Приказ министерства транспорта рф от 25 августа 2015 г. n 262 «об утверждении федеральных авиационных правил «требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» (с изменениями и допо

Международное обозначение: PDL

Аэропорт Понта-Дельгада назван в честь Папы Иоанна Павла II. Первые самолеты приземлились на взлетную полосу в 1969 году. Строительство терминала завершили в 1995 году. Аэропорт запланирован для внутренних рейсов между островами и материковой частью Португалии. Летное поле расположено на побережье, с высоты 79 метров над уровнем моря открывается чудесная панорама на Атлантический океан и горы Сан-Мигель. Круглый год совершаются полеты на все острова Азорского архипелага, а также Лиссабон, Пико, Порту, Орта, Санта-Мария, Терсейра. Кроме этого круглый год летают в Бостон, США и Торонто, Канада. Сезонные авиарейсы с Понта-Дельгада: Амстердам, Лондон, Брюссель, Фаро, Копенгаген, Стокгольм, Дюссельдорф. Из России можно долететь с Домодедово до Лиссабона менее чем за 6 часов. Рейсы совершаются регулярно, круглый год. При пересадке на самолет до Понта-Дельгада пассажиры проходят таможенный контроль и перерегистрацию багажа. Небольшое здание аэропорта предлагает пассажирам отдохнуть и перекусить в кафе. Киоск предлагает сувениры, в основном это местный сыр и ананасы. Цены такие же, как в городских супермаркетах. Зона дьюти фри маленькая, только местные изделия и продукты. Вот уже более 40 раз от Порташ-да-Сидади, главных ворот города Понта-Дельгада, стартует авторалли SATA Rallye Açores. Именно на Сан-Мигель находится грунтовая часть трассы. Трудно представить себе водителя, который бы не захотел проехать по этой знаменитой дороге. Туристам она интересна вдвойне, поскольку проходит по реликтовым лесам и мимо озера Семи Городов. Трасса EN1-1A опоясывает остров практически по самому берегу. К многочисленным вулканам, сказочным озерам в их кратерах, и горячим источникам, можно добраться только по грунтовым дорогам на автомобиле. Оставаясь надолго в горах, можно попасть под дождь. В районе аэропорта всегда солнечная погода.

Активная (рабочая) полоса

Активная полоса (рабочая полоса) — это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и (или) посадок воздушных судов в данный момент времени.

Основной фактор выбора ВПП для посадки или взлёта — это направление ветра. Из законов аэродинамики следует, что при встречном ветре уменьшается путевая скорость летательного аппарата, что на практике означает уменьшение длины разбега на взлёте и пробега при посадке, что, в свою очередь, положительно сказывается на безопасности выполнения полёта. В связи с этим предпочтение уделяется полосе на которой составляющая встречного ветра наибольшая, а бокового — наименьшая. На практике, рабочая ВПП может быть определена даже с попутной составляющей ветра. Ремонтные работы, неисправность оборудования посадки, орнитологическая обстановка и даже авиационное происшествие — те факторы, которые могут повлиять на выбор ВПП.

В аэропортах с одной или несколькими параллельными ВПП пилотам зачастую приходится сажать самолёты с боковым ветром вплоть до 90°. Но в крупных аэропортах полосы часто располагают под углом друг к другу. К примеру, в аэропорту Сан-Франциско четыре взлётно-посадочные полосы — одна пара параллельных между собой ВПП практически перпендикулярно пересекается другой парой параллельных ВПП. В аэропорту Лас-Вегаса, который также имеет четыре ВПП, угол между двумя парами параллельных полос составляет 60°. В крупнейшем аэропорту Чикаго — О’Хара — шесть ВПП в трёх разных направлениях, в аэропорту Амстердама Схипхол — шесть полос в четырех направлениях, причем некоторые полосы и рулежные дорожки пересекают каналы. Такая конфигурация полос зачастую облегчает жизнь пилотам и диспетчерам, но и тут есть и свои недостатки — сам факт пересечения полос уже несет в себе определённую опасность.

В аэропортах с двумя или более полосами часто применяют практику использования одной полосы для взлёта, другой — для посадки. Так, в московском Шереметьево ВПП 06R/24L используют в основном только для взлёта, а 06C/24C — для посадки. Однако в связи с близостью полос выполнять эти операции одновременно не допускается (одним из условий разрешения на совместную эксплуатацию параллельных ВПП является выполнение требования: расстояние между полосами должно быть более 1,5—2 км).

Аэропорты Домодедово и Пулково — единственные в России аэропорты, позволяющие использовать обе ВПП независимо и одновременно (режимы ВП — взлёт-посадка и ВВ — взлёт-взлёт).

Сообщать экипажам самолётов номер активной (рабочей) полосы (а также погоду — скорость и направление ветра у поверхности земли, видимость, облачность, температуру воздуха, давление и т. п.) в небольших аэропортах — обязанность авиадиспетчера, а в крупных аэропортах это осуществляется с помощью системы автоматического радиовещания метеорологической информации АТИС.

Как летают в симуляторе

Каждый симмер знает, где сделали всеми нами любимый симулятор. Там же, где и доллар, и конвейер, и Windows — в США. А теперь попробуйте с одного раза угадать, какие правила полетов используются в симуляторе? Правильно/неправильно (ненужное зачеркнуть), американские. Может, в будущем ситуация и изменится, а пока что в Африке, что в Европе, что в России в симуляторе все летают по американским правилам. С ними вы уже познакомились: язык радиообмена — английский, высоты в футах, давление в дюймах, взлеты и посадки по QNH, и единый эшелон перехода — 18000 футов. Но эти правила действуют только в том случае, если вы летаете со встроенным в симулятор компьютерным диспетчером.

А ведь все может быть и по-другому. Через сеть Интернет вы можете подключиться одной из существующих сетей симуляции виртуального управления воздушным движением. В этом случае в качестве диспетчера будет выступать живой человек, который будет общаться с вами живым голосом. И что самое главное — в этих сетях действуют реальные правила полетов. Или, скажем так, настолько реальные, насколько это возможно в виртуальном мире. Во Франции с вами будут говорить по-французски, а в Финляндии по-фински. В Англии вам дадут эшелон в футах, а в России в метрах.

Типы аэродромов

  • Гражданские (для наземного обеспечения гражданских пассажирских и грузовых воздушных перевозок, входят в состав аэропортов):
    • трассовые — для выполнения авиационных рейсов;
    • учебные — для обучения и тренировки курсантов лётных училищ;
    • заводские — для испытания воздушных судов после ремонта на авиастроительных и авиаремонтных заводах и отправки прошедших испытания воздушных судов в аэропорты приписки;
    • для выполнения авиационных работ.
  • Военный аэродром

    аэродром подскока

  • Экспериментальные (для испытания авиационной техники на авиационных заводах и полигонах)

По собственности

По классу собственности:

  • государственные:

    • Все без исключения военные (для решения задач оборонного характера, несения боевого дежурства, переброски войск и так далее);
    • учебные (для обучения лётного, штурманского и технического состава военной авиации);
    • спортивные (для учебно-тренировочных и показательных полётов на самолётах, вертолётах, дельтапланах, планерах, парапланах, выполнения парашютных прыжков);
  • Муниципальные;
  • Частные аэродромы и летные поля.

На гражданских аэродромах дислоцируются (базируются) гражданские авиапредприятия (авиакомпании). На военных дислоцируется государственная авиация. На экспериментальных аэродромах — организации, занимающиеся испытаниями авиатехники (лётно-испытательные станции авиазаводов, научно-исследовательские учреждения различных ведомств — как гражданских, так и военных). На учебных аэродромах — лётные и авиационно-технические училища (гражданские или военные). На спортивных — спортивные авиаклубы, относящиеся к ДОСААФ и подобным организациям.

Используются также аэродромы совместного базирования. Под эту категорию попадают аэродромы, на которых размещены авиационные предприятия или организации различной подчинённости, в том числе военные, но принадлежащие различным силовым ведомствам (структурам).

Необходимо отметить, что при совместном базировании гражданских и военных организаций на одном аэродроме, старшим авиационным начальником аэродрома будет командир размещённой здесь авиационной воинской части (при дислокации нескольких — командир наиболее крупной либо значимой).

Начиная с 1992 года аэродромная сеть Российской Федерации — России сократилась на 918 аэродромов: по состоянию на 2008 год в государственном реестре всего 383 аэродрома. Подавляющее число действующих аэропортов (кроме крупнейших) убыточны. Около 70 % взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями были построены более 20-30 лет назад, большинство из них нуждается в реконструкции.

В последние годы для обозначения (в том числе отличительного) военных аэродромов в российских СМИ стал нередко применяться термин авиабаза, заимствованный из английского языка (air base — букв. «воздушная база»), где он активно используется (особенно в США). Тем не менее официально в авиации России и других стран СНГ применяется только термин аэродром (государственный аэродром, аэродром государственной авиации). (Однако такое применение термина аэродром делает его с точки зрения языкознания лексически довольно расплывчатым, из-за чего и появляются довольно тяжеловесные термины вроде аэродром государственной авиации, тогда как, например, термин «авиабаза» прост, короток и понятен сразу.)

В списке Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации России, на ноябрь 2017 года, числились 229 аэродромов и 5 вертодромов. В постсоветский период около 2 000 аэродромов в России были переведены в статус «посадочная площадка».

Обзор документа

Росавиация подготовила методические рекомендации по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации. Поводом послужили поправки к ВК РФ по данным вопросам.

Указано, как определяются границы приаэродромной территории и выделенных в ней подзон, как вводятся ограничения по использованию недвижимости и ведению деятельности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Информация об аэропорте

Раньше аэропорт был крупной военной базой, используемой США во время войны. Сейчас Терсейра является основным способом связи острова с внешним миром. Аэропорт является единственным на острове Терсейра и обслуживает внутренние и международные перелеты. Он принимает рейсы 5 авиакомпаний и чартеры. Прямых рейсов из Москвы нет, нужно лететь с пересадкой в Лиссабоне. Регистрация на рейс начинается за 2 часа (2 часа 40 минут) и заканчивается за 30 минут до вылета. Из документов пассажирам потребуется билет и паспорт (в случае покупки электронного билета – только паспорт). Пассажиры во время ожидания вылета могут отдохнуть в современной комнате отдыха, вкусно поесть в ресторанах и приобрести все необходимое в магазинах. Банкоматы помогут решить финансовые вопросы. Рядом с аэропортом располагается парковка такси и арендованных автомобилей.

Как добраться до аэропорта Терсейра в Португалии

На острове нет железной дороги, поэтому добраться до города Терсейра придется на автобусах. Затем нужно пересесть на специальные автобусы, курсирующие до аэропорта. Также добраться до аэропорта можно с соседних островов на пароме. Стоимость билета зависит от острова, с которого вы хотите доехать, варьируется от 20 до 70 евро. Если есть желание проехать с комфортом, можно взять такси. Как арендовать автомобиль в аэропорту Терсейра в Португалии. Аэропорт Терсейра обслуживают сразу несколько португальских и международных компаний, предлагающих услуги проката автомобилей. Для того чтобы взять автомобиль в аренду в любой из этих компаний, необязательно бегать по их офисам. Достаточно лишь зайти на сайт нашей компании Scantri и заполнить специальную форму. Форма включает в себя ваши контактные данные, возраст (ваш или будущего водителя), место предполагаемого проката и сроки аренды. Не забудьте, потом подтвердить специальное письмо, что придет вам на электронную почту. При подъезде в офис проката для оформления договора вам необходимо будет иметь с собой международное водительское удостоверение и международную банковскую карту. Scantri уже давно на рынке и успешно предоставляет услуги выбора автомобиля в прокат. Мы гарантируем вам качество машины, экономию времени и ресурсов. Автомобили предоставляются для любых целей, будь то бизнес-поездка или просто желание прокатиться.

Как летают у них

У них летают… по-другому. Главное отличие заключается в том, что практически никто, кроме нас, не использует давление аэродрома (QFE). Представляете, они при взлете и посадке устанавливают на высотомерах приведенное давление и их высотомеры показывают на ВПП не «0», как у нас, а превышение этой самой ВПП над уровнем моря. И это первое и главное отличие их правил установки давления от наших.
Вторым отличием являются высоты и эшелоны перехода. В разных странах они разные. В большинстве стран используется единый эшелон перехода по всей стране, в отличие от нас, у нас для каждого аэродрома свой ЭП. В некоторых странах отсутствует понятие «переходный слой», у них и высота и эшелон перехода едины.

И, наконец, различаются единицы измерения. Давление в странах Европы измеряют в миллибарах, а в Америке — в дюймах ртутного столба. В подавляющем большинстве стран высоты измеряются в футах, хотя кое где используют и метры. А есть совсем интересные места, например наш Калининград, где ниже ЭП высоты задаются в метрах, а выше — в футах.

Симмер! Помни! Находясь на территории иностранного государства ты должен соблюдать его законы. Это в полной мере относится и к правилам производства полетов, в том числе и правилам установки давления на барометрическом высотомере. Собираясь в международный полет ознакомьтесь с этими правилами. Заранее подготовьте таблицы пересчета футов в метры, и гектопаскалей в миллиметры. И да поможет вам прилагаемая ниже таблица.

… таблица будет сформирована позже…

— Страна (регион)

— Ед.изм. высоты

— Ед.изм. давления

— Единая ВП (если есть)

— Единый ЭП

— Давление на аэродроме (QFE или QNH)

Запад архипелага

Отдельно стоит рассказать об островах Флориш и Корву. Это самые труднодоступные места на Азорах. Паромом туда не добраться, только самолетом. Это также самые дождливые острова архипелага. Погода может меняться несколько раз в день, поэтому ориентироваться на прогноз бессмысленно. Следует учитывать это при планировании путешествия, так как можно надолго застрять там из-за густого непроглядного тумана. Но смелость будет вознаграждена уникальными природными видами островов.

Рядом с Флоришем находится самая западная точка Европы — скала Монши́ки, базальтовый остаток вулкана. В Средние века она использовалась моряками для навигации. На Флорише множество живописных водопадов, крупнейший из них — более 300 м в высоту.

Корву — самый маленький остров в архипелаге. Постоянное население составляет около 500 жителей. Остров знаменит в первую очередь двумя озерами в кратере потухшего вулкана. В центре каждого из них находится небольшой островок. Добраться сюда можно только пешком, преодолев путь в 6 км по горной тропе.

Адреса аэропортов Азорских островов можно узнать на сайте авиакомпании Azores Airlines, но в этом нет необходимости. Их местоположение знает каждый житель. Достаточно просто сказать по-португальски aeroporto.

Сколько некатегорированных аэродромов для захода на посадку?

По состоянию на 01.11.2017 г. в АИП РФ (книга 1 и 2) опубликована информация о 123-х аэродромах из них 43 аэродрома (35%) не категорированы (в таблице они выделены) для захода на посадку по РМС категории I по причинам несоответствия светосигнального оборудования и некатегорированности РМС (14 аэродромов):

АИП книга 1 – 75 аэродромов

п/п

Аэродром №ВПП

Обозначение системы

огней

приближения

Длина

огней

подхода, м

Тип огней

Обозначение

системы

захода

на посадку

Категория

системы

захода

на посадку

Абакан 02П SALS 900 LIL ILS/ILS I
20Л SALS 420 LIL ILS/ILS I
Анадырь 01 HILS 900 LHI ИЛС/ILS
19 HILS 900 LHI ИЛС/ILS
Барнаул 06 SALS 900 LIL ILS/ILS I
24 SALS 900 LIL ILS/ILS I
Белгород 29 HILS 900 LHI ИЛС/ILS
Благовещенск 36 SALS 840 LIL ИЛС/ILS I
Братск 30 HILS 900 ИЛС/ILS
Брянск 34 SALS 930 LIL ИЛС/ILS
Нальчик 24 SALS 900 LIL ILS/ILS
Омск 07 SALS 900 LIL ILS/ILS I
25 SALS 887 LIL ILS/ILS II
Орск 25 SALS 900 LIL ILS/ILS I
Саратов 12 HILS 874 ИЛС/ILS I
30 SALS 300 LIL ИЛС/ILS I
Сыктывкар 01 SALS 430 LIL ILS/ILS I
19 PALS 900 LIH ILS/ILS I
Тюмень 03 CAT I 899 LIH ILS/ILS I
21 CAT I 900 LIH ILS/ILS I
12 SALS 900 LIL ILS/ILS I
30 SALS 900 LIL ILS/ILS I
Улан-Удэ 26 CAT I 900 LIH ИЛС/ILS
Южно-Сахалинск 01 SALS 900 LIL ИЛС/ILS I
19 SALS 900 LIL ИЛС/ILS I

АИП книга 2 – 48 аэродромов

п/п

Аэродром №ВПП

Обозначение системы

огней

приближения

Длина

огней

подхода, м

Тип огней

Обозначение

системы

захода

на посадку

Категория

системы

захода

на посадку

Белоярск 16

ОМИ

SALS

900 LIL ILS/ILS
Воронеж 21 SALS 420 LIL ILS/ILS I
Геленджик 21 ОВИ 480 LIH ILS/ILS II

Горно-Алтайск.

20

ОМИ

SALS

420 LIL КРМ/LOC
Иваново 29

ОВИ-I

САТ I

870 LIH ILS/ILS I
Игарка 12

ОВИ-I

HILS

900 LIH ILS/ILS
Ижевск 01

ОМИ

SALS

816 LIL ИЛС/ILS I
19

ОМИ

SALS

900 LIL ИЛС/ILS I

Иркутск-2

(Восточный)

14

ОМИ

SALS

420 LIL РМС/ILS

I

I

32

ОМИ

SALS

420 LIL РМС/ILS

I

I

Киров 03

ОМИ

SALS

900 LIL ILS/ILS I
21

ОВИ

HILS

900 LIH ILS/ILS I
Комсомольск-на-Амуре 01 SALS 420 LIL РСБН
19 SALS 900 LIL РСБН
Курган 02

ОМИ

SALS

720 LIL ILS/ILS I
29

ОМИ

SALS

900 LIL ILS/ILS I
Мирный 25 SALS 900 LIL ILS/ILS I
Надым 14

ОВИ

HILS

900 РМС/ILS I
32

ОВИ

HILS

900 РМС/ILS I
Нарьян-Мар 24 SALS 900 LIL ILS/ILS I
Нерюнгри 08 900 LIL ILS/ILS

Новосибирск

Ельцовка

19

ОМИ

SALS

900 LIL КРМ/LOC
Новый Уренгой 27

ОВИ-I

САТ I

870 LIH РМС/ILS I
Нягань 34 900 LIL ILS/ILS
Певек 35

ОМИ

SALS

678 LIL ILS/ILS
Пенза 11

ОМИ

SALS

900 LIL ILS/ILS I
29 ОВИ-I 900 LIH ILS/ILS I
Советский 12

ОМИ

SALS

900 LIL ILS/ILS I
30

ОМИ

SALS

900 LIL ILS/ILS I
Стрежевой 15

ОМИ

SALS

900 LIL ILS/ILS I

Ульяновск

(Баратаевка)

02

ОМИ

SALS

900 LIL ILS/ILS II
Усинск 24

ОМИ

SALS

900 LIL ILS/ILS I

Усть-Кут

30

ОМИ

SALS

900 ILS/ILS
Ухта 18 SALS 900 LIL ILS/ILS I
36 SALS 900 LIL ILS/ILS I
Хатанга 06

ОМИ

SALS

900 LIL ILS/ILS I
Ямбург 13

ОМИ

SALS

900 LIL ILS/ILS I
31

ОМИ

SALS

900 LIL ILS/ILS I

В ФАП-128 представлено:

Международная классификация аэродромов

В соответствии с руководящими документами ИКАО классификация аэродромов осуществляется по кодовому обозначению.

Кодовое обозначение состоит из двух элементов.
Элемент 1 является номером, основанным на длине лётной полосы, а элемент 2 является буквой, соответствующей размаху крыла самолёта и расстоянию между внешними колесами основного шасси в соответствии с таблицей:

КОДОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1

Кодовый номер Длина ВПП
1
2 800—1200 м
3 1200—1800 м
4 > 1800 м

КОДОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2

Кодовая буква Размах крыла колея основного шасси
А
В 15—24 м 4,5—6 м
С 24—36 м 6—9 м
D 36—52 м 9—14 м
Е 52—60 м 9—14 м

Пример: Самолёт Ил-62М с расчётной длиной взлёта при стандартных атмосферных условиях 3 280 м, размахом крыла 43,2 м и расстоянием между внешними колесами основного шасси 8,0 м соответствует по классификации аэродрому 4D.

Правила полета в зоне ожидания

Перед входом в зону ожидания экипаж получает от диспетчера эшелон полета в зоне и расчетное время выхода из нее на посадку (EAT). Для выхода на посадку ВС должно находиться в точке FIX. Точность выдерживания EAT должна быть +/- 1 минута. Для выдерживания этого времени экипаж может изменять параметры зоны ожидания, не нарушая правил полета в ней и общей безопасности полета.

Вход и полет в зоне ожидания осуществляется на приборных скоростях, рассматриваемых далее («Скорости полета в зоне ожидания»). Все развороты должны выполняться с углом крена 25 градусов или с угловой скоростью 3 градуса/сек (если для этого требуется меньший крен).

Линии пути обозначены на всех схемах, и пилоты должны стремиться выдерживать линию пути коррекцией на известный ветер, внося поправки в курсы и время полета при входе и в течение полета в зоне ожидания. Отсчет времени полета по линии пути удаления начинается над контрольной точкой или на ее траверзе, в зависимости от того, что наступает позднее. Если положение траверза определить невозможно, то отсчет времени начинается после выполнения разворота на линию пути удаления.

Если длина пути удаления основана на расстоянии от DME, полет выполняется до максимального удаления, указанного на схеме.

В случае ожидания в направлении от станции, когда расстояние от контрольной точки до маяка VOR/DME мало, может устанавливаться предельный радиал. Предельный радиал также можно устанавливать, когда необходимо обеспечить экономию воздушного пространства.

Если сначала самолет выходит на предельный радиал, то он должен следовать по этому радиалу до начала разворота по линии пути приближения, в последнем случае, во время выхода на предельное расстояние от DME.

Если по каким-либо причинам пилот не может следовать правилам, установленным для обычных условий полета в любой конкретной зоне ожидания, он должен сообщить об этом службе ОВД как можно раньше.

Принцип действия барометрического высотомера

Из школьного курса физики любой симмер знает, что атмосфера земли состоит из смеси газов, которые имеют определенный вес и, соответственно, оказывают своим весом некоторое давление на поверхность земли и предметы на ней расположенные. Для симмера также не является секретом, что если подниматься над землей, то давление атмосферы постепенно ослабевает. На использовании этого свойства атмосферы и работают барометрические высотомеры.
Внутри такого высотомера или где-то неподалеку от него расположена анероидная коробка, соединенная посредством хитрого механизма со стрелками прибора. При изменении высоты полета коробка под воздействием изменяющего давления сжимается или расширяется и это движение передается на стрелки прибора, по которым летчик определяет высоту полета.
Высота полета в России и некоторых других странах измеряется в метрах, а во всем остальном мире в футах. Для справки: 1 фут равен 0,305 метра. Соответственно и высотомеры бывают «метровыми» и «футовыми». На обоих типах высотомеров, как на часах, есть две стрелки. Длинная стрелка показывает сотни метров или футов, а короткая — тысячи. На футовых высотомерах, кроме того, делают поворачивающуюся шкалу или размещают специальный индекс, чтобы отображать десятки тысяч футов высоты.
Точка отчета, от которой высотомер считает высоту, в процессе полета определяется пилотом и задается на высотомере путем установки атмосферного давления, при котором высотомер должен показывать ноль. В авиации используются три основных единицы измерения давления: миллиметры ртутного столба (мм рт.ст., mmHg) в России и некоторых других странах, миллибары, они же гектопаскали (мБар, mBar, гПа) для большинства стран Европы, и дюймы ртутного столба (д.рт.ст , inHg) для США и ряда других стран.
Основная цель, с которой в процессе полета экипаж изменяет значение давление на высотомере — обеспечить для всех воздушных судов, находящихся в некоторой части воздушного пространства, единую точку отсчета высоты. Это нужно не столько для того, чтобы все самолеты летели на одной высоте, а наоборот, чтобы самолеты, которые должны лететь на разной высоте, действительно имели между собой необходимый вертикальный интервал.
Правила установки давления на высотомере жестко регламентированы. Диспетчеры сообщают пилотам давление, которое должно быть установлено в той или иной фазе полета. Пилоты самостоятельно осуществляют перевод давления на высотомерах по информации диспетчера в соответствии правилами. И не смотря на общие принципы этих правил в разных странах они разнятся. И в России эти отличия наиболее заметны.

Где брать цифры давления

QNE. Для тех, кто не запомнил значение стандартного давления, повторяю: 760 мм рт.ст., или 1013 мБар, или 29,92 д.рт.ст. Запишите и больше не спрашивайте.

QNH. Можно нажать на клавиатуре клавишу {B} — симулятор сам установит на высотомерах приведенное давление. Но это не наш метод, мы ведь стремимся к реализму.
Так вот, давление QNH обычно дается в METAR-е (метеорологический код с информацией о погоде) нужного нам аэродрома. Среди кучи лишних циферок и буковок там есть фрагмент кода вида «Q1021», который означает (в данном случае), что в настоящий момент приведенное давление в районе аэродрома составляет 1021 мБар, т.е. 764 мм рт.ст. Как и где получить METAR интересующего вас аэродрома, я рассказывать не буду, оставив вам поле для тех самых чудных открытий.

При полете в офлайн можно настроиться на частоту ATIS интересующего вас аэродрома. Автоматический голос выдаст вам много ненужной информации, среди которой прозвучит фраза типа «altimeter 2992»! Вот оно! Вы это уже слышали? Хотите знать, что это значит? Все просто, это фраза означает, что приведенное давление в районе аэродрома равно 29,92 дюйма ртутного столба. И не спрашивайте, почему в дюймах, и как это пересчитать в метры. Я об этом уже говорил. А вот при полетах в онлайн все будет намного интереснее. Там, как и в реальной жизни, узнать давление вы сможете или из информации ATIS, или просто спросив у диспетчера. А чаще диспетчер сам скажет вам нужное давление, когда придет время.

QFE. В реальной авиации в России значение давления аэродрома указывается в передаче речевого автоинформатора — ATIS. Кроме того, при заходе на посадку его обязательно сообщает диспетчер. Симмерам же зачастую приходится довольствоваться приведенным давлением и вычислять давление аэродрома самостоятельно. Сделать это совсем не сложно.

Прежде всего, перед вылетом по схемам следует ознакомиться с аэродромом, на котором планируется произвести посадку. Помимо прочего нужно выяснить превышение ВПП аэродрома над уровнем моря. Далее следует запомнить, что у земли давление падает на 1 мм рт.ст. на каждые 11 метров высоты. Таким образом, например, для аэродрома с превышением 45 м давление на ВПП будет на 4 мм рт.ст. меньше, чем приведенное к уровню моря. Еще пример? Аэропорт Шереметьево, превышение ВПП — 192 м. QNH=758 мм рт.ст., QFE = 758 — (192 / 11) = 758 – 17 = 741 мм рт.ст.

Остается еще пара вопросов — как узнать высоту и эшелон перехода. Попробуйте больше внимания уделять предполетной подготовке. Изучая схемы аэродромов, вы с удивлением для себя обнаружите, что эти самые значения указаны на схемах выхода после взлета и схемах захода на посадку. Кроме того, при заходе на посадку значение эшелона перехода сообщает диспетчер. Как правило, значение высоты перехода устанавливается фиксированное, а значение эшелона перехода обычно зависит от давления на аэродроме.

Классификация аэродромов в России

По длине ВПП и несущей способности покрытия

По длине ВПП и несущей способности покрытия в метрах аэродромы разделяются на шесть классов:

Класс Длина ВПП, м Ширина ВПП, м
А  3200 60
Б 2600 45
В 1800 42
Г 1300 35
Д 1000 28
Е 500 21

Для определения класса аэродрома длина ВПП принимается для нормальных условий.

По взлётной массе принимаемых самолётов

По взлётной массе принимаемых самолётов:

  • вне класса (без ограничения массы) — Ан-124, Ан-225, А380 и т. п.
  • 1-го класса (75 т и более) — Ту-154, Ил-62, Ил-76 и т. п.
  • 2-го класса (от 30 до 75 т) — Ан-12, Як-42, Ту-134 и т. п.
  • 3-го класса (от 10 до 30 т) — Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, Як-40 и т. п.
  • 4-го класса (до 10 т) — Ан-2, Ан-3Т, Ан-28, Ан-38, Л-410, М-101Т и т. п.

У аэродромов вне класса длина ВПП составляет обычно 3500-4000 м, 1 класса — 3000-3200 м, 2 класса — 2000—2700 м, 3 класса — 1500—1800 м, 4 класса — 600—1200 м. Гражданские аэродромы 3 и 4 класса относятся к аэродромам местных воздушных линий (МВЛ).

Таким образом, 1-й класс примерно соответствует классу А, 2-й класс — Б, 3-й класс — В и Г, 4-й класс — Д. К классу Е относятся полевые и временные аэродромы, посадочные площадки.

Схема аэроузла

Международный аэропорт имени Дэниела К. Иноуэ включает три терминала. Шаттл Wiki Wiki обеспечивает перемещение пассажиров между билетными кассами трех ангаров и между залами ожидания в терминалах 1 и 2. Схема расположения терминалов приведена ниже.

Интерактивная карта аэропорта доступна на официальном сайте.

Терминал 1 (Межостровной)

Был открыт в 1993 году и заменил собой старый, построенный в 1961 году. В 2018 году его расширили, открыв новый зал Маука. Он позволил обслуживать дополнительно 11 узкофюзеляжных или 6 широкофюзеляжных самолетов.

Обслуживает рейсы авиакомпании Hawaiian Airlines. Это межостровные направления, рейсы в США, а также международные направления (кроме Японии). Терминал 1 имеет 13 выходов на посадку.

Терминал 2

Открылся в 1962 году как Заграничный терминал. После реконструкции в 1970-80 х годах были открыты дополнительные залы Diamond Head, Ewa и Центральный зал.

Обслуживает рейсы таких авиакомпаний, как AirAsia, Air Canada, Air China, Air New Zealand, Alaska Airlines, All Nippon Airways, American Airlines, Delta Air Lines, Hawaiian Airlines (Рейсы в/из Японии), Japan Airlines, Jetstar Airways, Jin Air, Korean Air, Philippine Airlines, Qantas, Southwest Airlines, Sun Country Airlines, United Airlines и WestJet.

На втором терминале расположено 29 выходов на посадку, общих для всех авиакомпаний. Выходы не назначены для какой-либо конкретной авиакомпании и меняются ежедневно в зависимости от необходимости.

Терминал 3

Третий, ранее известный как Пригородный, открылся в 2018 году со стороны зала Diamond Head и имеет один выход на посадку.

Терминал 3 занимает авиакомпания Mokulele Airlines. Все посадки и высадки осуществляются непосредственно на площадке для стоянки самолетов.

Грузовой терминал

Международный аэропорт имени Дэниела К. Иноуэ служит основной перевалочной базой для грузовых авиаперевозок между США и странами Тихоокеанского региона. Крупнейший пункт назначения иностранных авиагрузов – Япония.

Грузовой терминал включает девять зданий. Здесь работают такие компании, как FedEx, Hawaiian Airlines, Kallita / Pacific Air Cargo, United Airlines и United Parcel Service.

Обозначение и размеры

Отрыв от ВПП

Взлётно-посадочные полосы имеют посадочный магнитный путевой угол (ПМПУ), определяемый согласно магнитному курсу, на котором они расположены. В Северной Америке ВПП зачастую нумеруются согласно истинному курсу. Значение курса округляют до десятков. Нулевой курс заменяют курсом 360°.

Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво ВПП-1 имеет магнитный курс 72°, её обозначение — ВПП 07. Любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс — 252°. Таким образом, первая полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25.

Соответствие ПМПУ магнитному курсу

Часто в аэропортах с двумя и более полосами, они располагаются параллельно — то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное — L (левая), C (центральная) и R (правая).

К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе — 136°/316°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13L/31R, ВПП 13C/31C и ВПП 13R/31L.

В красноярском аэропорту Емельяново полоса расположена в непосредственной близости от полосы аэропорта Черемшанка, поэтому полосы обозначают ВПП 29L/11R и ВПП 29R/11L соответственно.

В парижском аэропорту имени Шарля Де Голля все четыре ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как: 8L/26R, 8R/26L, 9L/27R, 9R/27L.

В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».

Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких — 300 метров в длину и 10 метров в ширину, до огромных — 5500 метров в длину (Бамда, Жуковский) и до 105 метров в ширину (Ульяновск).

Самые маленькие используют для лёгкой и сверхлёгкой (СЛА) авиации. Так например для дельталёта (мотодельтаплана) достаточно ста метров разбега при взлёте и столько же для пробега при посадке.

Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.

Классификация взлетно-посадочных полос (согласно Федеральным авиационным правилам от 25 августа 2015 г. N 262):

Показатель Класс ВПП
А Б В Г Д Е
Минимальная длина ВПП в стандартных условиях, м 3200 2600 1800 1300 1000 500
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector