмеров времён строительства Ангкор Вата, храм вовсе не был местом скопления верующих. Нет, храм – это место, где живут, или по крайней мере иногда появляются, боги. Но король Сурьяварнам II несколько отошёл от этого правила и пожелал сделать Ангкор Ват своей усыпальницей, чтобы быть ближе к богам.

Ангкор Ват построен из латерита, об этом интересном материале мы уже рассказывало в нашей статье про чудесный форт Мирджан в Гокарне. Для барельефов и других «отделочных работ» здесь использовался песчаник.

При этом блоки из латерита были настолько гладкими, что их идеально, почти без зазоров, подгоняли друг к другу, даже не используя никакой соединительный раствор.

В некоторых местах блоки удерживаются лишь только тяжестью собственного веса, а в некоторых пришлось использовать различные способы крепления, вроде защелок, штырей и т.п.

Главный вход в Ангкор Ват расположен с западной стороны комплекса и к нему ведёт широкий мост из песчаника и латерита. Но во время нашего посещения мост находился на реконструкции, а рядом был сооружён пантонный мост. Реставрационные работы должны быть завершены к 2020 году.

Первое что открывается на территории Ангкор-Вата – это два чуть более современных здания библиотек.

Предполагается, что ранее там хранились книги, манускрипты и какие-то храмовые ценности. Сейчас же здания пусты, хотя иногда на их стенах появляются «послания» потомкам от наших с вами современников.

Далее нам предстоит прогулка по внутреннему двору Ангкор Вата.

Но главная цель туристов и паломников, коих здесь не мало, – это центральные гопуры, та самая проекция божественной горы Меру.

Важно: что нужно знать при посещении гопуры (кукурузинки):

  • Для того чтобы подняться наверх придётся отстоять очередь, в нерезонно она занимает в среднем 15 минут, что происходит в сезон – страшно представить;

Камни очень быстро нагреваются, запаситесь водой – для жажды, зонтиком – для тени, терпением – для себя;

За один раз наверх могут подняться не более 100 человек, остальные будут терпеливо дожидаться пока они не закончат осмотр;

Лестница в гопуры очень крутая и нужно быть очень осторожным на ней. При нас женщина навернулась на спуске – приятного мало;

Требования к одежде: колени и плечи должны быть обязательно прикрыты. Причём, просто палантин не подойдёт, обязательно нужна футболка!

Сверху открываются потрясающие виды на весь Ангкор Ват.

Только сверху можно в полной мере понять и оценить всю красоту и геометрию Ангкор Вата.

Вообще, если кто-то захочет лучше подготовиться к посещению Ангкор Вата, или кого-то заинтересует эта тема, а может просто возникнет желание узнать что-то новое и интересное, рекомендуем посмотреть фильм Суперсооружения древности: Ангкор-Ват от National Geographic:

Примечания

  1. Краткая географическая энциклопедия / А. А. Григорьев. — М.: Советская энциклопедия, 1960. — Т. 1. — С. 96.
  2. Советская историческая энциклопедия / Е. М. Жуков. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т. VI. — С. 894.
  3. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: А. — М.: Азбука-классика, 2004. — Т. 1. — С. 262. — 574 с. — ISBN 5352011194.
  4. Л. А. Седов. Ангкорская империя: социально-экономический и государственный строй Камбоджи в IX-XIV вв. — М.: Наука, 1967. — С. 41, 223, 243. — 258 с. — 1700 экз.
  5. Чичагов В. П. Инженерная геоморфология древнего мегаполиса Ангкор-Ват и её экологические последствия // Инж. геогр.: Инж.-геоморфол. аспекты: Тез. докл. межгос. конф., Вологда, 13—17 сент., 1993. Ч. 2.. — Вологда, 1993. — С. 29—31.
  6. ↑ Ангкор-Ват // Большая российская энциклопедия. — 2005. — Т. 1. — С. 683. — ISBN 5-85270-329-X.
  7. Мьянма, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Таиланд // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2009 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк. — М. : ПКО «Картография» : Оникс, 2010. — С. 132—133. — ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография). — ISBN 978-5-488-02609-4 (Оникс).
  8. Вьетнам, Лаос, Камбоджа // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 1999 г. ; отв. ред.: Т. Г. Новикова, Т. М. Воробьёва. — 3-е изд., стер., отпеч. в 2002 г. с диапоз. 1999 г. — М. : Роскартография, 2002. — С. 150—151. — ISBN 5-85120-055-3.
  9. Атлас мира. Азия (зарубежные страны). М., ГУГК, 1984
  10. Ангкор-Ват //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  11. Ангкор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. Ia.
  12. ↑ Миго, А. Кхмеры. М. «Наука», 1973.
  13. Charles Higham, The Civilization of Angkor, Phoenix, 2001. Page 2.
  14. Ожегов, С. С., Проскурякова, Т. С., Хоанг Дао Кинь. Архитектура Индокитая. М. «Стройиздат», 1988.
  15. Рыбакова, Н. И. Искусствоя Камбоджи, М., 1977.
  16. Берзин, Э. О. Первые тайские государства на территории Таиланда в книге Юго-Восточная Азия В XIII—XVI веках, М., «Наука», 1982
  17. Glaize, The Monuments of the Angkor Group стр. 59.
  18. Higham, The Civilization of Angkor стр. 1—2.
  19. ↑ Freeman, Michael and Jacques, Claude (1999). Ancient Angkor. River Books. ISBN 0-8348-0426-3. p. 49.
  20. Glaize, The Monuments of the Angkor Group, p. 61.
  21. ↑ Freeman, Michael and Jacques, Claude (1999). Ancient Angkor. River Books. ISBN 0-8348-0426-3. p. 50.
  22. Time Life Lost Civilizations series: Southeast Asia: A Past Regained (1995) p. 67-99, 116, 117, 132, 133
  23. «Lost Worlds of the Kama Sutra» // History Channel
  24. Scarre, Chris editor «The Seventy Wonders of the Ancient World», p. 81-85 (1999) Thames & Hudson, London

История небесного дворца

В IX-XIII веках здесь процветала могущественная цивилизация – империя кхмеров, в состав которой входили Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Лаос. Утверждая свое могущество, кхмеры возводили грандиозные строения, среди которых Ангкор Ват – храм религиозного комплекса, который сохранился до наших дней. Храм – место паломничества туристов.

Кто создал Рай на Земле

Древняя столица Кхмерской империи – Ангкор площадью 200 га с населением 1000 000 человек стала местом возведения невиданного до того времени храма. Город-храм (так переводится Ангкор Ват) построен в 1150 году н.э. при царе Сурьявармане II. Царь занял трон в 14-летнем возрасте, лично убив своего дядю, действующего кхмерского правителя. Самозванец, не смущаясь, поведал подданным о своем божественном происхождении.

Чтобы уверить в этом народ, Сурьяварман приказал построить Рай на Земле – величественный храм Ангкор Ват. Храм выстроили в небывало короткий срок – 35 лет, но повелитель почил раньше окончания строительства.

Прах божественного посланца кремировали и поместили в каменный саркофаг посреди храма, ставшего царской усыпальницей. Кхмерские храмы не строились для собрания верующих, они возводились как место обитания богов, доступ в которые был открыт только для жрецов и монархов.

Обнаружение древнего сооружения

Известностью в мире храм Ангкор Ват обязан французскому путешественнику и натуралисту Анри Муо, который случайно обнаружил сооружение, путешествуя по Индокитаю.

Величие увиденного сооружения потрясло ученого, который записал: «Храм непостижим для ума. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании.

Гений создателя этого творения связал в единое целое различные части с таким искусством, что остается только удивляться. Исполнение этих грез под силу лишь одареннейшим».

Особенности строительства

Храм Ангкор Ват – образец индуистской архитектуры, посвящен богу Вишну. Ангкор Ват в Камбодже построен из 5 миллионов тонн песчаника. Каменные блоки нарезаны ровно и плотно прилегают друг к другу, так что между ними не входит лезвие ножа.

Камни, подогнанные друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Камни неправильной формы и вогнутости соединены между собой, словно пазлы. Современные технологии не способны повторить кладку.

Каменные блоки древние строители транспортировали по водным каналам из каменоломен, находящихся на плато Кулен в 40 км от места строительства. Внешние стены храма выполнены из литерита – камня, который легко обрабатывается, но затвердевает на воздухе, как гранит.

Почему город покинули люди

500 лет тому назад город-храм покинули люди, оставив на милость джунглей, и ушли осваивать новую столицу королевства Пномпень. То, что случилось, кажется странным. Ведь Ангкор Ват был процветающим городом. Плодородная земля давала 3 урожая риса в год, озеро изобиловало рыбой, а густые леса – дичью.

Каждый новый правитель устраивал город так, что центр старого города оказывался на окраине нового. Город-гигант рос, постепенно превращаясь в город храмов, пока в 1431 году его не захватили тайские войска. Город обезлюдел, влажный климат с буйной растительностью превратил столицу в руины, и джунгли постепенно поглотили ее.

Как добраться в Сием Рип

В Сием Рип ездят автобусы из других городов Камбоджи, Таиланда и Лаоса.

Также в Сием Рипе есть аэропорт.

Как найти дешевые авиабилеты

Чтобы найти дешевые авиабилеты, я обычно сравниваю цены с помощью нескольких агрегаторов. У них всех один и тот же принцип — они ищут билеты по базам сотен авиакомпаний, но их базы могут отличаться, поэтому и цена будет лучше то в одном, то в другом — проверяйте все сразу.

Кстати, KIWI дарят купоны 20 евро на авиабилеты новым пользователям, но их можно получить только по емейлу. Кому нужно — могу выслать приглашение.

Календарь низких цен на авиабилеты:

Когда посещать Ангкор Ват без толп

Толпы там всегда. С утра больше всего людей в популярных храмах — примерно с 9 до 12. Позже толпа едет обедать, потом рассасывается по территории. Местным вход бесплатный, так что на выходных людей еще больше. Идеальное время: после обеда в будний день.

Отделка храма

Отделка Ангкор Вата, объединенная с архитектурой здания, — еще одна причина известности храма. В основном, это барельефные фризы.

На внутренних стенах внешней галереи изображены серии масштабных сцен, на которых, главным образом, запечатлены эпизоды из индийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата».

В южной галерее присутствует только одна историческая сцена — процессия Сурьявармана II; далее следуют изображения 32 кругов ада и 37 кругов рая из индуистской мифологии. 

В восточной галерее изображена самая знаменитая сцена — Сбивание Океана Молока; Далее изображены асуры-победители бога Вишну (дополнение 16 века).

В северной галерее картина победы Кришны над Бана и битву индуистских богов с асурами. В северо-западном и юго-западном павильонах находятся намного менее масштабные сцены; некоторые из них не удалось опознать, но большинство относят к «Рамаяне» или жизни Кришны.

Что такое Ангкор-Ват?

Ангкор Ват — это храм в древнем городе Ангкоре, Камбоджа, построенный для короля Сурьявармана II в начале 12-го века; храм был столицей государства кхмеров и использовался в качестве королевской резиденции. Храм Ангкор Ват сохранился лучше остальных сооружений города, поэтому с самого момента основания он оставался чрезвычайно важным религиозным центром — сначала для приверженцев индуизма, поклонявшихся богу Вишну, а позднее для буддистов.

Храм представляет собой прекрасный образец классического стиля архитектуры кхмеров.

Ангкор Ват сочетает в себе два основных направления в кхмерской храмовой архитектуре:

  • храмовая гора;
  • более поздний ярусный храм.

Храм окружен рвом и внешней стеной длиной 3,6 километров, в пределах которых рассоложены прямоугольные галереи, возвышающиеся одна над другой. В центре храма стоят пять башен — четыре по углам, и одна в центре.

Особенность храма состоит в том, что в отличие от других храмов Ангкора, Ангкор Ват обращен на запад и мнения ученых по этому вопросу разделились. 

Наши впечатления

Возможно вся беда в том, что толпы туристов и вездесущие билетеры, гиды и хелперы, пробки из тук-туков уничтожили атмосферу таинства и величества, без которых древние храмы превратили в груду камня, подпираемую деревянными лесами. Несмотря на огромные размеры комплекса, мы практически не были не где в тишине и одиночестве.

Даже Моэм далее сетует, что современный ему турист уже не увидит Анкгор в «первозданном» виде, как его увидели археологи.

Главное, что отличает Ангкор, от увиденного ранее, это влияние природы, которая изменила облик заброшенных храмов. Опять же, вряд ли кто-то сможет передать это ощущение словами лучше, чем Моэм, ничего нового уже не напишешь 🙂

История города Ангкора

Комплекс Ангкор расположен на 5,5 км севернее современного города Сием-Реап и немного южнее и восточнее прежней столицы, центром которой был храм Бапхуон.

Ангкор Ват расположен на южной границе древнего Ангкора. 

Строительство  

Проектирование и строительство храма было начато в первой половине 12-го века во времена правления Сурьявармана II (правил с 1113 по 1150 гг.). Посвященный индуистскому богу Вишну, Ангкор Ват являлся столицей и использовался в качестве королевского земского храма.

Ввиду того, что не было найдено ни стелы с надписями, ни каких-либо других надписей того времени касательно Ангкор Вата, первоначальное название храма неизвестно, считается, что он вполне мог носить имя Врах Вишнулок в честь верховного божества. Закончено строительство Ангкор Вата было как раз ко времени смерти царя, но некоторые барельефы так и остались незавершенными.

Захват храма чамами

В 1177 году Ангкор был захвачен чамами, исконными врагами кхмеров. Впоследствии империя была восстановлена новым королем Джаяварманом VII, который выбрал новую столицу и земский храм (Ангкор-Тхом и Байон соответственно), расположенные несколькими километрами севернее. 

Храм в 14-15 веках

В 14 и 15 веках храм стал использоваться буддистскими монахами школы Тхеравада, которые остаются его хранителями и по сей день. По сравнению с другими храмами Ангкора, храм необычен еще и тем, что, несмотря на частичное запустение, с 16 века он ни разу не был полностью заброшен; сохранение храма входило в обязанности монахов еще и потому, что вырытый по периметру ров создавал определенную защиту от наступающих джунглей. 

Открытие города западными исследователями

Одним из первых западных гостей Ангкора был португальский монах Антонио да Магдалена, который побывал в храме в 1586 году и отозвался о нем как о

Несмотря на это, на Западе храм стал известным только в середине 19 века благодаря публикации дневника с дорожными заметками натуралиста Анри Муо.

Французский исследователь писал об Ангкор Вате так: 

Он не мог поверить, что кхмеры смогли сумели воздвигнуть храм, и ошибочно относил его приблизительно к периоду существования римской империи. А подлинная история Ангкора была восстановлена только с помощью стилистических и эпиграфических свидетельств, собранных во время более поздних работ по восстановлению и очистке всей территории Ангкора. 

Восстановление города Ангкора в 20-м веке  

В 20 веке потребовалось провести масштабные восстановительные работы Ангкор, заключавшиеся главным образом в уборке лишней земли и растительности. Потом работы были прерваны гражданской войной, а в 1970-80-х «Красные кхмеры» захватили власть в стране, однако в этот период истории Камбоджи храму и городу был нанесен относительно небольшой ущерб: пострадали пост-ангкорские статуи, которые были украдены или разрушены.   Ангкор и Ангкор Ват стал национальным символом Камбоджи. Изображение Ангкор Вата помещается на все национальные флаги Камбоджи с 1863 года, то есть с того момента, когда была создана первая версия флага.

Интересный факт: в январе 2003 года в Пномпене прошли массовые акции протеста. Они были вызваны ложными слухами о том, что какая-то тайская актриса заявила, что Ангкор Ват принадлежит Таиланду.

Та Прум – покоренный джунглями

Думаю, многие видели фотографии храма, где деревья растут сквозь стены. Так вот это здесь. К моменту когда удалось добраться до места, туристов было несметное полчище. Абсолютно не ощущалась атмосфера места, начала сказываться усталость от раннего подъема, поэтому просто сделал кадры и пошел обратно. Тем не менее, место определенно интересное и посетить его стоит.

И да, вам постоянно будут что-нибудь предлагать купить. Вокруг каждого храма немало девочек-девушек-женщин, которые предлагают вам холодную воду, брелки, музыкальные дудочки и даже картины. В конце уже дошло до того, что мне довольно настойчиво предлагали купить женские штаны. Говорили, что для меня, так уж и быть, скинут цену. Не знаю почему, отказался.


Наскальная живопись древних кхмеров )


Стандартная стена в одном из храмов


Нравятся мне такие фотографии )


Деревья здесь вообще не стесняются где расти )


В храме Та Прум


Очередные развалины Та Прум


Все таки природа сильнее любой цивилизации

Заключение

Касательно всех тех людей, что предлагают вам что-нибудь купить. Камбоджа в этом плане очень положительное место. Здесь тебя не заставляют что-либо покупать, а именно предлагают. Спросят раз-другой, говоришь что не нужно и народ спокойно отходит.

Вот таким мне увиделся Ангкор. Приезжайте в Камбоджу, здесь есть на что посмотреть. Следующий рассказ будет из города с брутальным названием Кампот.

Так что, увидимся в Кампоте.

Достопримечательности Шанхая в путеводителе на 2018 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector