Самое высокое здание в берлине — berliner fernsehturm

Ближе к небу

Но как поднять системы ПВО на нужную высоту? В советских документальных фильмах, посвященных обороне нашей столицы, не раз мелькают кадры, на которых красноармеец, стоящий на крыше гостиницы «Москва», внимательно всматривается вдаль в бинокль, а позади него стоит 37-миллиметровая зенитка.

Примерно так же поступали англичане, размещая зенитные пулеметы на крышах домов, колокольнях церквей и соборов еще в Первую мировую войну, когда им приходилось отражать налеты германских цеппелинов. Однако в годы Второй мировой войны русские и англичане предпочитали все же размещать большую часть своих средств ПВО на удаленных рубежах. Благодаря сохраняющейся подвижности своих зенитных средств они могли маневрировать ими, сосредоточивать их на наиболее важных направлениях. Правда, стоит заметить, что люфтваффе не располагала такой же воздушной мощью, как англо-американцы. И неизвестно, как сложилась бы судьба Лондона или Москвы, если бы нацисты обладали сравнимой по боевым возможностям бомбардировочной авиацией.

Но как поднять орудия над городом? Домов, на крышах которых возможно установить зенитки, в те времена как в Москве, так и в Берлине были считанные единицы. И едва ли чердачное перекрытие какого-либо здания могло выдержать вес зенитного орудия калибром крупнее 20−37 мм. Об орудиях калибра 88 мм, весящих 8−9 т, говорить не приходится.

Крепости из бетона

Уже в 1937 году проекты Винкеля вызвали большой интерес у командования люфтваффе, вермахта и железнодорожников. Ведомство Геринга начало строить башни на предприятиях авиапромышленности, назвав их «Люфтшутцтюрме» (Luftschutzturme). Люфтваффе построило 29 таких башен, железнодорожники — 17. Вермахт для своих командных пунктов в Потсдаме и Цоссене построил 34 башни. Значительное количество башен возвели фирмы, занятые производством военной продукции.


В левой части кадра — башня «G» комплекса VIII (Вена), которая используется как хранилище для произведений искусства. Вдали — башня «L».

В октябре 1940 года Гитлер приказал начать строительство таких бомбоубежищ (по проектам Винкеля и его конкурента Пауля Цомбека) для населения городов. Они должны были вмещать не менее 5% общей численности горожан.

Когда немецкие специалисты серьезно занялись разработкой системы ПВО Германии и, в частности, зенитной обороной крупных городов, они не упустили из виду башни-бомбоубежища Винкеля и предложили строить специальные сооружения, получившие название зенитных башен (Flakturme).

Проектированием этих зенитных башен занялся любимый архитектор Гитлера Альберт Шпеер, который к августу 1940 года предложил первые проекты, одобренные фюрером. Возведение зенитных башен было возложено на государственную военно-промышленную корпорацию Organisation Todt, известную, в частности, строительством германских автобанов.

Как добраться

На общественном транспорте добраться до Берлинской телебашни можно разными способами. Вход в башню находится прямо напротив выхода Gontardstraße со станции Alexanderplatz.

  • Автобус: TXL, M48, 100, 200, 248, N5, N8
  • S-Bahn (городская электричка): S5, S7, S75
  • U-Bahn (метро): U2, U5, U8
  • Трамвай: M4, M5, M6, M2
  • Региональный поезд: RE1, RЕ2, RE7, RB14

Тем кто планирует поехать к телебашне на автомобиле (взять в аренду авто можно здесь) могут воспользоваться подземной парковкой и автостоянками на площади Александерплац, а также парковкой на улице Отто-Браун.

Адрес телебашни в Берлине: Panoramastr, 1A

История создания

Берлинскую телебашню создавали в ГДР. Она – яркий пример социалистической архитектуры, смелой и новаторской. Сразу просматривается ее сходство с московской Останкинской телебашней. Правда, немецкая немного уступает ей по высоте – в ней “всего” 368 м.

Создать такого “колосса” было непросто, проект растянулся на четыре года. До сих пор Берлинская телебашня остается самым высоким сооружением города и всей Германии. Ее замечательно видно из любого района – футуристический шпиль с шаром сегодня является одним из символов столицы.

Надо отметить, что поначалу телебашня должна была возникнуть совсем в другом месте – на холмах Мюггельберге, расположенных к югу от одного из самых больших берлинских озер. Однако планам не суждено было сбыться. Строительство перенесли из-за близости аэропорта Берлин-Шенефельд. В итоге башня расположилась неподалеку от Александерплац – центральной площади столицы.

Были и другие причины переместить грандиозное сооружение в самое сердце Берлина. Руководство ГДР изначально видело в телебашне не только конструкцию для обеспечения высокого качества вещания – планировалось, что здание станет символом обновленного Берлина. Естественно, что сооружение такого значения не могло располагаться на окраинах, его следовало возводить прямо в центре города, что и произошло.

Кто взялся за проектирование будущей достопримечательности? Трудилась над башней целая команда архитекторов. Итоговая стоимость сооружения значительно превысила запланированную смету. Обошлась телебашня ГДР в 200 млн. марок. Сегодня дорогостоящая достопримечательность ежедневно доступна для посещения, но за него придется заплатить. Помимо обычных билетов предусмотрены VIP-пропуска.

Архитектура телебашни

Сооружение достигает в высоту 368 метров. Кстати, в 1969 году считалась второй по высоте среди телебашен во всем мире: ее превосходила только Останкинская телебашня.

Шар, которым увенчана башня, имеет толщину 50 см и диаметр 32 метра. Разделенный на 120 сегментов шар поднимали на самый верх уже после строительства ствола. Предварительно на территории между Красной ратушей и церковью Святой Марии спроектировали макет высотой 35 метров, на котором установили сегменты шара.

Фото: Couleur / Pixabay.com

Если вы оказались в Берлине в октябре, то полюбуйтесь фестивалем огней. На протяжении нескольких дней на телебашне красуются различные световые композиции.

Туризм и посещение телебашни

Берлинская телебашня является не только радиоантенной мачтой, но и туристической достопримечательностью, эмблемой города и местом проведения досуга. Это самое высокое сооружение Европы, открытое для посещения, и вторая по высоте смотровая площадка с открытым доступом в Германии, после тестовой башни в Роттвайле. Только за первые три года после открытия Берлинской телебашни её посетило более 4 млн человек . После Воссоединения Германии ежегодное количество гостей телебашни, приезжающих из 90 стран мира, достигло стабильной отметки в 1,2 миллиона. По статистике за 2010 год, количество иностранцев среди посетителей составляло 60 процентов (из них 8,1% – испанцы, лидеры рейтинга, затем итальянцы – 7,6% и датчане – 6,7%). Максимальное количество людей, которое может вместить шар одновременно – 320 человек. Из 5 000 человек, посещающих башню ежедневно, около 1 500 останавливаются в ресторане. Во времена ГДР в телекафе можно было задерживаться не более чем на 60 минут, а на смотровой площадке всего на 30 минут.

Два пассажирских лифта на 12 человек поднимаются за 40 секунд на смотровую площадку на высоте 203 м, где также находится самый высоко расположенный бар Берлина. Из 60 окон открывается панорамный вид на всю столицу и её окрестности. 21 ступенька отделяет смотровую площадку от вращающегося ресторана, размещённого на высоте 207 метров. Ресторан за час проходит полный оборот в 360°. Кухня ресторана, в целях противопожарной безопасности, размещается у подножия башни. Приготовленные блюда поднимают на лифте и дорабатывают в маленькой кухне, смежной с рестораном. Меры противопожарной безопасности предусматривают также наличие двух эвакуационных платформ и полный запрет на курение на территории всего сооружения . Людям, передвигающимся в инвалидных колясках, и лицам с ограниченными физическими возможностями попасть на телебашню пока не удастся, поскольку в экстренной ситуации они не смогли бы воспользоваться аварийным выходом без посторонней помощи. Животные, детские коляски и крупногабаритный багаж также не допускаются из соображений безопасности.

По прошествии 42 лет с момента открытия, 14 июня 2011 года, бургомистр Берлина, Клаус Воверайт, поприветствовал 50-миллионного посетителя телебашни. Со смотровой площадки телевизионной башни открывается вид на весь город. При хорошей видимости удаётся разглядеть даже развлекательный парк Tropical Islands, расположенный в 60 км от города.

Башня открыта для посещения круглый год, но время работы меняется в зависимости от времени года. Последний подъём на смотровую площадку осуществляется в 23:30, а вход в ресторан возможен лишь до 23:00. Для проведения праздников, юбилеев, приемов и других торжественных мероприятий зал можно зарезервировать на максимум 200 персон. На телевышке можно также совершить гражданское бракосочетание. Жениху, невесте и их гостям предоставляется возможность зарезервировать на час бар, расположенный на смотровом этаже (максимум на 30 персон).

Технические данные

Павильон у основания башни

  • Высота с антенной: 368,03 м (до реконструкции антенны в г. высота составляла 365 м)
  • Длина антенны: 118 м
  • Диаметр антенны: 1,80 м
  • Средняя высота шара: 212 м
  • Смотровой этаж на высоте 203,78 м
  • Телекафе на высоте 207,53 м (3 поворота за час, первоначально 1, затем 2)
  • Диаметр основания: 32 м
  • Диаметр смотровой площадки: 24 м
  • Диаметр телекафе: 29 м
  • Диаметр шара: 32 м
  • Вес бетонной трубы: 26.000 т
  • Вес шара: 4800 т
  • Вес антенны: 245 т
  • Скорость лифта: 6 м/с
  • Глубина фундамента: 5 м
  • Наружный диаметр фундамента: 42 м
  • Два пассажирских лифта
  • Лифт для перевозки оборудования и персонала, работающего в технических помещениях
  • Полезная площадь шара: 5 000 кв. м
  • На высоте 216 м, 220 м и 224 м располагаются передающие установки для трансляции телевизионных каналов и каналов радио, а также служебные помещения для техников
  • На первом этаже, на высоте 200 метров, находится установка для кондиционирования воздуха, немного выше расположен технический ярус, на котором размещается управление системой пожаротушения
  • Спасательные площадки на высоте 188 м и 191 м
  • 150 антенн теле- и радиовещания на мачте
  • Зона вещания – 20 000 кв. км

Ресторан на высоте 200 метров

Изюминкой Берлинской телебашни является ресторан «Сфера», который медленно вращаясь, предлагает всем его посетителям не только покушать, но и насладиться обзором с одной из самых высоких точек в Берлине.

Ресторан обслуживается с помощью скоростных лифтов, которые доставляют посетителей и готовые блюда на самое высотное ресторанное заведение Берлина.

Кроме смотровой площадки и вращающегося легендарного ресторана, есть и более скромное кафе.

Кстати, подняться в кафе и на смотровую площадку можно за 40 секунд. Плюс к такой суперскорости, все интерьеры восстановили под ретро-стиль 70-ых годов. Теперь посетители видят башню такой, какой ее видели первые посетители нового символа Берлина.

Строительные инновации

Предварительное напряжение было достигнуто путем создания гигантского «колеса велосипеда» со «спицами» стальных тросов, которые были натянуты в момент выливания на них бетона. Когда бетон застыл, тросы отпустили, создав невероятно прочное железобетонное основание, которое по своему размеру является крупицей аналогичного по мощности традиционного фундамента из ненапряженного железобетона. Этот высокотехнологичный фундамент передает вес 7.900 куб. м бетона и 3.450 тонн стали, использованных при строительстве башни, на землю, распределяя нагрузку равномерно по обширной области.

Зенитки в городе

Еще в предвоенный период немецкие специалисты обратили внимание на весьма существенный фактор, серьезно мешавший действиям зенитной артиллерии. Этим фактором оказались сами города Германии

Они, как и в большинстве стран Европы, были застроены многоэтажными домами, причем расстояния между зданиями часто оставлялись минимальными, а порой и вовсе отсутствовали. Можно было пройти по улице километр и более, не увидев ни единого просвета между домами. Да и сами улицы, особенно в старых кварталах, имели весьма небольшую ширину.


Башня «G» Здание стоит в районе Хайлигенгайстфельд (Гамбург) и используется как жилой дом.

Зенитные батареи, командные пункты, пункты наблюдения, как полагали специалисты из ведомства Геринга, необходимо было размещать не только на подступах, но и внутри городов рейха, особенно таких крупных, как Берлин, Гамбург, Бремен, Вена. А между тем как раз в этих городах для объектов ПВО было крайне мало места. Фактически для размещения батарей можно было использовать только городские площади, парки, стадионы. При этом стоящие вокруг высокие дома значительно ограничивали не только вертикальные углы и секторы обстрела орудий, но даже и возможность прицеливания. Бомбардировщик был виден наводчику считанные секунды, за которые невозможно определить с достаточной точностью курс и скорость цели, ввести необходимые данные для стрельбы даже при использовании ПУАЗО (прибора управления зенитным огнем).

Решение всех проблем лежало на поверхности — точнее, на уровне крыш домов. Если разместить командные пункты, приборы обнаружения, сами орудия на этой высоте, то приближающиеся самолеты можно увидеть на достаточном расстоянии, можно точно определять их курс, высоту, скорость, типы самолетов, их построение. Это крайне необходимо, поскольку удаленные посты наблюдения могут давать лишь примерные, ориентировочные данные. А здесь у командиров появляется время на принятие решений и подачу соответствующих команд, а у расчетов — на то, чтобы установить на взрывателях время срабатывания, зарядить орудия, ввести в прицелы необходимые поправки, тщательно прицелиться и вовремя открыть огонь.


Венский бастион Так сохранившаяся до наших дней башня «G» комплекса Flakturm VIII, установленная в парке Аренберг в Вене. Ее «сестра», также относящаяся ко второму поколению зенитных башен, стоит в Вильгельмсбурге — районе Гамбурга.

Строительство длиною в четыре года

Авторство проекта телебашни принадлежит Фрицу Дитеру, Гюнтеру Франке и Герману Хензельманну. По нему и стартовали 4 августа 1965 года строительные работы. Ими руководил председатель Строительной академии ГДР Герхард Козель. Но вскоре его уволили, поскольку реальные затраты на строительство значительно, в целых 6 раз, превысили планируемые (почти 200 миллионов марок вместо 3,3 млн.). Телебашню возводили в основном из отечественных восточногерманских стройматериалов, однако защитное стекло заказали в Нидерландах. Лифты, тросы и систему кондиционирования монтировали шведские специалисты.

При строительстве трубы башни (она из железобетона) применялся метод скользящей опалубки. Каркас ее шара (а он, в свою очередь, стальной) собирали здесь же на строительной площадке. Но чтобы поднять отдельные части шара наверх использовали монтажный кран, который смонтировали прямо на вершине трубы. Сейчас этот кран со смотрящей вниз стрелой, который с полным основанием можно назвать историческим, находится там же. Что же касается антенны, ее собирали из отдельных составляющих: длина каждого сегмента была 4 метра. Для установки антенны тоже использовали кран, однако после монтажных работ его демонтировали. Строительство башни растянулось на четыре года, и 3 октября 1969 года она была сдана в эксплуатацию.

Посещение, время работы и стоимость билетов

Телебашня работает ежедневно:

  • С марта по октябрь – с 9 утра до полуночи.
  • С ноября по февраль – с 10 до полуночи.

Чтобы попасть в башню по обычному билету, придётся отстоять очередь. Иногда ожидание прохода внутрь занимает до часа времени. Зато подняться наверх вы сможете всего за 38 секунд, благодаря скоростному лифту.

С 1 января 2019 года цена стандартных билетов составит:

  • Взрослый билет на телебашню в Берлине будет стоить 16.50 евро.
  • Детский билет (с 4 до 14 лет) – 9.50 евро.
  • Дети до 4 лет – бесплатно.

Купить билеты можно на месте, либо на официальном сайте берлинской телебашни, перейдя по этой ссылке.

Цены в кафе

  • Вино и другие алкогольные напитки – 5-12 евро.
  • Сэндвич – 9 евро.
  • Кофе 3-4 евро.

Цены в ресторане

Пиво – 3.80 €, вино – 5-10 €, салаты 10-14 €, супы – 6.50 €.

В ресторане Сфера есть три вида меню:

  • утреннее – 10:00 – 11:00
  • дневное – 11:00 – 16:00
  • вечернее – 16:00 – 23:30

В зале работает бесплатный wi-fi.

История возникновения Берлинской стены

Берлинская стена была построена 13 августа 1961 года и просуществовала до 9 ноября 1989 года.

В ночь с субботы на воскресенье Восточный и Западный Берлин разделили заграждением, сделанным из колючей проволоки: так поделили 4 ветки метро, 8 трамвайных линий и 193 улицы.

Далее вместо колючей проволоки построили каменную стену — буквально за три дня. Те окна, которые выходили на возведенную границу, заложили кирпичом. Строили стену вплоть до 1975 года.

Официально стена называлась Антифашистский оборонительный вал (Antifaschistischer Schutzwall). Перейти из одной части города в другую можно было через 13 пропускных пунктов (к 1989 году осталось всего три).

При попытке нелегального пересечения границы было задержано свыше 75 тысяч человек – больше тысячи были убиты на месте.

Восточные берлинцы пытались попасть в другую часть города через реку, на воздушных шарах, с помощью подкопов и даже пробовали протаранить стену.

Что представляла собой в прошлом

За 28 лет сооружение не один раз перестраивалось: к концу своего существования ограждение имело длину 106 км и высоту около 3,6 метров. На отдельных участках были установлены противотанковые укрепления, полосы с острыми шипами, земляные рвы и сигнальные ограждения.

Вдоль Берлинской стены выстроили примерно 300 пограничных вышек, оснащенных прожекторами и пулеметами.

Пролегающая рядом со стеной контрольно-следовая полоса была покрыта мелким песком, который специально регулярно разравнивали.

Обход территории осуществлялся круглосуточно – нарушителей границы отыскивали и жестоко наказывали. В последующем даже планировали оборудовать стену специальными датчиками движения, а также оружием с дистанционным управлением.

Падение стены

9 ноября представитель правительства ГДР разрешил выдавать гражданам специальные визы для посещения ФРГ: однако сотни тысяч жителей ГДР поспешили к границе, не дожидаясь виз. Пограничники сначала пытались остановить толпу, но под массовым напором окончательно открыли границу.

По ту стороны стены жителей Восточного Берлина радостно приветствовали жители Западного Берлина, которые также стремились перейти границу.

Берлинскую стену разбивали, расписывали всевозможными рисунками и граффити, уносили ее кусочки на память, празднуя воссоединение семей и объединение Берлина и всей Германии.

В 1990 году ограждение снесли: остался только небольшой отрезок в 1,3 км. Были открыты Бранденбургские ворота, через которые проходила граница между Западным и Восточным Берлином.

Антенна и сфера башни

Вершина башни может отклоняться от вертикали на расстояние до 60 см (при сильном ветре)

Наверху бетонного стержня башни помещена 118-метровая антенна, которая весит 245 тонн и составлена из 30 стальных частей, каждая приблизительно 4 м высотой. В то же время на уровне 200 м помещена сфера, которая доминирует во всей вертикали, обеспечивая ее уникальный профиль. Этот огромный шар из нержавеющей стали скрывает в себе смотровые площадки и ресторан. Отдельные части шара были установлены при помощи мачтового крана, закрепленного на вершине бетонного стержня. При очень сильном ветре вершина башни может отклоняться от вертикали на расстояние до 60 см.

«Месть папы»

Сфера башни является также темой религиозного фольклора. Телебашня была построена в период коммунистического правления в Восточной Германии, когда религия находилась в опале. Однако, когда солнце освещает сферу из нержавеющей стали, происходит странная вещь: появляется блик в форме гигантского креста, бросающий вызов атеистической доктрине коммунистического правительства. Этот абсолютно случайный эффект не был предусмотрен архитекторами. Берлинцы же пришли в восторг и немедленно назвали светящейся крест «местью папы».

«Месть папы» — блик в форме гигантского креста на сфере башни в солнечную погоду

Как строилась достопримечательность

Берлин (Митте — самый престижный район мегаполиса) — город, в котором находится одноименная достопримечательность. Дорогие объекты должны располагаться в фешенебельных округах. Это самый центр населенного пункта. Башня является наивысшим сооружением в стране и входит в четверку наивысших конструкций на планете. Только Московская, Киевская и Рижская телебашни опережают ее по высоте.

Высота телебашни в Берлине достигает 368 метров. Трубу объекта заливали бетоном, используя для этого скользящую опалубку. Остов шара собирали на земле, затем на вершине трубы установили подъемный кран и по фрагментам поднимали и монтировали шар. Наверху конструкции и по сей день находится этот кран, только сегодня стрела его опущена. Вращающийся шар за 30 минут делает полный оборот. В нем располагается смотровая площадка.

Кран меньших размеров использовали и для того, чтобы смонтировать антенну. Ее также собирали по частям, длина каждой из которых составляла четыре метра. Антенна в длину имеет 118 метров. При сильном ветра она на 80 см отклоняется от своей оси. Зимой ее иногда обогревают с помощью электричества, чтобы предотвратить обледенение.

Башня насчитывает два лифта и 986 ступеней, а также располагает рестораном, шпилем и этажом с панорамой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector